5 декабря 2011 года, на следующий день после парламентских выборов, произошло невероятное. Жители больших городов России, возмущенные крупномасштабными подтасовками результатов голосования, вышли на митинги. Вышли с плакатами и лозунгами: «Мой голос украли!», «Даешь честные выборы!», «Это наш город!». Этот день навсегда изменил Россию. Люди поняли, что собравшись вместе на многотысячном митинге, они становятся грозной силой, с которой нужно считаться. И последующие митинги, возглавляемые оппозицией, начали собирать все больше и больше протестующих граждан, пока пожар оппозиционных настроений не охватил всю страну…
За счёт распространения информации в LiveJournal, Twitter и Facebook, акция собрала около 15 тысяч участников. На митинге выступили известные оппозиционеры: Алексей Навальный, Евгения Чирикова, Борис Немцов, Илья Яшин, Артемий Троицкий, Виктор Шендерович, Дмитрий Быков. После митинга многие пошли к зданию ЦИК. На Лубянке прошли массовые столкновения протестующих с полицией. В результате проведения акции были арестованы более 300 человек, в том числе Алексей Навальный и Илья Яшин, впоследствии получившие по 15 суток ареста каждый.
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Онлайн-трансляция "Новой газеты":
https://www.novayagazeta.ru/articles/2011/12/05/47173-sobytiya-5-151-6-dekabrya-kak-soglasovannyy-miting-oppozitsii-prevraschalsya-v-revolyutsiyu-no-ne-prevratilsya-hronika-sobytiy Click to view
Партия "5 декабря"
http://5dec.ru/o-nas Click to view
===========================================================
Алексей Навальный: 5 декабря. Недоделанное дело
5 декабря 2011 года стоит вспоминать не с ностальгией и не думать об упущенных возможностях (кто там думал о каких-то возможностях из тех, кто шел на знаменитый митинг на Чистых прудах), а с мыслью о том, что есть много недоделанной работы.
Ничего не изменилось же: выборов нет, суда нет, справедливости нет. А мы есть, мы по-прежнему всего этого хотим и продолжаем жить в своей стране - России. И будем жить здесь, растить детей здесь, выходить на пенсию здесь и помрём тоже, очевидно, здесь.
А раз так, то разумный выбор нормального человека жить, растить детей и каждый день требовать и добиваться появления в России свободных выборов, честных судов и справедливости.
Это не романтика, это рациональный выбор. Иначе как-то всё совсем глупо.
Вчера, прям почти в годовщину событий 5 декабря 11 года, Европейский суд вынес наконец-то решение относительно тогдашних арестов, которые, я уверен, и создали то, что называется в новой истории России "протестное движение".
Решение пока только по мне и Яшину, но остальные жалобы на подходе. В нём, в каком-то смысле, и описывается правота всех тех, кто выходил на на улицу после: нарушено право на свободу собраний, право на справедливое судебное разбирательство, право на свободу и личную неприкосновенность и тд.
Интересно, что один из судей ЕСПЧ (от Португалии) выступил даже с особым мнением по этому решению, он прямо пишет: российские власти устраивают судебный фарс под видом процесса.
Вот ещё цитата:
Заключение
14. Версия событий, представленная Правительством, не удовлетворяет самым элементарным требованиям бремени доказательства и поэтому является ненадежной. Очевидным выводом, который можно сделать, основываясь на версии заявителей, является то, что в их отношении была грубо нарушена свобода собраний, поскольку они были самовольно остановлены и задержаны, когда они покидали место собрания на Чистых прудах в Москве. События, последовавшие за их задержанием, лишь усиливают убеждение в том, что заявители стали жертвами произвола со стороны полиции, на который затем закрыли глаза российские суды. Принимая во внимание политическую природу высказываний заявителей, подобное судебное попустительство наносит тяжелый ущерб демократии, что может способствовать воспитанию или усилению культуры молчания в среде оппозиции.
И у нас будут суды и судьи, рассуждающие в решениях об "ущербе для демократии", а не просто штампующие приговоры, принесенные на флэшке.
Сотни миллионов человек к западу от нас, близкие к нам народы (точно более близкие, чем северные корейцы или иранцы), живут и процветают в обществе где в целом (с проблемами, но в целом да) работает демократия, есть честные суды, и никому не приходит в голову отменять выборы мэров.
И мы так хотим, и у нас там будем, и мы так сможем. Кто бы там что ни рассказывал, мы видим только процесс массовой иммиграции (сотни тысяч) из России на Запад и ни одного обратного случая. Никакого другого доказательства цивилизационных предпочтений русских и других народов России не надо.
Все это херня, что европейских перемен в России хотят только некие "либералы", покажите мне "консерватора", который уехал бы наслаждаться традиционным обществом в Узбекистан, тогда я поверю.
Вот и надо доделывать эту работу. В три раза активнее и с учётом всех ошибок.
Её всё равно придётся сделать, и её всё равно никто не сделает за вас.
https://navalny.com/p/3998/ ===================================================
«От души тогда оралось»
Как Алексей Навальный не хотел идти на Чистые пруды, а Ксения Собчак решилась выступить на проспекте Сахарова
Участники и свидетели первого протестного митинга 5 декабря 2011 года на Чистопрудном бульваре, ставшего самой массовой акцией в Москве со времен акций в поддержку «старого» НТВ весной 2001 года, год спустя рассказывают «Газете.Ru» о своих впечатлениях от взрыва протестной активности.
Всеволод Чернозуб, активист «Солидарности», один из организаторов митинга 5 декабря, получил 15 суток ареста за несанкционированное шествие к Лубянке
Идея была такая: «Если вы считаете, что выборы сфальсифицированы и украдены, выходите на улицу и протестуйте». Нам сайт (посвященный митингу) вырубали, блокировали, потом я поговорил со всеми нашими элитами «Солидарности», и они сидели вместе с нами, обзванивали людей по базе и говорили, например: «Я Немцов, я вас зову на митинг 5 декабря». У людей, конечно, шок был: человек из телевизора звонит.
Я весь митинг простоял на сцене, я смотрел и не понимал ничего, еще же дождь шел, я замерз жутко. Люди идут, толпа не заканчивалась, кто-то перелезал через заборы, и нависло в воздухе какое-то напряжение, что что-то еще должно быть. Такой сгусток энергии не может просто так пропасть, раствориться. Разойтись в метро. Мы обсуждали, идти или не идти (к Лубянке), и в итоге все-таки решились на это шествие несогласованное. То есть мы просто взяли и пошли - распирало от этой энергии, от ощущения того, что, с одной стороны, все плохо, а с другой - нас столько вышло наконец-то. Прорвало как-то, от души тогда оралось.
Илья Яшин, ведущий митинга 5 декабря на Чистопрудном бульваре, получил 15 суток ареста за несанкционированное шествие к Лубянке
Я шел с противоречивыми чувствами на митинг 5 декабря. С одной стороны, интернет кипел, было очевидно, что люди возмущены фальсификациями, а с другой - были большие сомнения, что эта волна приведет людей на улицы. По разным поводам люди и раньше возмущались в интернете, не было никакой гарантии, что это приведет к всплеску уличной активности.
У меня до сих пор сохранилась переписка с Навальным: примерно за час до митинга я ему написал, что на митинг коммунистов, который был где-то на час-полтора раньше, собралось всего 100 человек. Он ответил, что есть опасение, что и к нам придет примерно столько же. Примерно через полчаса мы с большим трудом пробрались на сцену и увидели порядка 10 тысяч человек. Переписка на этом фоне выглядела довольно комично.
Было очевидно, что люди не хотят расходиться и будут недовольны, если мы предложим им разойтись, поэтому надо было как-то ожидания людей оправдать. Другое дело, что мы не хотели никакой драки с ОМОНом, поэтому я когда предложил людям прогуляться в сторону Лубянки, я предложил свернуть плакаты, не перекрывать движение, идти по тротуарам. Именно прогуляться. Я до сих пор считаю, что никакого нарушения закона с нашей стороны не было.
Не стали бы мы, конечно, захватывать его (здание ЦИК на Лубянке), я по крайней мере был бы против. Ну постояли бы под окнами. Посвистели бы. Постучались бы в двери - может, к нам кто-нибудь бы вышел. Может, мы остались бы там на ночь. Но совершенно точно никаких агрессивных действий мы бы совершать не стали. Никаких штурмов и забрасывания камнями мы не планировали.
Потом уже было очевидно, что много людей придет. Хотя про 10-е число сложно было что-то предположить: мы находились в некоторой изоляции. (После митинга 5 декабря Илья Яшин получил 15 суток ареста. - «Газета.Ru».)
Алексей Навальный, создатель проекта «Роспил», выступавщий на митинге 5 декабря, получил 15 суток ареста за несанкционированное шествие к Лубянке
Это был митинг «Солидарности», меня на него позвал Яшин еще за пару дней. Я ему сказал, что я туда не пойду, потому что, во-первых, всю эту «Солидарность» я терпеть не могу, а во-вторых, они мешали нашей стратегии «Голосуй за любую партию, кроме «Единой России». У них же там своя была стратегия: половина за бойкот, половина за «Нах-нах», чем они меня жутко бесили. Поэтому я не собирался идти на их идиотский митинг.
Пришли результаты выборов по Москве с каким-то безумным результатом «Единой России» - все это на фоне роликов в интернете, где сидит какой-нибудь председатель комиссии и вручную галочки проставляет. Все были взбешены, я написал пост, что теперь нельзя не выйти на этот митинг, хотя понятно, что он будет убогий и малочисленный. Это же даже будний день был. Я понимал, что сейчас приду на митинг, там будет, ну, человек 600 стоять у сцены. Ну и по фигу, все равно надо идти.
Я, конечно, был удивлен, потому что когда я пришел на Чистые пруды, я даже не смог пройти к сцене. Это был такой митинг разгневанных наблюдателей: все какие-то новые люди, совершенно новые. Впоследствии из, кажется, 95 человек, которые были со мной в спецприемнике, какое-то подавляющее большинство были наблюдатели. Их выгнали с участков, они очень злые пришли на митинг и потом очень злые присоединись к нашему шествию.
Спустя год какие мы результаты имеем? Ситуация, конечно, сложная. Люди сидят в тюрьме, закон о митингах просочился, ситуация в интернете сложная, и очевидно, что это попытка ввести цензуру и дополнительное правовое регулирование. Тем не менее я смотрю на ситуацию оптимистично, потому что вот когда-то я шел на митинг, зная, что если там будет тысяча человек - это будет успех. Сейчас наши представления о протестном движении изменились так, что митинг, в котором участвуют 40 тысяч человек, воспринимается как большой провал.
Илья Клишин, гражданский активист, модератор сообщества в Facebook «Мы были на Болотной площади и придем еще»
Я предполагал, что там будет много людей: была необычная активность в социальных сетях. Люди в Facebook и Twitter писали, что они туда идут целыми офисами, целыми редакциями. У меня было ощущение, что это что-то из ряда вон выходящее. Я пытался там найти своих друзей, созванивался с ними, шел по колено в грязи, в итоге нашел каких-то других друзей. Встал с ними, кто-то раздал свистки, мы в них свистели, все это было довольно весело.
На сцене стояли какие-то невзрачные люди из «Солидарности», и всем было, в общем-то, все равно, что они говорят. Было ощущение, что только каждый пятый из выступающих хоть как-то интересен людям: Навальный, Быков... или не Быков, а Ефремов там выступал? Совершенно не помню, кто сказал: «А давайте пойдем до ЦИКа?» Но вот люди, которые стояли вокруг меня, - у нас было однозначное ощущение, что надо идти.
Ксения Собчак, телеведущая, член Координационного совета оппозиции.
Меня, как и многих, факт таких жестких репрессий по отношению к людям, которые вышли на этот митинг на Чистых прудах, дико возмутил.
У меня не было никакой задачи что-то публично заявлять. Это было вполне естественно: я пошла (10 декабря на Болотную площадь), потому что я считала, что я не могу не пойти, и как-то мне совесть не позволяет отмолчаться, когда туда идут все люди, чье мнение я разделяю и уважаю. И все, так же как и я, многим рискуют и пытаются что-то изменить - тем, чтобы на одного человека было больше. Поэтому я туда пошла.
А уже дальше из этого что-то само раздулось. Я даже не выкладывала свою фотографию в Twitter, я просто написала, что я сегодня тоже иду на митинг. Дальше меня сняли в толпе, показали по Первому каналу. После этого было голосование на Facebook, где я вошла в список людей, которых хотели бы видеть выступающими на митинге 24 декабря. Все остальные шаги уже были предопределены: я считаю, что если ты что-то делаешь, то за свои действия надо отвечать.
Я надеюсь, конечно, что эта история не завершилась. Сейчас это хороший этап для протестного движения. Это, безусловно, в чем-то, может, и кризис, но во время кризиса может родиться совершенно другая энергия, которая дальше даст нам возможность перейти в какую-то другую фазу действий.
https://www.gazeta.ru/politics/2012/12/04_a_4878797.shtml