19 Февраль, 2023 21:08
Олег Сулькин
В музее Зиммерли открылась ретроспективная выставка основателей соц-арта
После долгой вынужденной паузы, вызванной пандемией COVID-19, музей Зиммерли в Нью-Брансуике (Нью-Джерси) возвращается к активной выставочной деятельности ретроспективной экспозицией легендарных художниов-нонконформистов Александра Меламида и Виталия Комара.
К штыку приравняли абсурд
Выставка «Комар и Меламид: Урок истории» (Komar and Melamid: A Lesson in History) - крупнейшая выставка этих художников, собравшая более ста экспонатов, включая картины, фотографии, графику, инсталляции, а также документацию их знаменитых перформансов и ранних выставок.
«Эта выставка дает возможность новому поколению любителей искусства по-новому взглянуть на творчество Комара и Меламида, - сказала на открытии выставки Мора Райли, директор музея Зиммерли. - Их диссидентское искусство, открыто атакующее репрессивную практику властей, официальную историю и молчание, к которому принуждали советских граждан, сегодня обретает новую актуальность, одновременно высвечивая недостатки порой выходящего из-под контроля американского капитализма».
Помимо собственной коллекции Зиммерли, на выставке представлены работы, полученные из Центра Помпиду в Париже, музея Тейт Модерн в Лондоне, музея искусств Нашера при университете Дюк, музея искусств Мичиганского университета, музея искусств Ульриха в Уичито в Канзасе, а также из частных коллекций.
В начале экспозиции. Photo: Oleg Sulkin
В начале экспозиции. Photo: Oleg Sulkin
Комар и Меламид работали вместе более трех десятилетий, с 1972 по 2003 год. Оба они - уроженцы Москвы, где и начали свой путь в искусстве. Он оказался тернист с самого первого шага - в официальную советскую культуру их концептуальные творения никак не вписывались. В 70-е годы они придумали и разработали эффективный способ художественной рефлексии на советский авторитаризм эпохи брежневского застоя. Это направление с их легкой руки получило название «соц-арт». Они остроумно использовали иронию и абсурд в качестве главных инструментов осмысления «социалистического» бытия.
Комар и Меламид сумели тайно вывезти из СССР часть своих работ, которые в 1976 году были показаны на их первой выставке на Западе. Партийные цензоры распознали в их экзерсисах злейшую крамолу и всячески мешали их творческой самореализации. Им чинили препятствия с отъездом на Запад и выпустили из страны не сразу. Они эмигрировали сначала в Израиль, затем в США. Вскоре открыли студию в Манхэттене, на Канал-стрит. Большая американская пресса не обделила их вниманием, о них писали ведущие газеты и журналы, они появлялись на телевидении. В 80-90-е годы Комар и Меламид стали популярными и знаковыми фигурами космополитической арт-общины Нью-Йорка. Их выставки в Бруклинском музее и Фонде Dia Art вызвали интерес критики и публики.
«Важно сознавать, что они живут дольше в США, чем они жили в России», - пишет Мора Райли в пресс-релизе выставки и добавляет, что Комар и Меламид «создали невероятно мощные политические высказывания в качестве реакции на репрессивный тоталитарный режим».
В одном из залов выставки. Photo: Oleg Sulkin
В одном из залов выставки. Photo: Oleg Sulkin
Музей Зиммерли, расположенный на кампусе Университета Ратгерс в Нью-Брансуике, с середины 90-х является хранилищем богатейшей коллекции искусства художников-нонконформистов из Советского Союза, собранной меценатом и экономистом Нортоном Доджем и его супругой Нэнси и подаренной ими Университету Ратгерс. К числу важнейших экспонатов коллекции можно отнести и работы Комара и Меламида.
Атака на скрижали
«Творчество Комара и Меламида критично по отношению к тоталитарному режиму и высмеивает советскую идиосинкразию и пропаганду, - сказала на открытии Юлия Туловская, куратор этой выставки и главный куратор коллекции нонконформистов Нортона Доджа. - Их отличает плюралистическое видение мира, в то время, как многие другие художники избирали какой-то один узнаваемый стиль, они взяли на вооружение весь спектр идей и перспектив».
Представляя художников собравшимся, Туловская заметила с улыбкой, что они «остались такими же клевыми ребятами, какими были в 70-е годы».
«Поп-арт был порожден перепроизводством продуктов потребления и западным консьюмеризмом, а соц-арт был порожден перепроизводством советской идеологии и агитпропа, - говорил Виталий Комар в одном из предыдущих интервью автору этих строк. - Но в своих художественных проявлениях эти два течения удивительно похожи».
Выставка Комара и Меламида в Зиммерли организована хронологически и разделяется на две отдельные секции.
Проект «Экоколлаборация». Живопись со слоном Рене. 1995 г. Credit: Alexander Melamid and Vitaly Komar
Проект «Экоколлаборация». Живопись со слоном Рене. 1995 г. Credit: Alexander Melamid and Vitaly Komar
Первая секция посвящена советскому периоду их творчества, ознаменованному дерзкой фронтальной атакой на скрижали соцреализма с помощью таких действенных инструментов, как ирония и пародия. Речь идет о «картинах» Апеллеса Зяблова, персонажа арт-мистификации Комара и Меламида, который будто бы жил в 18-м веке в Российской империи и был изобретателем абстрактной живописи. Серия саркастических портретов запечатлела выдающихся мыслителей прошлого Карла Маркса, Гегеля, Достоевского и других.
Вторая секция демонстрирует работы тандема, созданные после их переезда в США в 1978 году. В новой для них реальности они перенастроили оптику на критическую рефлексию по поводу американского капитализма, в котором они обнаружили некоторые общие черты с советской системой.
Первым их американским проектом стал концепт «Мы покупаем и продаем души», для которого они зарегистрировали компанию, создали рекламные объявления и предлагали таким личностям, как Энди Уорхол и Нортон Додж, продать им их «души». Другой проект нацелился на создание произведений искусства «совместно с животными», включая обезьян и слонов, что должно было обозначить непростое отношение художников к самому принципу сотрудничества.
Не пощадили насмешники и такую сакральную личность американской истории, как Джордж Вашингтон. В иронической серии «Американская мечта» они изобразили его в стиле «соцреализма».
15 минут и вечность
Помимо совместного творчества, художники получили возможность показать сольные работы, созданные ими после 2003 года.
Виталий Комар, по отцу украинец, ребенком проводивший летние месяцы в Киеве, конечно же, не мог не отреагировать на российскую агрессию против Украины. Он представил серию из пяти новых картин. На одной из них, созданной совсем недавно, изображен медведь, атакующий птицу.
«Я воспринимаю эту войну не только как атаку на общепризнанные границы, но и как опасную попытку разрушить визуальные символы социального и политического равновесия», - говорится в заявлении Комара, который своими сольными работами отреагировал и на другие катаклизмы нашего времени, включая теракты 11 сентября и пандемию COVID-19.
«Вы меня спрашиваете, является ли эта выставка подведением итогов? - сказал Виталий Комар в интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки». - Для меня каждая работа - подведение итогов. Конечно, за эти десятилетия многое в моем отношении к искусству изменилось. Исчезла эпатажность как мотивация. А ведь раньше мы считали себя раздражителями общественного вкуса, наследниками дадаистов. Сегодня то, что я делаю, я предпочитаю называть анархической эклектикой».
Что касается Александра Меламида, то в сольной секции он представил серию «Алекс Меламид и «Бессвязные»: тени, куклы и политика». В ней он вдохновился собранными в Зиммерли работами Incoherents - группы парижских художников конца 19-го века, которых отличала сатирическая непочтительность ко всему на свете.
«Пролетарий и Мадонна».1972 г. Из серии «Соц-Арт». Фрагмент. Credit: Alexander Melamid and Vitaly Komar
«Пролетарий и Мадонна».1972 г. Из серии «Соц-Арт». Фрагмент. Credit: Alexander Melamid and Vitaly Komar
В интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» Александр Меламид напомнил высказывание Энди Уорхола, что каждый человек имеет право на 15 минут славы.
«В залах этой выставки вы можете увидеть наши с Виталием 15 минут славы, - сказал Меламид. - Да, мы еще не научились поворачивать время вспять. Когда-то такой момент настанет. Но уже без нас. Мне 77 лет, Виталию 79. Люди должны умирать вовремя. Ужасно смотреть на стариков, которые вознамерились жить вечно. Мы были революционерами, идеалистами, хотели изменить мир вокруг нас. Сегодня миссия художника - прекратить безумие».
Перформанс без милиции
На следующий день после вернисажа в музее прошла беседа куратора выставки Юлии Туловской и искусствоведа Роберта Сторра. Затем был воссоздан перформанс Комара и Меламида «Искусство принадлежит народу». Впервые этот перформанс прошел в Москве в 1974 году и закончился тем, что его разогнала милиция. Потом он был повторен в Нью Йорке в центре авангардного искусства The Kitchen в 1984 году. В нынешней третьей реитерации перформанса обычные посетители выставки рисовали красками на больших холстах под руководством Комара и Меламида.
В планах организаторов выставки - серия бесед с участием художников, кураторов и несколько воркшопов.
«КГБ». 1975 г. Photo: Oleg Sulkin
«КГБ». 1975 г. Photo: Oleg Sulkin
Так, на 9 марта назначена встреча с Надеждой Толоконниковой из группы Pussy Riot, которую как модератор проведет журналистка «Нью-Йоркера» Маша Гессен. А 21 мая художница Лиз Лейзер и медиум Лорен Тибодо обещают научить посетителей вызывать духов, а Лоренс Краузер и Ольга Окунева проведут перформанс, используя куклы Меламида.
«Вдохновляющая новая выставка показывает, как два русских художника использовали государственную машину пропаганды против Кремля». Так называется статья арт-критика Джонатона Китса в электронной версии журнала «Форбс».
Размышляя об историческом предназначении наследия дуэта Комар-Меламид как основоположников соц-арта, Китс приходит к выводу, что абсурдизм и сатира по прошествии десятилетий воспринимается сегодня как очень серьезный инструмент рефлексии, как художественной, так и социологической. Относиться к их творчеству как к шутке уже не получится, замечает Китс, потому что «они всегда будут смеяться последними».