Ещё фото тут:
http://public.fotki.com/Ed-Glezin/84124/2012-05-12-12/?show=all Час гражданского неповиновения
Тамара Эйдельман, дочь выдающегося историка, на Чистых прудах прочла лекцию «История гражданского сопротивления»...
"Новая газета" 15.05.2012
Перед ней, как на полянке у костра, сидят, а за ними стоят, образуя плотную толпу, удивленные слушатели.
Над Чистыми прудами дождь то начинается, то сворачивается, но в целом лекторшу пощадил. А если б даже и нет - никто бы не разошелся: рассказ захватывающий, с заразительными примерами. В лекции заявлены герои гражданского сопротивления от Сократа до Мартина Лютера Кинга.
Читать лекцию:
http://www.novayagazeta.ru/comments/52599.html Click to view
"Мы сами себя позвали"
Кирилл Журенков беседует с Тамарой Эйдельман
Журнал "Огонёк", №21 (5230), 28.05.2012
...- В лагере "ОккупайАбай" вы выступили с лекцией, посвященной гражданскому неповиновению. Как возник этот непривычный для уличных акций формат - лекция?
- Ну, лекции там читала не только я. Просто меня в последние месяцы сжигает желание что-то делать, а не просто сидеть и говорить, как все плохо. Читать лекции - это то, что я хорошо умею. Вот и получилось, что я ее прочла. Мы же занимаемся гражданским протестом, так пусть люди знают, как это делали другие, до них.
- То есть цель исключительно просветительская?
- Конечно, очень важно, чтобы все это не свелось к песням под гитару. Я не собиралась призывать к забастовкам или голодовкам, но дала некий фон, рассказала, как думали и действовали в схожих обстоятельствах люди с древности до наших дней (и, кстати, я далеко не со всем согласна). Просто, когда человек больше знает, он делает что-то в соответствии с этим знанием. Ему есть о чем подумать.
Сейчас звучит популярное обвинение: все эти акции - не более чем тусовка. Я с этим совершенно не согласна. Важен сам факт существования некой территории свободы. К тому же здесь завязываются горизонтальные связи: лично я встретила множество прекрасных людей, не моего возраста и не моей среды, которые в каком-то смысле даже на меня повлияли.
- Можно ли назвать то, что происходит, классическим гражданским протестом?
- Самое страшное и интересное, что я не знаю, с чем это сравнить. Вспомните перестройку: нас позвали сверху и мы пошли. То же самое произошло на Украине во время оранжевой революции, при всей схожести внешних атрибутов - лагерей в центре города и прочего... А здесь мы как бы сами себя позвали. Если вспомнить кампании гражданского неповиновения Мартина Лютера Кинга или Махатмы Ганди, они были структурированы, там был, условно говоря, оргкомитет. Здесь же ничего похожего нет. Так что можно сказать, мы обогатили мировой гражданский опыт.
И еще очень важно то, что в нашей обозленной стране, где все грызутся и ненавидят друг друга, ты вдруг встречаешь множество хороших, приятных тебе людей. Разве это не здорово?
- Поможет ли этот протест договориться с государством?
- Ну, пока государство не хочет с нами договариваться. Вообще договор - не наша сильная сторона. Когда английские колонисты приплыли на "Мейфлауэре" в Америку, первое, что они сделали,- выработали правила, по которым должна жить колония. Можете себе представить на их месте русского человека? Я - с трудом. И все же на том же "ОккупайАбай" я вдруг увидела, как люди начали договариваться: например, решили убирать мусор или останавливать тех, кто приходит с алкоголем. То есть они начали вырабатывать правила игры, чем до этого никто не занимался. Это драгоценный опыт, и он обязательно проявится в будущем. Был такой бородатый анекдот про английский газон: надо стричь и поливать, стричь и поливать, и так 500 лет. Так вот, мы сейчас стрижем и поливаем.
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/1939696