Бунт кинематографистов.

May 13, 2016 18:35

На Пятом съезде кинематографистов меняется руководство и показан фильм «Покаяние».

Кинематографисты становятся одним из двигателей перестройки. На съезде, который проходит в Большом Кремлевском дворце, отстранены от руководящих должностей Сергей Бондарчук, Юрий Озеров, Евгений Матвеев, Станислав Ростоцкий. Их обвиняют в застойности, возмущаются цензурой, диктатом государства и требуют художественной свободы. Первым секретарем правления вместо Льва Кулиджанова избран Элем Климов.

«Был поставлен вопрос об изменении организационных форм кинематографа, о материальной и творческой самостоятельности киностудий, - с неодобрением пишет в дневнике член Политбюро Виталий Воротников. - Ряд представителей так называемой демократической интеллигенции резко выступили против идеологии и практики социализма в Советском Союзе, против руководящей роли КПСС».

В мае 1986 года в Кремле произошло нечто неслыханное.

13 мая 1986 года в Большом Кремлевском дворце в присутствии высших лиц государства в торжественной обстановке открылся V съезд кинематографистов СССР. Поверхностному взгляду ничто не предвещало бури, однако она разыгралась. Впервые в истории взбунтовались работники творческого труда, и этот бунт до сих пор оценивается без полутонов: одними - как акт освобождения, другими - как бесовской шабаш...

Для массового взрыва недовольства кинематографистов требовался реальный толчок снизу. И он был сделан 8 апреля 1986 года на заседании секции критики СК СССР, которой предстояло сделать простейшее дело: дружно проголосовать за список делегатов предстоящего V съезда кинематографистов, подготовленный партийной группой. Привычная формальная процедура, уже более полувека шедшая без единого сбоя на бесчисленных «выборных» собраниях советских трудящихся.

И вдруг совершенно неожиданно тихий киновед Владимир Божович предложил добавить в список для голосования еще двух человек. Поскольку число делегатов от критиков было строго ограничено, это означало первые в стране свободные выборы. Шок был настолько велик, что испытанное партийное руководство не нашло что возразить. Посыпались новые кандидатуры, и в результате тайного голосования на съезд не были избраны четверо официальных лиц - ректор ВГИК, директор ВНИИК и главреды главных киножурналов.

Скандальная новость мгновенно облетела московское отделение союза. На последующем заседании режиссеров выборы пошли по «критическому» сценарию, и делегатские мандаты не достались столпам советского кино - Сергею Бондарчуку, Станиславу Ростоцкому и самому председателю СК Льву Кулиджанову.

К слову, история эта повторилась на заседании режиссерской гильдии СК в ноябре 2008 года, когда таким же образом, хотя и в отсутствие формального кворума, не прошел в делегаты VIII съезда кинематографистов России председатель СК Никита Михалков. Но он, в отличие от своего предшественника, не смирился с сигналом, что его время кончилось, и посредством чрезвычайных мер восстановил пошатнувшуюся было вертикаль личной власти.

Потерпев поражение на первичных выборах, партийцы в 86-м году попытались исправить свою ошибку на съезде, предложив не ограничивать состав избираемого правления, чтобы провести в правление «киногенералов», но их попытку сорвали бросившиеся на трибуну Сергей Соловьев и Борис Васильев, который даже выкрикнул: «Хватит быть рабами!»...

V съезд кинематографистов свое дело сделал: осудил административно-командный способ кинопроизводства, привел к руководству кинематографом реформистскую команду во главе с Элемом Климовым и подал стране пример гражданского общественного поведения. Цензура была упразднена, студии получили самостоятельность, запрещенные фильмы сняты с «полки», а на экранах появились фильмы на такие темы, о которых раньше и подумать было страшно. Советское кино из сугубо государственного дела стало превращаться в общественно-государственное...

Как признался в 2001 году Элем Климов, «мы работали ради свободы. А свобода - благо даже в том случае, когда не все ее плоды сладки на вкус».

Читать полностью: http://www.newizv.ru/culture/2011-05-13/144596-kto-spustil-kurok.html

Сергей СОЛОВЬЕВ, режиссер, первый секретарь правления Союза кинематографистов России с 1992 по 1998 годы:

- V съезд есть съезд серединный. Много чего было до него и многое было после. Самым главным последствием этого съезда лично для меня было то, что я впервые почувствовал, что свобода слова дарована каждому человеку от Бога. Эти последствия я ощущал, снимая и "Ассу", и все последующие свои картины вплоть до последней. Отвратительный внутренний цензор умер во мне прямо во время этого съезда.

http://kan-oleg.narod.ru/union/sezd.htm

Оранжевый май
Андрей Плахов

...Это была последняя модернистская акция перед тотальным нашествием на Россию постмодернизма. И это же - первая из оранжевых революций. Поскольку позднее я был свидетелем другой, киевской, могу констатировать явное типологическое сходство. Здесь был свой Майдан, прямо на территории Кремля, не расходившийся до утра, пока члены счётной комиссии, пряча ужас в глазах, бегали к начальству в попытках скрыть страшную правду. Здесь был саспенс.

...Революция на Пятом съезде освободила кинематограф от догм и запретов. И она обеспечила как минимум десятилетие практически неограниченной свободы. Как ею воспользовались кинематографисты, привыкшие творить в позиции перманентного сопротивления или в попытках обмануть цензуру - другой вопрос.

...Если бы не Пятый съезд, не было бы поколения кинематографистов, делающих сегодня свободное, социально ответственное кино, не было бы целой когорты авторитетных имён, не складывалась бы, хотя и в муках, новая российская киноиндустрия.

http://seance.ru/blog/orange-may/

К 30-летней годовщине революционного съезда Андрей Плахов, возглавлявший тогда секцию кинокритики, реконструировал весь ход событий, а Мария Бессмертная собрала воспоминания других его участников.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2974672

Кинореволюция
http://vm.ru/news/2015/05/12/gorkoe-pohmele-kinorevolyutsii-286207.html

Благодаря Климову и с санкции Александра Яковлева на съезде показывают антитоталитарный фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние», созданный, как позже выразится Горбачев, «под прикрытием [Эдуарда] Шеварднадзе», тогда - первого секретаря ЦК Компартии Грузии. С 1984 года фильм лежит на полке. «Покаяние» становится одним из главных символов перестройки, давших начало дискуссиям о советском прошлом. Образ главного героя, сыгранного Автандилом Махарадзе, внешне воплощает в себе и Берию, и Гитлера, и Муссолини. Фраза «К чему дорога, если она не приводит к храму?» становится крылатой.

Этот вопрос позже обыгрывается и в названии одной из резонансных статей 1987 года «Какая улица ведет к храму?» (автор - Игорь Клямкин). На том же съезде Союза учреждена комиссия, которая решит судьбу и других запрещенных ранее фильмов, - «Агония» Элема Климова, «Проверка на дорогах» Алексея Германа, «Тема» Глеба Панфилова.

Историк Рой Медведев отмечает, что помимо Дома кино «Покаяние» показывали также на закрытых и полузакрытых просмотрах в Доме журналиста, в Доме театральных работников и в Доме литераторов. А ровно через полгода после первого показа на съезде кинематографистов, 13 ноября, «Покаяние» выходит в широкий прокат. Создатели проекта «Хроника. Твоя история» говорят о беспрецедентном прокате - он вышел в 1200 копиях, его посмотрели 13,6 млн. зрителей. В 1987-м фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля.

«Авторы фильма входят со зрителем в немой договор: то, что нам рассказывают, не сводимо к какой-то одной исторической фигуре, хотя у людей старших поколений на памяти слишком много такого, что заставляет воспринимать этот «сюр» почти как документализм, - пишет в дни начала массового показа кинокритик «Московских новостей» Владимир Лакшин. - Ведь живо не одно поколение, которое помнит времена жестоких репрессий, нарушения социалистической законности, которое было свидетелем преступной деятельности Лаврентия Берия. <…> Появление на экранах фильма «Покаяние», я уверен, станет заметной вехой для советского и всего мирового кинематографа. Пусть читатель не сочтет это преувеличением. Мы столь много хвалили поспешно и зазря, что не знаешь, какие слова подобрать, когда в нашем киноискусстве возникло явление, которое для многих людей станет душевным потрясением, многих побудит задуматься».

«Вы можете себе представить более значительное произведение против тоталитаризма, чем «Покаяние»? - задавался риторическим вопросом Эдуард Шеварднадзе в интервью американскому журналу «Вестник» в 1998 году. - А я дружил с Тенгизом. Однажды он принес мне сценарий и сказал: «Знаю, конечно, это нельзя будет снимать, но все-таки прочтите». На следующий день я летел в Москву и уже в гостинице ночью начал читать сценарий и дочитал его до конца к трем часам ночи. Не смог заснуть, представляя себе, как это будет выглядеть на экране. Утром дал прочесть сценарий жене. Она была в шоке, так как перенесла все эти несчастья - расстрел отца, преследования семьи… Когда я вернулся из Москвы, пригласил Тенгиза и сказал ему: «Ты не имеешь права не снять этот фильм, но на экраны он не выйдет… Даже я в Грузии не могу тебе помочь. Москва не даст тебе снимать этот фильм. Но ты сделай что хочешь, но сними, положи на полку - придет время, этот фильм будет уникальным». Должен сказать, что Нугзар Попхадзе, который руководил тогда телевидением, нашел 600 000 рублей - у него были хорошие отношения со своими московскими руководителями, - и в Москве даже не открыли сценарий… Когда встал вопрос о выпуске «Покаяния» на экраны, начались запреты, исключения из партии и т. д. Уже во время перестройки Горбачев, Яковлев и я были за прокат этого фильма, но решающее слово, как ни странно, сказал Лигачев… Семья его жены, как и моей, пережила все те же несчастья. Когда они с женой посмотрели фильм, Лигачев был настолько тронут, что не смог скрыть этого и сказал, что фильм необходимо показать».

В свою очередь Михаил Горбачев отмечает в мемуарах, что фильм, наравне с романом Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» (см. 27 октября 1986), «помог преодолеть опасения последствий разоблачения тоталитаризма» и «произвел впечатление разорвавшейся бомбы, стал явлением не только художественным, но и политическим». «Идеологи предлагали обсудить на Политбюро, пускать ли его в широкий прокат, - добавляет он. - Я воспротивился, считая, что вопрос этот должны решать сами кинематографисты, творческие союзы. Там только этого и ждали. Так был создан прецедент, и скоро с полок посыпались произведения, задвинутые туда цензурой».

http://gorbymedia.com/post/05-13-15-1986

Кинорежиссёр "Комиссара" Аскольдов:

11 июля 1987 года в Белом зале Дома кино, в том самом зале, в котором 20 лет назад собранием коммунистов Госкино СССР меня исключали из партии, в присутствии невиданного количества знаменитостей, как своих, так и зарубежных, показали «Комиссара». Потом была пресс-конференция, посвященная картине, и в ее разгар пришла телефонограмма, которую зачитали вслух и которая гласила, что есть решение картину выпустить на экраны. Так через двадцать лет она пробилась к зрителям. Там же, на конференции, «Комиссар» получил сразу несколько приглашений на международные фестивали, и первым из них стал Берлинский, где он завоевал беспрецедентное количество наград - сразу четыре, по всем заявленным номинациям.

http://jennyferd.livejournal.com/1470972.html

Пятый съезд кинематографистов СССР, 13-15 мая 1986 года. Стенографический отчёт. - М., 1986.

https://lookaside.fbsbx.com/file/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D1%8A%D0%B5%D0%B7%D0%B4%20%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0%2C%2013%E2%80%9315%20%D0%BC%D0%B0%D1%8F%201986%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.%20%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D1%91%D1%82%20%E2%80%94%201986.pdf?token=AWyXXEO8gsusysJ1904BI85t3tIoMcrBrxWCzHH2k9K6UN-HzozbOdRzezTz5EavddJuOjh3vwOSWm2P0GM-wWe2bblu9rkiJrRE32SL2GD_AlNVB350lICKOsXcAhzXnDXA9_-RlUyMhciWeq49NXNs



image Click to view



Бунт на 5-ом съезде кинематографистов. 1986. Старая квартира.

https://vk.com/video64599955_138356321

https://vk.com/video?section=album_56088366&z=video64599955_138356321%2Falbum590563_56088366%2Fpl_album_56088366

















====================

Для меня тогда это был просто гром с неба. Это еще слабо сказано. Причем я к ихней кинематографической жизни не имел никакого отношения, никого из них не знал (да и сейчас не знаю). И даже с Олегом Коваловым я тогда, кажется, не познакомился.

Просто я тогда выписывал и регулярно читал газету "Правда" и, как оно было принято, умел читать между строк, улавливать смыслы и намеки. 14 мая на первой полосе, на достаточно видном месте, был помещен материал об открытии этого съезда. В ритуальных выражениях сообщалось, что на открытие явилось все политбюро во главе с Горбачевым. Материал продолжался на третьей полосе, заняв почти половину ее. Излагался доклад Кулиджанова, привычно-казенный. Все как водится.

А потом наступила тишина. В следующем номере "Правды" про съезд не было ни слова. И в следующем - тоже ни слова. И только на четвертый день, 17 мая, на третьей странице появилось самое крохотулечное, меньше просто уже никак невозможно, сообщение о пленуме нового правления союза кинематографистов и об избрании первым секретарем правления Элема Климова. Без никаких комментариев.

И вот тут стало понятно, что что-то пошло не так. Через несколько месяцев появился специальный номер "Искусства кино" с текстами выступлений. Это был номер 10, за октябрь. Я его, конечно, нашел и жадно прочитал. Сейчас мало кто поверит, но это был, по существу, первый за долгие-долгие годы глоток свободного слова в открытой печати, на официальнейшем мероприятии. Практически без той эзоповщины, которой были пронизаны даже самые продвинутые подцензурные тексты середины 60-х.

https://bbb.livejournal.com/3615481.html














=================







Всего за год после проведения революционного 5 съезда кинематографистов СССР в мае 1986 года « вышли на экраны фильмы, которые годами лежали на полке. Миллионы зрителей смогут или уже смогли увидеть «Тему» Глеба Панфилова, «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, «Про­верку на дорогах» Алексея Германа, «Родину электричества» Ларисы Шепитько, «Вторую по­пытку Виктора Крохина» Владимира Шешукова, «Иванов катер» Марка Осепьяна, «Лес» Владими­ра Мотыля, ленты Киры Муратовой, Александра Сокурова и других. Дело еще и в том, что восстановлено как бы целое звено в развитии нашего кинематографа».




Из комментариев в Фейсбуке:

Сергей Станкевич

Именно кинематографисты (не писатели, не журналисты) стали главным идейно-психологическим мотором горбачёвской Перестройки.
А Дом кино стал революционным штабом перестроечной интеллигенции.

===================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===================================

ИсторияОсвобождения, Перестройка, ИсторияПерестройки, V съезд кинематографистов СССР, Горбачев, ! - История Перестройки, ! - Кино Перестройки, 1986, ! - История Освобождения

Previous post Next post
Up