АКТ
ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ
Исходя из смертельной опасности, которая нависла над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года,
- продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства в Украине,
- исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами,
- исполняя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно
ПРОВОЗГЛАШАЕТ
НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ и создание самостоятельного украинского государства - УКРАИНЫ.
Территория Украины является неделимой и неприкосновенной.
Отныне на территории Украины имеют силу исключительно Конституция и законы Украины.
Данный Акт вступает в силу со дня его одобрения.
ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ
24 августа 1991 года
Сегодня не обычный День Независимости. В этом году мы впервые отмечаем его без автора Акта Независимости Украины - Левка Григорьевича Лукьяненко.
Сейчас этот документ находится в музее, под стеклом на специальном подиуме. А двенадцать лет назад он почти неделю пролежал у меня дома, на книжной полке рядом с ровными рядами каких-то советских изданий.
В августе 2007 года я гостил дома у его автора. Еще до встречи с Левком Григорьевичем я знал, что этот черновик до сих пор хранится у него и во время беседы попросил хотя бы показать документ. Он охотно согласился. Принес толстенную папку, сел за стол и начал в нем что-то перебирать. Я ожидал увидеть все что угодно, но только не пожелтевшую от времени тетрадку в линейку, от которой веет школьными уроками и переменами.
У документа интересная история. Изначально Акт независимости должен был называться "Универсалом", но авторы побоялись, что коммунисты, вспомнят Универсалы Грушевского и не поддержат документ в сессионном зале. (Вверху страницы справа слово "Универсал" вычеркнут) Из этих же соображений текст провозглашения сознательно сжали до минимальных размеров - чтобы избежать длительного обсуждения членами фракции Компартии Украины.
Сам акт писали всего два часа. Надежды миллионов живших до того дня и в те дни поместились на одном листке…
После беседы я забрал тетрадку домой, чтобы отсканировать для какого-то эфира. В итоге черновик почти неделю лежал у меня дома. И каждый раз, глядя на него, мне трудно было поверить, что независимость целой страны начиналась именно с этой пожелтевшей от времени тетради.
Когда Левко Григорьевич передавал его в руки, он сказал лишь одну фразу: "Будьте обережні, це має цінність".
И с каждым годом эта фраза приобретаем все больше и больше смысла. С праздником вас.
И с днем рождения Левка Лукъяненко, который по удивительному стечению обстоятельств родился в один день с независимостью - 24 августа 1928 года. Он умер в прошлом году, 7 июля 2018 года. Сегодня бы ему исполнилось 91 лет.
Источник:
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=10215749670440798&id=1414642146
=======
1 декабря 1991 года назад 90% украинцев подтвердили не референдуме стремление жить в независимой Украине.
«Известия» 4.12.1991
Итоги голосования по регионам:
http://www.istpravda.com.ua/articles/2011/12/1/63565/ Одна из самых больших, густонаселенных и богатых союзных республик, одна из трех славянских "республик-сестер", Украина была важнейшей частью советского политического и экономического организма. Она стала пятой республикой, отделившейся от СССР, - после Литвы и Грузии, которые сделали это еще до путча, а также Латвии и Эстонии, провозгласивших независимость во время августовских событий.
Одним из характерных проявлений перестройки на Украине стали многочисленные митинги и демонстрации. Первый массовый митинг, не санкционированный властями, прошел 13 июня 1988 года во Львове. Участники многотысячной акции выступали за демократизацию и осуждали тоталитарный режим. В качестве атрибутики они использовали национальные сине-желтые флаги.
Методы "уличной демократии" быстро обрели популярность. Только в период с 1988 по 1989 годы в республике прошли сотни разного рода манифестаций, в которых приняли участие миллионы людей. Лозунги были самыми разными - от политических и национальных до экологических (среди прочего был поднят вопрос об ответственности высших должностных лиц за утаивание последствий аварии на Чернобыльской АЭС).
Параллельно шли забастовки. В июле 1989 года забастовали шахтеры Донецкой, Днепропетровской и Львовской областей, недовольные условиями труда и оплаты (забастовки в те дни проходили и на шахтах в России). Власти тогда пошли на уступки, выполнив наиболее насущные требования. Позднее забастовки возобновились. Помимо экономических требований со стороны шахтеров выдвигались и политические: бастующие требовали отставки союзного правительства, национализации имущества КПСС и перевода шахт под юрисдикцию Украины.
Со временем на митингах все чаще стали звучать лозунги, связанные с восстановлением экономической и политической независимости Украины.
Хотя к существенному ускорению процесса отделения республики от Советского Союза эти выступления не привели. В целом Украина шла, скорее, в русле процессов распада СССР, и не пыталась эти процессы форсировать (в отличие, например, от стран Балтии).
Декларацию о суверенитете (провозгласившую, в частности, право Украины на находящиеся на ее территории природные ресурсы, а также на создание собственных вооруженных сил) парламент республики принял 16 июля 1990 года - спустя примерно месяц после того, как о суверенитете объявили депутаты РСФСР. Что касается независимости, то ее Украина провозгласила лишь 24 августа 1991 года - после провала августовского путча в Москве. Для сравнения - Литва, примером которой вдохновлялись сторонники независимости Украины, объявила об отделении от СССР еще весной 1990 года.
Сторонников независимости на Украине объединило "Народное движение" ("Народний рух"). Изначально, впрочем, оно именовалось несколько иначе - "Народное движение за перестройку" ("Народний рух за перебудову"), а в качестве цели (в первом варианте своей программы) декларировало "содействие коммунистической партии" в демократизации общества. Позднее приставка "за перестройку" из названия исчезла (таким же образом от ставших ненужными ссылок на Перестройку в названии избавились "Саюдис" в Литве и Народный фронт в Белоруссии). А основной целью было объявлено восстановление независимости Украины.
Первый съезд НРУ состоялся осенью 1989 года. Разрешение на его проведение организаторы получили в ЦК Компартии Украины. Руководивший тогда оргкомитетом Владимир Яворивский (ныне - депутат Верховной Рады от Блока Юлии Тимошенко) рассказывал позднее, что разрешение было дано с условием, что в ходе съезда не будут использоваться национальные желто-синие флаги. При этом силовой сценарий, по его словам, власти не исключали.
Со стороны самого ЦК КПУ вскоре после съезда было сделано заявление, из которого следовало, что мешать созданию новых политических движений на Украине местная власть не будет. Выступая в 1990 году на заседании Политбюро, первый секретарь ЦК КПУ Владимир Ивашко заявил, что в ближайшее время на Украине будет создана "целая куча партий или так называемых партий". "Мы не собираемся бороться против создания партий, - утверждал он. - Мы убедились в том, что это ни к чему, кроме укрепления их авторитета, сейчас не ведет. Мы за то, чтобы их у нас было как можно больше".
В феврале 1990 года "Народный рух" был зарегистрирован, а вскоре после этого принял участие в выборах в Верховный совет Украины.
Получить большинство депутатам от НРУ не удалось: в парламенте они вошли в состав оппозиционного блока "Народна рада", однако даже он имел менее половины мандатов.
В 1990 году на Украине продолжались массовые манифестации. В начале года по инициативе "Народного руха" состоялась акция, аналогичная "Балтийскому пути" (акции, в ходе которой жители Прибалтики выстроились в живую цепь, соединив Литву, Латвию и Эстонию). 22 января - в честь годовщины объединения Украинской и Западноукраинской народной республики - живая цепь выстроилась от Киева до Львова. В мероприятии, как утверждалось, приняли участие миллионы людей.
Акция, проведенная группой студентов в октябре того же года, была не столь многочисленной, но также получила большой резонанс. Тогда на Октябрьской площади в Киеве (которая теперь носит название площади Независимости) около ста студентов объявили голодовку, выдвинув властям ряд политических требований. Голодающие требовали провести перевыборы Верховного Совета Украины, не посылать украинцев на военную службу за пределами республики, не подписывать новый Союзный договор, а также национализировать имущество компартии Украины и отправить в отставку председателя Верховного совета и главу Совета министров Украины.
В поддержку голодающих на Украине начались демонстрации. В итоге Верховный Совет республики пообещал выполнить требования, и голодовка была прекращена. В реальности, правда, следствием акции стала лишь отставка главы Совмина Украины Виталия Масола.
Леонид Кравчук, первый президент независимой Украины. Фото Александра Чумичева / ИТАР-ТАСС
Процесс восстановления независимости республики ускорился после провала августовского путча 1991 года. 24 августа украинский парламент провозгласил Украину самостоятельным государством, констатировав, что на ее территории теперь действуют только украинские законы. Чтобы утвердить это решение, был назначен референдум (он состоялся 1 декабря, за независимость Украины проголосовали более 90 процентов граждан). Одновременно с референдумом состоялись президентские выборы, на которых должность главы республики досталась Леониду Кравчуку.
После неудавшегося путча в Москве украинские депутаты также запретили Компартию Украины (сначала на ее деятельность был наложен временный запрет, затем - постоянный).
Через неделю после выборов 8 декабря 1991 года новый президент Украины, находясь в Беловежской пуще вместе с лидерами России и Белоруссии, подписал соглашение о распаде СССР и образовании Содружества независимых государств. Верховная Рада впоследствии отказалась ратифицировать устав Содружества, так что формального вступления Украины в СНГ так и не произошло. Тем не менее, республика считается основателем СНГ и одной из его участниц.
lenta.ru
==========================================================
ДЕКЛАРАЦИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ УКРАИНЫ
ПРИНЯТА ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ УКРАИНСКОЙ ССР 16 ИЮЛЯ 1990 ГОДА
Верховный Совет Украинской ССР, выражая волю народа Украины, стремясь создать демократическое общество, исходя из потребностей всестороннего обеспечения прав и свобод человека,
уважая национальные права всех народов,
заботясь о полноценном политическом, экономическом, социальном и духовном развитии народа Украины,
признавая необходимость построения правового государства, имея целью утвердить суверенитет и самоуправление народа Украины,
ПРОВОЗГЛАШАЕТ
государственный суверенитет Украины как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних сношениях.
I. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УКРАИНСКОЙ НАЦИИ
Украинская ССР как суверенное национальное государство развивается в существующих границах на основе осуществления украинской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение.
Украинская ССР осуществляет защиту и охрану национальной государственности украинского народа.
Любые насильственные действия против национальной государственности Украины со стороны политических партий, общественных организаций, других группировок или отдельных лиц преследуются по закону.
II. НАРОДОВЛАСТИЕ Граждане Республики всех национальностей составляют народ Украины.
Народ Украины является единственным источником государственной власти в Республике.
Полновластие народа Украины реализуется на основе Конституции Республики как непосредственно, так и через народных депутатов, избранных в Верховный и местные Советы Украинской ССР.
От имени всего народа может выступать исключительно Верховный Совет Украинской ССР. Ни одна политическая партия, общественная организация, другая группировка или отдельное лицо не могут выступать от имени всего народа Украины.
III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
Украинская ССР самостоятельна в решении любых вопросов своей государственной жизни.
Украинская ССР обеспечивает верховенство Конституции и законов Республики на своей территории.
Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Высший надзор за точным и одинаковым исполнением законов осуществляется Генеральным прокурором Украинской ССР, который назначается Верховным Советом Украинской ССР, ответствен перед ним и только ему подотчетен.
IV. ГРАЖДАНСТВО УКРАИНСКОЙ ССР
Украинская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.
Основания приобретения и утраты гражданства Украинской ССР определяются Законом Украинской ССР о гражданстве.
Всем гражданам Украинской ССР гарантируются права и свободы, которые предусмотрены Конституцией Украинской ССР и нормами международного права, признанными Украинской ССР.
Украинская ССР, обеспечивает равенство перед законом всех граждан Республики, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Украинская ССР регулирует иммиграционные процессы. Украинская ССР проявляет заботу и принимает меры по охране и защите интересов граждан Украинской ССР, находящихся за пределами Республики.
V. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО Украинская ССР осуществляет верховенство на всей своей территории.
Территория Украинской ССР в существующих границах является неприкосновенной и не может быть изменена и использована без ее согласия.
Украинская СССР самостоятельно определяет административно-территориальное устройство Республики и порядок образования национально-административных единиц.
VI. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Украинская ССР самостоятельно определяет свой экономический статус и закрепляет его в законах.
Народ Украины имеет исключительное право на владение, пользование и распоряжение национальным богатством Украины.
Земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украинской ССР, природные ресурсы ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, весь экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории Украины, являются собственностью ее народа, материальной основой суверенитета Республики и используются с целью обеспечения материальных и духовных потребностей ее граждан.
Украинская ССР имеет право на свою долю в общесоюзном богатстве, в частности в общесоюзных алмазном и валютном фондах, золотом запасе, которые созданы благодаря усилиям народа Республики.
Решение вопросов общесоюзной собственности (общей собственности всех республик) осуществляется на договорной основе между республиками - субъектами этой собственности.
Предприятия, учреждения, организации и объекты других государств и их граждан, международных организаций могут размещаться на территории Украинской ССР и использовать природные ресурсы Украины согласно законам Украинской ССР.
Украинская ССР самостоятельно создает банковскую (включая внешнеэкономический банк), ценовую, финансовую, таможенную, налоговую системы, формирует государственный бюджет, а при необходимости вводит свою денежную единицу.
Высшим кредитным учреждением Украинской ССР является национальный Банк Украины, подотчетный Верховному Совету Украинской ССР.
Предприятия, учреждения, организации и производственные единицы, расположенные на территории Украинской ССР, вносят плату за использование земли, других природных и трудовых ресурсов, отчисления от валютных поступлений, а также уплачивают налоги в местные бюджеты.
Украинская ССР обеспечивает защиту всех форм собственности.
VII. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Украинская ССР самостоятельно устанавливает порядок организации охраны природы на территории Республики и порядок использования природных ресурсов.
Украинская ССР имеет свою национальную комиссию радиационной защиты населения.
Украинская ССР имеет право запретить строительство и прекратить функционирование любых предприятий, учреждений, организаций и других объектов, вызывающих угрозу экологической безопасности.
Украинская ССР заботится об экологической безопасности граждан, о генофонде народа, его молодого поколения.
Украинская ССР имеет право на возмещение ущерба, нанесенного экологии Украины действиями союзных органов.
VIII. КУЛЬТУРНОЕ РАЗБИТИЕ
Украинская ССР самостоятельна в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации, гарантирует всем национальностям, проживающим на территорий Республики, право их свободного национально-культурного развития.
Украинская ССР обеспечивает национально-культурное возрождение украинского народа, его исторического сознания и традиций, национально - этнографических особенностей, функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни.
Украинская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей украинцев, проживающих за пределами Республики.
Национальные, культурные и исторические ценности на территории Украинской ССР являются исключительно собственностью народа Республики.
Украинская ССР имеет право на возвращение в собственность народа Украины национальных, культурных и исторических ценностей, находящихся за пределами Украинской ССР.
IX. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Украинская ССР имеет право на собственные Вооруженные Силы.
Украинская ССР имеет собственные внутренние войска и органы государственной безопасности, подчиненные Верховному Совету Украинской ССР.
Украинская ССР определяет порядок прохождения воинской службы гражданами Республики.
Граждане Украинской ССР проходят действительную воинскую службу, как правило, на территории Республики и не могут использоваться в военных целях за ее пределами без согласия Верховного Совета Украинской ССР.
Украинская ССР торжественно провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия.
X. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Украинская ССР как субъект международного права осуществляет непосредственные сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами, принимает участие в деятельности международных организаций в объеме, необходимом для эффективного обеспечения национальных интересов Республики в политической, экономической, экологической, информационной, научной, технической, культурной и спортивной сферах.
Украинская ССР выступает равноправным участником международного общения, активно способствует укреплению общего мира и международной безопасности, непосредственно принимает участие в общеевропейском процессе и европейских структурах.
Украинская ССР признает преимущество общечеловеческих ценностей над классовыми, приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутригосударственного права.
Отношения Украинской ССР с другими советскими республиками строятся на основе договоров, заключенных на принципах равноправия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела.
Декларация является основой для новой Конституции, законов Украины и определяет позиции Республики при заключении международных соглашений. Принципы Декларации о суверенитете Украины используются для заключения союзного договора.
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view