26 лет назад произошло историческое событие. На Февральском (1990 года) Пленуме ЦК КПСС Михаил Горбачев вынудил компартию отказаться от монополии на власть.
Отрывок из моей диссертации "Общественно - политические неформальные организации в РСФСР в 1987 - 1990 гг.: становление и развитие":
Определяющими для формирования легальной деятельности альтернативных политизированных организаций в РСФСР явились процессы, проходившие внутри КПСС с 1985 года. Можно выделить три основных шага в реформировании Коммунистической партии, кардинально изменивших ее роль и место в системе государственного управления и роль в обществе.
1) Упразднение в 1987 году отраслевых отделов ЦК КПСС, что явилось следствием курса М.С. Горбачева на «отделение партии от несвойственных ей хозяйственных функций».
2) Демонтаж в 1989 году учетно-контрольной номенклатуры. Прекращалась практика, в соответствии с которой назначения на все государственные должности, а также в руководящие органы общественных организаций, производились аппаратом ЦК КПСС по так называемым "номенклатурным спискам".
3) Отмена (а точнее изменения) в 1990 году 6 и 7 статей Конституции СССР, закреплявших монополию КПСС на осуществление политической власти в стране.
В "старой" редакции Конституции 1977 года эти статьи выглядели следующим образом. Согласно ст. 6 Конституции: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР"87.
Ст. 7 Конституции гласила: "Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов"88.
Однако данная норма Основного закона СССР к 1990 году вошла в явное противоречие с реальной картиной политической жизни страны, неотъемлемой частью которой стали новые массовые движения и общественные объединения, статус и правовое поле деятельности которых не были официально определены. Хотя данные организации явились организационным следствием официальной политики руководства СССР по развитию плюрализма мнений.
Борьба за отмену или изменение шестой статьи Конституции СССР составляла важную черту политической жизни 1989 - начала 1990 гг. Впервые вопрос об отмене идеологической и политической монополии компартии возник в дни выборов народных депутатов СССР. Весной 1989 года некоторые кандидаты в депутаты говорили о необходимости перехода к многопартийной системе, о политической демонополизации. На первом Съезде эту идею высказал А.Д. Сахаров и ряд других депутатов, но она не нашла поддержки у большинства депутатов. Депутаты не были психологически и политически готовы к такой постановке вопроса, причем не только «консерваторы», но и сам негласный лидер демократической оппозиции Б.Н. Ельцин. На исходе 1989 года он заявлял: «У нас пока условия не созрели для создания второй партии… Может быть через год-полтора общество сформулирует свое мнение, нужна нам многопартийная система или нет, потому что многопартийность вовсе не является панацеей от всех бед»89.
Парламентская борьба за отмену ст.6 Конституции СССР началась сразу же после первого Съезда. И на второй сессии Верховного Совета не хватило всего трех голосов для включения в повестку дня второго Съезда назревшего вопроса. Межрегиональная депутатская группа решила непосредственно на Съезде добиваться включения этого вопроса в повестку дня. Заявление группы вызвало бурную реакцию и полемику на Съезде. В результате голосования 60% депутатов высказались против включения этого пункта в повестку дня90.
Для устранения имевшегося правового противоречия Михаил Горбачев сам выступил с инициативой о внесении соответствующих поправок в Конституцию СССР. Сначала на заседании Политбюро 22 января 1990 года. Тогда получил принципиальное одобрение проект платформы ЦК КПСС к XXVIII съезду партии, предусматривающий введение поста Президена СССР и "отмену" 6-ой статьи Конституции СССР. Именно в этот день фактически высшее политическое руководство страны одобрило введение многопартийности. Принципиально важно отметить, что это произошло до массовой манифестации и митинга демократических сил на Манежной площади Москвы 4 февраля 1990 года.
2 февраля, выступая на встрече с представителями шахтеров, Михаил Горбачев отметил, что "КПСС не претендует на монополию и готова к политическому диалогу со всеми, кто выступает за обновление нашего общества" ("Правда", 5 февраля 1990 года)
В своей речи на февральском Пленуме ЦК КПСС (проходившим с 3 по 5 февраля 1990 года) генеральный секретарь подчеркнул, что "обновление партии предполагает принципиальную перемену в ее отношениях с государственными и хозяйственными органами, отказ от практики командования ими и подмены их функций. Партия в обновляющемся обществе может существовать и выполнять свою роль авангарда лишь как демократически признанная сила. Это значит, что ее положение не должно навязываться посредством конституционного узаконения"91.
Данный тезис был развит в одобренной Пленумом проекте платформы ЦК КПСС к XXVIII съезду партии ("К гуманному, демократическому социализму"): "Партия не берет на себя государственные властные полномочия. Роль ее - быть демократически признанным политическим лидером, действующим через коммунистов, не претендуя на преимущество и закрепление своего особого положения в Конституции СССР. В связи с этим партия считает необходимым в порядке законодательной инициативы внести на Съезд народных депутатов СССР соответствующее предложение по статье 6 Основного закона страны"92.
III съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990г. принял следующую редакцию 6 и 7 статей Конституции СССР:
Статья 6: "Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные и иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами"93.
Статья 7: "Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Конституции и советских законов. Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни"94.
31 мая 1990г. I съезд народных депутатов РСФСР внес аналогичные изменения в республиканскую Конституцию.
Как видно, Компартии все же не так просто было отказаться от власти. Именно с КПСС начиналась новая статья 6, и это говорило о том, что партия еще претендовала на особое положение. Однако все-таки достаточно очевиден прогресс нового конституционного регулирования, которое закрепило возможность функционирования других партий в СССР, политический плюрализм. По сути, эти конституционные изменения означали ни много, ни мало смену общественно-политического строя в СССР. Упразднялась однопартийная система управления и провозглашалась многопартийность.
9 октября 1990 г. принимается Закон СССР "Об общественных объединениях" (соответствующий российский закон был принят лишь в 1995г.). Это был достаточно демократичный для своего времени правовой акт. Он исходил из равенства общественных объединений перед законом и гласил, что, выполняя функции, предусмотренные их уставами, они «действуют в рамках Конституции СССР, конституций союзных и автономных республик, советских законов (ст. 4) . Участие или неучастие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, в том числе и условием занятия должности в государственной организации, либо основанием для неисполнения обязанностей, предусмотренных законом. Требование об указании в официальных документах на членство в том или ином общественном объединении не допускается»95 (там же).
Закон 1990 г. позволял гражданам самим решать вопрос о создании ими общественного объединения. Из него вытекало, что решения их съезда, конференции было достаточно для создания общественной организации. Закон предполагал лишь регистрацию устава общественного объединения - если оно хотело иметь права юридического лица (впрочем, только это давало простор деятельности и защиту прав объединения). Регистрация возлагалась на Министерство юстиции СССР для всесоюзных объединений; республики сами должны были определить свои регистрирующие органы - ими стали соответствующие министерства и отделы (управления) юстиции.
Так были созданы правовые основы политического плюрализма, существования и деятельности как политизированных, так и иных общественных объединений в новых условиях.
=======================================================
87 Конституция (Основной закон) СССР. М., 1977. С. 6.
88 Там же. С. 7.
89 Собеседник 1989. №38. С. 3.
90 Известия. 1989. 16 декабря.
91 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 5-7 февраля 1990г. М., 1990. С.9.
92 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 5-7 февраля 1990г. М., 1990. С.287.
93 Конституция (Основной закон) СССР. М., 1991. С. 7.
94 Там же. С. 8.
95 Известия. 1990. 12 октября.