Проект «Последние тридцать», посвященный юбилею Перестройки, публикует серию рассказов о политических неформалах - людях, которые, несмотря на монополию коммунистической партии, пытались заниматься политикой в СССР. Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, эксперт «Фонда Анатолия Собчака» Сергей Станкевич и еще восемь портретов первых российских оппозиционеров.
Сергей Станкевич, эксперт «Фонда Анатолия Собчака»:
Начиная с 1986 года в Москве начали организовываться неформальные политические клубы. Это просыпалось российское гражданское общество. В эти клубы вступали в основном интеллигенты: студенты, преподаватели вузов, инженеры. Собирались они по месту жительства, в ЖЭКах.
Примкнуть к движению политических неформалов было для меня естественным шагом. Я закончил исторический факультет, работал в Институте всеобщей истории Академии наук. Я исследовал политические партии и парламентаризм в западных странах и никогда не подозревал, что эти знания понадобятся мне в советской действительности: технологии избирательных кампаний, политической агитации, формулирование политических целей и организация коллективных политических действий. Эти знания оказались востребованы в конце 1980-х. Фактически я совершил переход от изучения теории к ее практическому применению.
Слово «неформал» мы использовали сами, а потом оно было подхвачено прессой. Это была наша защитная реакция. Мы подчеркивали, что мы не политическая партия и не принадлежим к организациям, ведущим подрывную деятельность. Неформалы организовывали диалог между обществом и властью.
Постепенно, входя во вкус, мы стали выходить на улицы и площади.
Читать дальше:
http://last30.ru/issue/activism/heroes/slider/#6