35 лет назад - 30 сентября 1989 года - из Праги в западногерманский город Хоф отправился первый поезд с бежавшими восточными немцами. Путь на Запад для тысяч беженцев из ГДР был открыт.
Это был переломный момент в истории Германии и всей Европы.
Лето 1989 года. В начале десятки, затем сотни, а затем тысячи граждан ГДР пытаются выехать на Запад, где они согласно конституции могут получить гражданство ФРГ. Между тем в Венгрии к власти пришли социалисты-реформаторы, страна находится на грани экономического коллапса. Будапешт намечает новый политический курс. В результате ослабевает контроль на венгерско-австрийской границе.
После полного открытия венгерской границы с Западом 11 сентября массы гэдээровцев хлынули на территорию Венгрии. Партийное руководство ГДР во главе с Эрихом Хонеккером было явно напугано. Власти Чехословакии также считают противоправным продолжительное пребывание гэдээровских граждан в пражском посольстве ФРГ. Единство "стран соцлагеря" дает трещину. Пока еще никто не догадывается о масштабах последствий вспыхнувших протестов, кроме тогдашнего министра иностранных дел ФРГ Ганса-Дитриха Геншера.
Два варианта выезда
27 сентября на заседании Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке у Ганса-Дитриха Геншера появляется возможность обсудить с советским и чехословацким коллегами обостряющуюся ситуацию с беженцами из ГДР. Тремя неделями ранее закрылось постоянное диппредставительство ФРГ в Восточном Берлине, в результате чего начала расти нагрузка на посольства в Варшаве, Будапеште и Праге, куда уже прибыли тысячи восточных немцев.
Руководство ГДР ожидает от канцлера ФРГ Гельмута Коля, что и эти три диппредставительства будут закрыты. Геншер выступает категорически против подобного шага и отдает распоряжение принять, разместить и оказать помощь беженцам из ГДР.
За ужином с главой МИД ГДР Оскаром Фишером 27 сентября Геншер предлагает два варианта: либо ГДР выдает разрешения на выезд беженцев и ставит штампы в их паспорта непосредственно в посольствах, либо людей без всякого оформления документов вывозят на Запад на поездах через Восточную Германию. На обещание Фишера передать предложения лично Эриху Хонеккеру через несколько дней Геншер отрезает: "Это будет слишком поздно".
На переговоры - с мигалкой и сиреной
28 сентября Геншер вновь созванивается с Фишером и сообщает о все более критических условиях пребывания беженцев на территории западногерманских посольств. Фишер по-прежнему не готов принимать какие-либо решения и повторяет, что свяжется с Хонеккером. Переговоры с министром иностранных дел Чехословакии Яромиром Йоханесом тоже заканчиваются безрезультатно. Во второй половине дня в ответ на запрос о личной встрече со своим советским коллегой Эдуардом Шеварднадзе Геншер получает приглашение явиться в посольство СССР. Так как автомобиля у немецкого министра в распоряжении нет, на переговоры он прибывает на полицейской машине с мигалкой и включенной сиреной.
На встрече с главой советского МИДа Геншер описывает ухудшающиеся санитарные условия, в которых вынуждены находиться беженцы. Узнав, что среди беженцев много детей, Шеварднадзе соглашается помочь. В тот же вечер глава западногерманского внешнеполитического ведомства заручается поддержкой коллег из США и Франции - Джеймса Бейкера и Ролана Дюма.
"Беженцы вам не доверяют"
29 сентября. Когда Геншер направляется в аэропорт, ему сообщают, что на следующий день в постоянном представительстве ГДР в Бонне западногерманского министра ожидает важная информация.
30 сентября уже в ведомстве федерального канцлера Ганс-Дитрих Геншер и министр внутренних дел ФРГ Рудольф Зайтерс узнают, что руководство в Восточном Берлине приняло решение в пользу второго предложения, ранее выдвинутого Геншером, - выезда беженцев в ФРГ через территорию ГДР на поездах. В ответ глава МИД Западной Германии заявляет постпреду Восточного Берлина в Бонне Хорсту Нойбауэру: "Беженцы вам не доверяют". Геншер требует разрешения сопровождать поезда вместе с Зайтерсом.
Сначала гэдээровское руководство соглашается, однако незадолго до того, как Геншер и Зайтерс отправились в Прагу, передумывает и запрещает министрам сопровождать поезда с беженцами. Спасение беженцев оказывается под угрозой срыва. После телефонных переговоров Нойбауэр дает согласие на то, что каждый поезд будут сопровождать по два не столь высокопоставленных чиновника из ФРГ.
За шесть недель до новой эпохи
30 сентября 18:58. Ганс-Дитрих Геншер произносит с балкона здания посольства ФРГ в Праге слова, ставшие, пожалуй, самыми знаменитыми в новейшей истории Германии: "Дорогие соотечественники! Мы прибыли, чтобы сообщить вам, что сегодня ваш выезд…" Окончание фразы заглушает всеобщее ликование.
Позже экс-министр, который лично вел переговоры с советскими и чехословацкими властями, назвал этот момент самым волнительным за всю свою политическую карьеру.
Через два часа из Праги выезжает первый поезд с беженцами. За ним последуют еще четыре.
1 октября. Раннее утро. Первые 1200 человек прибывают в город Хоф на севере Баварии. Всего за этот день в ФРГ прибыли около шести тысяч беженцев из ГДР.
В течение последующих дней руководство Восточной Германии позволило 17 тысячам жителей перебраться на Запад.
А уже через шесть недель - 9 ноября 1989 года - рухнула Берлинская стена.