69 лет назад - 7 декабря 1955 года - родился актер Александр Васильевич Феклистов.
В 1991 году он снялся в антисталинском фильме Ивана Дыховичного «Прорва».
Показаны реалии жизни верхушки Госбезопасности, их обычная и "сладкая" жизнь со своими радостями, интригами, изменами и трагедиями.
В фильме присутствует и холопская НКВДешная элита, и чистый талантливый юноша-поэт, который покончил с собой, и героиня из бывших, всеми силами души ненавидящая эту жизнь...
Но при этом "Прорва" - это своего рода фильм-концерт тоталитарной эпохи.
Режиссер Дыховичный - первый, кто выразил странную смесь восторга и отвращения, странный экстаз от эпохи, когда маленький желтоглазый тиран владел одной шестой, и били фонтаны на ВДНХ, и текли куда надо каналы, и Мэри летела прямо в стратосферу… «У нас была великая эпоха».
Великая эпоха была не у нас одних, а и у немцев, итальянцев, поляков, испанцев, венгров. Эпоха счастливых толп и мудрых вождей. Фильм Дыховичного несет в себе ту же любовь-ненависть к прошлому, что и «Тоска Вероники Фосс» Фасбиндера или «Ночной портье» Лилианы Кавани.
В нем нет пыток и допросов, насилие показано как садо-мазохистская игра, а единственная сцена расстрела ничего не добавляет к той концентрированной жути, которую излучает каждый кадр: фонтаны ВДНХ, умытые рассветные улицы Москвы, Красная площадь, белоснежные толпы в парках, роскошные ванные и банкетные залы. Прошлое переливается всеми оттенками золота и серебра, меди и бронзы, неба и зелени.
«Прорва» о власти и силе, о силе и красоте. Но и о том, как плебейская власть не в состоянии гармонично ужиться с силой красоты. Символ этой красоты - удивительная Уте Лемпер в роли Анны. Скороговоркой брошенная ее легенда (аристократка из расстрелянной семьи, доставшаяся офицеру НКВД) - конспект судьбы красоты. Муж-импотент и его коллега с чарующим голосом, способный любить только женщин в наручниках, - символ импотенции самой власти. Власть не способна приучить жеребца, предназначенного для самого наркома, вышагивать под музыку, и приходится приклеивать бутафорские гениталии послушной кобыле.
Каждый кадр фильма излучает потрясающую неловкость, неудобство, неспособность власти овладеть присвоенной красотой. В этом мире едят руками с драгоценных сервизов, вытирают губы рукавом и отрыгивают за роскошными столами, звонят по телефону, неловко сжимая кавалерийскую шашку, и подтягиваются спьяну на перекладине, прицепив к ногам лыжи. Пустяк, но важно: таким женщинам, как Уте Лемпер, к лицу дорогие ароматные сигареты в длинных мундштуках, а курят они одну за другой вонючие «беломорины»…
Михаил Трофименков
Журнал «Сеанс» #9, 2014 год.
==================
НАГРАДЫ, ПРИЗЫ:
Призы кинопрессы за 1992 год: «За лучший фильм», «За фильм, определяющий киностиль года», «За лучшую женскую роль» (Уте Лампер);
Премия «Золотой Овен» за 1992 год автору сценария (Н.Кожушаная) в номинации «Открытие года»;
Приз Киноаакадемии «Ника-92» оператору (В.Юсов);
Номинация на приз «Ника-92» по категориям: «Лучшая женская роль» (У.Лампер), «Лучшая режиссерская работа» (И.Дыховичный), «Лучшая музыка к фильму» (Ю.Буцко);
Приз РКФ «Созвездие-93» за выдающуюся съемку исполнителей (оператор В.Юсов); Специальное упоминание (Н.Кожушаной) II МКФ женского кино в Минске-93.
#киноПерестройки
=================
Фильм можно посмотреть тут:
https://youtu.be/GjxdSM3fFu0?si=lGj9v66ths6ilArh =====================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 ================