- Прирожденному сатирику трудно пробиться? Нам ведь "Гоголи и Щедрины нужны"!
- При советской власти все, что мне удалось, - это поступить на Высшие режиссерские курсы в мастерскую Эльдара Рязанова. Но и окончив ее и даже получив "отлично" за свой дипломный фильм "Желаю вам", я не мог получить работу. И еще три года в ожидании дебюта продолжал работать вторым режиссером на "Ленфильме". Сценарий "Праздника Нептуна" не принимали - "барахло, поклеп, неправда!". И только когда вмешался Рязанов, сценарий приняли. А тут к власти не пришел Горбачев, времена быстро менялись, фильм запустили. Снимался трудно, фильм должен был быть длиннее, многие хорошие сцены не были сняты просто потому, что не было финансирования - даже бензина. Пришлось приехать с тем, что успели снять. Мне на сцену праздника нужно было как минимум еще два дня съемок, и пришлось обходиться общими планами. Но времена менялись, вчерашние враги картины мне теперь жали руку, но успешно ставили препятствия уже новым фильмам новых дебютантов. И теперь им ставили меня в пример: "Что вы Чехова берете с его мелкотемьем - вот посмотрите, как крепко взялся за современную тему Мамин, всем дал по мозгам!". Такова чиновничья природа. Как говорил Куликов в "Девяти днях одного года", "Дурак всегда идет в ногу со временем".
- Ваши фильмы "Окно в Париж", "Фонтан", "Бакенбарды" - все они состоялись именно в перестроечные годы…
- "Праздник Нептуна" вообще был первой картиной перестройки. Это 1986 год, ее показали на съезде кинематографистов, меня сразу приняли в СК, хотели даже ввести в секретариат и правление. Но я руководящую работу не люблю, отбоярился. Хотелось снимать. Так возникли "Фонтан", "Бакенбарды" - эта картина, впрочем, тут же была положена на полку. В кино фильм не шел.
- Ваша версия - почему?
- А фильм до сих пор не нравится начальству - даже в пушкинские дни показывают что угодно, только не "Бакенбарды". Зато его сюжет полностью повторился в лужковской Москве, где в юбилей Пушкина продавали те же сувениры, что у нас в фильме. И точно так же метро было увешано цитатами типа "Береги честь смолоду!". Особенно напрягает начальников обозначенная в фильме связь националистических группировок с партийным руководством. Был даже случай, когда приезжал Кирилл Разлогов и брал у меня в этом самом кабинете интервью - собирался показать фильм по каналу "Культура". Но потом решили не показывать.
Читать полностью:
http://www.rg.ru/2011/05/06/mamin.html Click to view
Click to view
Click to view
Click to view