Последний бой Елены Сергеевны.

Nov 17, 2013 22:19

Оригинал взят у zina_korzina в Последний бой Елены Сергеевны.
  • На днях мы обсуждали молодёжное кино поздних 1980-х и на этой волне я решила пересмотреть «Дорогую Елену Сергеевну» - вещь совершенно не характерную для Эльдара Рязанова, но весьма вписывающуюся в атмосферу Перестройки. Некоторые люди даже удивляются, узнавая, что это - Рязанов, прекрасный бытописатель застойной интеллигенции и её маленьких радостей. Да, я в курсе, что есть ещё пьеса, по которой поставлен фильм, и она написана ещё в 1979 году. Но мы будем говорить именно о фильме, потому что сценарий некоторым образом отличается от исходного материала - не сюжетом, разумеется, а деталями, но именно в деталях - вся правда времени. Сюжет прост. Для тех, кто не знает - четверо учеников пришли к своей учительнице с подарками, чтобы она позволила им совершить подлог, то есть тихонечко положить правильно сделанные экзаменационные контрольные взамен двоечно-троечных. Одному парню позарез нужна троечка, второму - пятёрка, третьему ничего не надо - он набивается в лидеры и хочет себя круто проявить. А девочке что нужно? Просто быть со своим Пашей, будущим филологом, которому без пятёрки по ненужной ему математике придётся не очень сладко - серебряная медаль идёт лесом.



    Вообще, фильм по накалу, да и по раскрытию человеческих (точнее - нечеловеческих) качеств близок к триеровскому «Догвиллю». Но это надо смотреть. Рязанов - вообще мастер (когда работает именно, что от души). Так вот... Как обычно, главный подонок - мажор, мальчик из элитной компании, который произносит массу хлёстких фраз о новом поколении и о модном тогда «лидерстве» (сие словечко чаще многих встречается в прессе тех лет), об умении побеждать, наплевав на средства. Ну и остальные тоже - мягко говоря, нехороши. Обычно об этом фильме говорят так: подонки извели светлую женщину из породы ангелов. Но так ли уж не виновна сама учительница? Кстати, авторы фильма, в отличие от критиков и многих зрителей, не так уж однозначны и односложны в трактовке учительницы, и Марина Неёлова совершенно гениально играет...нет, не безвинную жертвушку, а одну из главных виновниц развернувшейся трагедии. Посмотрите - учительница не выглядит убедительной, она напоминает живую куклу, отвечающую заготовленными лозунгами. Детки ей довод (пусть ужасный), она им - звонкий лозунг. Они ей - слова, она им - транспаранты. Они - подонки, но живые. Она - шарманка, хотя и напичканная правильными словами.



    Откуда ваялись все эти мальчики-мажоры и девочки, которые признаются, что хранят невинность, дабы подороже её продать? Такое обычно заводится от грязи. И от красивых слов, которые не связаны с делом. У Ляли (которая собралась торговать невинностью) мама - клон Елены Сергеевны, «скромная библиотекарша», которая, скорее всего, денно и нощно долбила про красоту души и бессмысленность тряпок. Но девочке хочется именно тряпок, а в существование души она не верит - в силу научного атеизма. Благими намерениями дерзновенных училок и библиотекарш-нестяжательниц дорога всегда вымощена в Ад. Прямиком. Кстати, если посмотреть внимательно, то Елена Сергеевна при всей своей упёртой лозунговости постоянно идёт на компромиссы. Она берёт подарок от учеников? Берёт. Пьёт с ними? Пьёт. И видит, как при ней в нуль напивается один из ребят. По ходу дела выясняется, что Елена Сергеевна подсказывала на контрольной двоечнику. Но он не въехал. Всё - в деталях. Либо ты - гнёшь одну линию, либо - другую. Либо ты железо, либо ты - месиво. Принципиальная? Ну не пускала бы к себе деток с бутылкой. Правильная? Зачем подсказывала? И вообще, это же твой ученик и ты ничего не знала о его способностях к математике.



    Она постоянно говорит о неких идеалах, точнее - о попранных идеалах. Противопоставляет поколения - мы были ого-го, а вы стали ой-ёёё. Но идеалов-то у неё нет, а есть набор штампов. Вся эта ситуация очень похожа на ситуацию в стране. Один в один. Не отдадим завоеваний социализма! А в ответ: да обожритесь вы своими идеалами, дайте нам жвачку и музон. Дети в фильме - очень точное отражение общественного сознания и - поведения. Сначала Елены Сергеевны и библиотекарши вкупе с папашками мажоров создали тупик, а потом удивились, что дети получились не те. А кто этих детей создал? Не Елена Сергеевна, нет? Совершенно правильно говорит один из героев: мы - ваше произведение. Мы - одной масти. Мы - это то, что состряпали вы. Сейчас принято рассуждать и даже - плакать о том, что «нам развалили наш СССР». Не мы, а нам. То есть мы не принимали участия. Мы не хотели, не собирались, не кричали. А кто-то со стороны всё это устроил. Это позиция Елены Сергеевны с её заготовленными ответами-лозунгами. С дешёвым пафосом. Хотя, конечно же, она по сути - молодец. В конечном итоге. Стержень есть, точнее - был. Последний и единственный бой Елены Сергеевны. Вот ка бы ещё не было шелухи в виде лозунгов, тогда бы и судьба у всех нас могла бы стать иной.
  • 80-е, Перестройка, кино Перестройки, Горбачев

    Previous post Next post
    Up