35 лет назад - с 7 по 18 июля 1989 года - прошел XVI Московский международный кинофестиваль.
На нем в полной мере проявился жгучий интерес к стране, вырвавшейся на свободу. Жюри возглавил «реабилитированный» новыми идеологами польский кинорежиссер Анджей Вайда, в составе жюри были и уже ставший суперзвездой Эмир Кустурица, бывший диссидент, а теперь уже почти классик чех Иржи Менцель, триумфатор Берлинского кинофестиваля Чжан Имоу, удививший российскую публику своим «Стрелочником» голландский кудесник Йос Стеллинг.
На фестиваль приехал даже известный польский оппозиционер Адам Михник.
Фестиваль буквально бурлил премьерами, в Доме кино до поздней ночи не остывали дискуссии в профессиональном клубе кинематографистов(ПРОКе).
На этот фестиваль попали фильмы, сделанные режиссерами, которые буквально через несколько лет станут признанными мастерами, скажем, Аки Каурисмяки, Атом Эгоян , Кшиштоф Кесьлевский, Асгар Фархади, Борис Хлебников и Алексей Попогребский.
«В тот год рухнула Берлинская стена - казалось, что после этого в мире навсегда наступят мир и согласие», - вспоминал Кустурица.
Атмосфера фестиваля была, по воспоминаниям, удивительно дружелюбной и позитивной.
Многое на кинофестивале произошло впервые. Были учреждены новые и с тех пор постоянно действующие призы - три Георгия - золотой, серебряный и бронзовый.
Впервые фестиваль не включил в программу детское и документальное кино (для таких фильмов стали проводить собственные фестивали) сразу превратившись из тяжелой, неповоротливой машины в легкую и мобильную.
С необычайным размахом развернулся кинорынок. Впервые на него выходили советские студии, обладающие теперь правом самостоятельной внешнеэкономической деятельности. В итоге было заключено 48 контрактов с ведущими иностранными кинофирмами, продано около 200 картин.
Еще посетителей фестиваля ждали замечательные ретроспективы: Бунюэль, Бергман, Маркес в кино, экранизация русской классики.
В схожести кинематографической продукции при любой дикт@турe можно было убедиться на сеансах программы «Тот@литарное кино времен Ст@лина, Гитлepa, Мусс@лини».
А как взбудоражила Москву одна только программа «Эротика в американском кино» в которой была и картина «Секс, ложь и видео», завоевавшая приз Каннского фестиваля, и уж совсем рождественским подарком выглядел не объявленный заранее показ фильма Фила Кауфмана «Невыносимая легкость бытия».
Главные награды фестиваля получили картины: итальянская - «Похитители мыла» (Золотой Георгий) и советская - «Посетитель музея» (Серебряный Георгий).
На фестивале блестели не только звезды мирового кинематографа (Доминик Санда, Марина Влади, Иштван Сабо, Иос Стеллинг, Вера Хитилова и другие), но и набирающие популярность советские политики: Галина Старовойтова, Анатолий Собчак, Борис Ельцин, Сергей Станкевич.
======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =======================
======
=======
=======+