Еврейская пресса эпохи освободительной Перестройки Михаила Горбачева

Dec 20, 2024 00:52

35 лет назад - 26 апреля 1989 года - вышел в свет первый номер газеты «Вестник еврейской советской культуры», который вскоре будет преобразован в «Еврейскую газету», а потом и «Международную еврейскую газету».

Рубеж 1980-х - 1990-х годов ознаменовался во многом неожиданными и взаимосвязанными процессами: массовой алией в Израиль, еврейской эмиграцией в страны Запада, а также возрождением организованной еврейской жизни в СССР. Не будет преувеличением сказать, что феномен, несколько пафосно именуемый «еврейским ренессансом», начался с еврейской прессы. Ничего парадоксального в этом нет - живое печатное слово для поколений советских людей, выросших в условиях жесточайшей цензуры, стало главным маркером Перестройки и Гласности. Достаточно вспомнить фантастическую популярность «Огонька», «Московских новостей» или «Аргументов и фактов», которые в 1990-м вошли в книгу рекордов Гиннеса как самая тиражная газета в истории человечества (33 441 100 экземпляров с числом читателей свыше 100 млн).

Вся страна жила от номера к номеру этих и других изданий, словно компенсируя десятилетия информационного и интеллектуального голода. Не удивительно, что советские евреи с их высокой долей фрондирующей интеллигенции, были в первых рядах как пишущих, так и читающих. Рост национального самосознания стал трендом для всех этнических групп СССР, еще вчера составлявших мозаику «новой исторической общности» - советского народа. Затронул этот процесс и ассимилированное еврейство, причем, общая тенденция в данном случае многократно усиливалась десятилетиями запрета любых форм институализированной еврейской жизни. Ведь даже на фоне всеобъемлющей цензуры, еврейская тема во всех ее проявлениях была одной из наиболее табуированных в СССР, что стимулировало интерес к любой информации, исходившей не от партийных пропагандистов. Все это стимулировало появление еврейской (как и иной «этнической») прессы на излете СССР, тем более что при всем разнообразии всесоюзных СМИ охватить целый ряд специфических тем они не могли.

Был еще один фактор, превративший еврейскую прессу в краеугольный камень общинного строительства. Не каждый еврей, даже не скрывавший своего происхождения, в конце 1980-х был готов прийти в синагогу или на еврейский концерт - публичное проявление национальной идентичности уже дозволялось, но еще не стало привычным. Тем более, что уверенность в необратимости перемен разделяли далеко не все. Другое дело - газета или журнал, которые можно полистать дома, не привлекая излишнего (не всегда благожелательного) внимания.

Естественным выглядит и то, что первая независимая еврейская периодика появилась в прибалтийских республиках, где тому способствовала и политическая атмосфера, и не столь глубокий разрыв поколений - советский идеологический каток утюжил эти территории «всего» 50, а не 70 лет. Местные партийные власти заняли нейтральную позицию, и когда активисты созданного в Эстонии Еврейского культурного общества (ЕКО) обратились в конце 1988 года в отдел цензуры за разрешением издавать газету, то не услышали ни «да», ни «нет». Ситуацию тех дней можно описать фразой «что не запрещено, то разрешено», поэтому 22 декабря 1988 года в эстонской столице вышло первое официальное еврейское периодическое издание в СССР - информационный бюллетень «Хашахар» («Рассвет»). Как вспоминает его первый редактор Гидон Паенсон[2], тираж бюллетеня составил 2000 экземпляров, из них 300 - отпечатанных на эстонском языке - были быстро раскуплены в киоске на Ратушной площади Таллина. Оценить популярность газеты, можно лишь приняв во внимание, что во всей республике насчитывалось тогда немногим более 4500 евреев. Характерно, что первый номер «Хашахар» открылся циклом статей о еврейской культурной автономии, существовавшей в Эстонии в 1926 - 1940 гг., о чем большинство читателей совершенно не подозревали.

Буквально через два месяца в Риге выходит из печати «Вестник еврейской культуры» («ВЕК»). Это было издание уже иного масштаба - полноценный 52-полосный журнал с заявленным тиражом в 30 000 экземпляров, хотя фактический тираж, по словам активиста сионистского движения Шмуэля Зильберга, был вдвое большим.

Осенью 1989 года в Вильнюсе выходит первый номер «Литовского Иерусалима» - пожалуй, единственной на постсоветском пространстве мультиязычной еврейской газеты, материалы которой публиковались на идише, а также русском, литовском и английском языках. Март 1990-го ознаменован появлением первого в Украине официального еврейского СМИ - львовской газеты «Шофар» (хотя еще с 1988 года в Черновцах издавался Информационный бюллетень городского Еврейского общественно-культурного фонда). В том же марте 1990-го в Молдове начинает выходить газета Ассоциации еврейских организаций и общин «Наш голос».

В 1990 г. в Киеве регистрируется газета Киевского городского общества еврейской культуры «Возрождение», которая после провозглашения независимости Украины получает символическое название «Возрождение-91». Тогда же выходит первый полноценный номер выпускавшейся с осени 1989 г. в виде информационного бюллетеня газеты «Хадашот» («Новости»), а год спустя при Обществе еврейской культуры Украины появляются «Еврейские вести». В Ленинграде, еще не ставшем Санкт-Петербургом, 6 июля 1990 года при содействии Анатолия Собчака (бумагу тогда было не сыскать) увидел свет первый номер газеты «Ами» («Мой народ»)[4]. Интересно, что весь тираж был продан за один день по 50 копеек за экземпляр. Напомним, что пребывавшая в состоянии полураспада страна переживала сильнейший социально-экономический кризис, но идея о том, что за еврейскую газету надо платить, воспринималась целевой аудиторией совершенно естественно. Издатели большинства современных еврейских СМИ на постсоветском пространстве могут об этом только мечтать - данный феномен мы рассмотрим чуть ниже.

Точкой отсчета для множества столичных и региональных изданий - от дагестанского «Ватан» («Родина») до украинских «Шабат Шалом» (Днепропетровск), «Шабат» (Бершадь) и кишиневской газеты «Истоки» - стал 1991-й год.

К середине 1990-х многие еврейские организации разного калибра на территории бывшего СССР стали обзаводиться своим - пусть маленьким, печатным органом. Отчасти это стало отголоском почти мистического доверия сограждан к печатному слову. Сегодня ссылка на газетную публикацию как решающий аргумент в споре воспринимается как рудимент советской эпохи, но четверть века назад подобный довод звучал вполне убедительно. Впрочем, гораздо более существенную роль играл другой фактор - зачастую газета или журнал превращались в едва ли не единственное свидетельство жизнедеятельности того или иного еврейского объединения. Задачи подобных изданий были весьма далеки от медийных, с которыми первое поколение еврейских СМИ, кстати, успешно справлялось - иные номера рижского «ВЕК» и сегодня оставляют у профессионалов вполне позитивное ощущение.

======================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=====================

































































1989, ! - История Перестройки, ! - Гласность, ! - Еврейское возрождение

Previous post Next post
Up