Посланник мира из Калифорнии

Jul 04, 2024 07:19

35 лет назад - 27 июня 1989 года - в Москве приземлился самолет «Сесна».

На этот раз, в отличии от скандальной истории 1987 года, за штурвалом был не Матиас Руст, а 11-летний американец Тони Алиенджен.

Он привез для Михаила Горбачева огромный свиток. Это было мирное послание, под которым поставили свои подписи больше миллиона американских детей.

Многие помнят другого посланца мира из США - Саманту Смит. Меньше знают про Катю Лычеву, посетившую Америку в 1986 году. И уж совсем мало людей смогут объяснить с чем и зачем прилетал в Советский Союз Тони Алиенджен.

А между тем для эпохи освободительной Перестройки Михаила Горбачева это было весьма неординарное и яркое событие!

Тони установил мировой рекорд. Он стал самым юным авиатором совершившим кругосветное путешествие. Оно затронуло восемь стран: США, Канаду, Исландию, Великобританию, Норвегию, Швецию, Финляндию и СССР.

Отправляясь в вояж, он заявил журналистам: "Своим полетом дружбы я хочу показать, что детей по-настоящему волнует то, что происходит в мире".

Он получил пилотское удостоверение в девять лет. И к 1989 году уже успел пересечь США с запада на восток и обратно на одномоторном самолёте. В энергичном возрасте Тони не существовало ничего недостижимого. Так что вскоре мальчик решил продолжить счёт рекордам и...облететь весь мир за один полёт.

Но пыл рекордсмена несколько охладил отец. "Рекорд ради рекорда - пустая затея, - сказал Гарри Алиенджен. - Вот если у тебя родится какая-нибудь полезная идея, можешь рассчитывать на меня!"

И Тони придумал: надо соединить письмами-ниточками детской дружбы две сверхдержавы!

Папе идея понравилась. Он вылетел в Москву на переговоры. Советские власти поддержали "Перелёт дружбы".

Через американские газеты Тони и Гарри обратились ко всем, кто ещё захотел бы участвовать в перелёте. Откликнулся хирург из Сан-Франциско Лэндс Аллен. Появился второй самолёт - с журналистами...

5 июня 1989 года самолёт "Сессна-210" стартовал из Калифорнии. В самолёте шесть мест, и все заняты: Тони, папа, мама Сьюзен и очень шаловливая маленькая сестрёнка Алейна.

Пятый в экипаже - представитель Федерального авиационного управления США, призванный следить за "чистотой" рекорда: в течение всего перелёта Тони должен вести самолёт сам. Если папа хоть на мгновение возьмёт штурвал - весь рекорд насмарку.

Кроме того, в самолёте летел пассажиром московский школьник, сверстник Тони, Роман Черемных. Вы спросите, как попал Рома на самолёт? Не поверите, до чего просто! Узнав из газет о намерении Тони облететь весь мир во имя дружбы и мира, мальчик написал ему письмо, в котором откровенно поделился мечтой - полететь вместе...

Перелёт над Америкой был хлопотным. Алейна и Сьюзен собирали подписи под письмом американских ребят Михаилу Горбачёву.

Кроме того американские ребята передавали письма для советских детей. 75 тысяч конвертов прибыло потом спецгрузом в Шереметьево - маленький самолёт Тони просто не смог бы поднять в воздух такую тяжесть!

Из Америки - в Канаду. Оттуда через океан в Европу. И вот, 23 июня "Сессна-210" пересекла границу СССР и приземлилась в Ленинграде.

Потом маршрут пролегает через Москву, Куйбышев, Тюмень, Омск, Кемерово, Братск, Мирный, Якутск, Охотск, Магадан, Анадырь, Бухту Провидения. Далее - через узкую полоску Берингова пролива - в родную Америку, на Аляску. И - домой в Лос-Анджелес.

Сразу по прибытии Тони отправил привезённые им письма советских ребят президенту США Джорджу Бушу.

-Было ли трудно в полёте - спросили журналисты Тони перед расставанием.
-Ничуть! - ответил он. - Я же спортсмен! Занимаюсь регби, бейсболом, виндсерфингом. И потом, я же опытный пилот, с четырёх лет летаю!..

Это было уже слишком, и газетчики обратились за разъяснениями к папе.
-Тони говорит правду, - улыбнулся Гарри. - В нашей семье три поколения мужчин - лётчики. Так что держать штурвал для нас так же естественно, как ложку...
-Но с какого возраста официально разрешается в вашей стране держать этот самый штурвал?
-С шестнадцати. Вижу ваше удивление...Видите ли, за всё, что произойдёт с Тони, с самолётом и пассажирами, несу полную юридическую ответственность я, и только я.

Согласен, не каждый отец на такое решится. Я решился потому, что хорошо знаю своего сына и верю: он не подведёт. А случись непредвиденное - так ведь я всё время начеку!

Когда Тони спросили, кем он собирается быть, когда станет взрослым, на задавшего этот вопрос журналиста все посмотрели с удивлением: что за глупый вопрос, когда всё ясно? Но Тони ответил:

-Хирургом!..

-Летать - это, конечно, очень хорошо, это всегда останется моим хобби, - пояснил он. - Но недавно я видел фильм о людях, у которых больное сердце. Это ужасно. Так хочется им помочь!..

Однако судьба распорядилась немного иначе.

С 1996 по 2004 год Тони помогал отцу в его транспортной компании. Но позднее решил переключить свое внимание на программное обеспечение для логистики. Так родилась идея сделать социальную сеть для работников отрасли грузоперевозок.

С 2004 по 2014 год Энтони Алиенджен выступал в роли президента факторинговой компании Insight Technology, которая была посредником для небольших транспортных компаний. В 2014 году герой расширил свой собственный бизнес и вышел на рынок Индии, создавая программное обеспечение для складов и транспортных компаний.

Сегодня Энтони Алиенджен регулярно путешествует между родным Хибер-сити в США и городом Пуна в Индии.

===========================

-Товарищи! Товарищи!.. - Распорядитель в лётной форме пытался обратить на себя внимание людей с кинокамерами, снующих по взлётно-посадочной полосе аэродрома Шереметьево. - Пожалуйста, отойдите от лётчика. Видите, идёт гроза. Резкий порыв ветра, и самолёт перевернётся. О каком рекорде тогда может идти речь!..

Наконец призыв возымел действие, взяв пилота в плотное кольцо, журналисты повели его в здание аэропорта. Похожий на лёгкую стрекозу белоснежный самолёт тоже отправился в ангар. И, словно дождавшись этого момента, сверкнула молния, прогромыхал гром, запрыгали по асфальту тёплые капли дождя.

Внимание, оказанное прессой и самолёту, и лётчику, было отнюдь не случайным. Кругосветный перелёт, который задумал осуществить американский пилот Тони Алиенджен - четвёртый серьёзный авиастарт в его жизни.

Но и лет-то ему всего одиннадцать! Он получил пилотское удостоверение в девять лет. И уже успел пересечь США с запада на восток и обратно на одномоторном самолёте. В возрасте Тони, вы сами знаете, нет ничего недостижимого. Так что вскоре мальчик решил продолжить счёт рекордам и...облететь весь мир за один полёт.

Но пыл рекордсмена несколько охладил отец. "Рекорд ради рекорда - пустая затея, - сказал Гарри Алиенджен. - Вот если у тебя родится какая-нибудь полезная идея, можешь рассчитывать на меня!"

И Тони придумал: надо соединить письмами-ниточками детской дружбы две наших страны!

Папе идея понравилась. Он вылетел в Москву на переговоры. Советские власти поддержали "Перелёт дружбы".

Через американские газеты Тони и Гарри обратились ко всем, кто ещё захотел бы участвовать в перелёте. Откликнулся хирург из Сан-Франциско Лэндс Аллен. Появился второй самолёт - с журналистами...

5 июня 1989 года самолёт "Сессна-210" стартовал из Калифорнии. В самолёте шесть мест, и все заняты: Тони, папа, мама Сьюзен и очень шаловливая маленькая сестрёнка Алейна.

Пятый в экипаже - представитель Федерального авиационного управления США, призванный следить за "чистотой" рекорда: в течение всего перелёта Тони должен вести самолёт сам. Если папа хоть на мгновение возьмёт штурвал - весь рекорд насмарку.

Кроме того, в самолёте летел пассажиром московский школьник, сверстник Тони, Роман Черемных. Вы спросите, как попал Рома на самолёт? Не поверите, до чего просто! Узнав из газет о намерении Тони облететь весь мир во имя дружбы и мира, мальчик написал ему письмо, в котором откровенно поделился мечтой - полететь вместе...

Перелёт над Америкой был хлопотным. Алейна и Сьюзен собирали подписи под письмом американских ребят советскому президенту М. С. Горбачёву - 250 тысяч мальчиков и девочек, соотечественников юного пилота, поставили свои подписи под этим текстом.

Многие американские ребята передавали письма для советских детей. 75 тысяч конвертов прибыло потом спецгрузом в Шереметьево - маленький самолёт Тони просто не смог бы поднять в воздух такую тяжесть!

Из Америки - в Канаду. Оттуда через океан в Европу: Исландия, Швеция, Финляндия. И вот, 23 июня "Сессна-210" пересекла границу СССР и приземлилась в Ленинграде.

Потом маршрут пролегает через Москву, Куйбышев, Тюмень, Омск, Кемерово, Братск, Мирный, Якутск, Охотск, Магадан, Анадырь, Бухту Провидения. Далее - через узкую полоску Берингова пролива - в родную Америку, на Аляску. И - домой в Лос-Анджелес.

Сразу по прибытии Тони отправит привезённые им письма советских ребят президенту США Д. Бушу.

-Было ли трудно в полёте - спросили мы Тони перед расставанием.
-Ничуть! - ответил он. - Я же спортсмен! Занимаюсь регби, бейсболом, виндсерфингом. И потом, я же опытный пилот, с четырёх лет летаю!..

Это было уже слишком, и мы обратились за разъяснениями к папе.
-Тони говорит правду, - улыбнулся Гарри. - В нашей семье три поколения мужчин - лётчики. Так что держать штурвал для нас так же естественно, как ложку...
-Но с какого возраста официально разрешается в вашей стране держать этот самый штурвал?
-С шестнадцати. Вижу ваше удивление...Видите ли, за всё, что произойдёт с Тони, с самолётом и пассажирами, несу полную юридическую ответственность я, и только я.

Согласен, не каждый отец на такое решится. Я решился потому, что хорошо знаю своего сына и верю: он не подведёт. А случись непредвиденное - так ведь я всё время начеку!

Когда Тони спросили, кем он собирается быть, когда станет взрослым, на задавшего этот вопрос журналиста все посмотрели с удивлением: что за глупый вопрос, когда всё ясно? Но Тони ответил:

-Хирургом!..

-Летать - это, конечно, очень хорошо, это всегда останется моим хобби, - пояснил он. - Но недавно я видел фильм о людях, у которых больное сердце. Это ужасно. Так хочется им помочь!..

Что ж, нет сомнения, что из Тони вполне может выйти отличный врач. Чуткий, внимательный, серьёзный, дотошный, с твёрдой рукой, небезразличный к чужой беде. И, что ещё совсем немаловажно, - он никогда не опоздает к больному. Даже если тот ждёт помощи на другом конце Земли!

Когда верстался номер...

...Газеты напугали нас сообщением о том, что во время авиапрогулки над Аляской чуть было не случилось непоправимое: в результате неудачной посадки в сложных метеоусловиях "Сессна-210" опрокинулась и загорелась...

Но, слава богу, всё обошлось благополучно: наши герои живы, целы-невредимы! Более того, даже рекорд, несмотря ни на что, состоялся. Через три дня Тони и его команду (уже, правда, на новом, взятом напрокат, самолёте) встречали в аэропорту Лос-Анджелеса.

На вопрос, какая из виденных им стран запомнилась больше всего, Тони ответил:

"Россия. И конечно, Москва!"

Р. СЕРГАЗИЕВА
М. САЛОП
Журнал "Юный Техник"

==========

Это было летом 1987 года, когда 8-летний Тони Алиенджена впервые обратился к своим родителям с идеей стать самым молодым пилотом в мире, совершившим полет на одномоторном самолете через Соединенные Штаты и обратно.

Похоже, не по годам развитый парень из Сан-Хуана Капистрано увидел телевизионный выпуск новостей о молодом пилоте, который совершил именно такой полет в сопровождении сертифицированного летного инструктора, и решил, что он мог бы сделать то же самое.

Как и следовало ожидать, родители Алиенджены не были в восторге от этой идеи. Однако интерес мальчика к полетам был понятен, поскольку его отец Гэри, опытный пилот-любитель, брал сына с собой на своем самолете Cessna 210, когда он стал достаточно большим, чтобы сидеть на коленях у отца.

Справившись с управлением во многих предыдущих случаях, Алиенджена умолял, что он способен на этот подвиг, но папа сказал "нет". Юного вундеркинда это не остановило; он посетил школьную библиотеку и изучил предыдущие авиационные рекорды, установленные детьми.

Вооруженный своей новой информацией, он снова обратился к своим родителям, попросив их пересмотреть его просьбу. Неохотно они это сделали, позволив ему пройти 40 часов официальных уроков пилотирования, чтобы убедиться, что сертифицированный инструктор по пилотированию считает, что у него есть нужные знания.

- Мне действительно не нужны были уроки, чтобы научиться управлять самолетом, говорит Алиенджена, но я усердно работал над навигацией и связью, потому что знал, что они мне понадобятся в поездке.

Он работал достаточно усердно, чтобы получить сильную рекомендацию от своего летного инструктора и, в конечном счете, благословение своих родителей.

30 марта 1988 года Алиенджена вылетел на самолете Cessna из аэропорта имени Джона Уэйна, направляясь в Бедфорд, штат Массачусетс.

Его сопровождали наблюдатель и сертифицированный летный инструктор, поскольку он мог легально пилотировать самолет только в качестве студента.

Когда он добрался до Восточного побережья, его гордые родители были удивлены, прочитав в Журнале регистрации, что он объявил о своих планах побить еще один рекорд - облететь вокруг света.

Мать всплакнула, а отец сказал, что ни за что. Молодой пилот вернулся с похвалами от политических деятелей, деловых людей и, самое главное, детей со всей страны, которые были впечатлены его подвигом. Он пытался убедить своих родителей в том, насколько большее влияние окажет кругосветное путешествие по всему миру.

Папа сказал, что может быть, но только в том случае, если полету можно будет придать какую-то значимую цель. Алиенджена сел и набросал письмо советскому президенту Горбачеву, в котором изложил свое желание прилететь в Советский Союз и лично передать дружеское письмо от детей Соединенных Штатов.

Четыре месяца спустя он получил официальное приглашение приехать в Москву.

Письмо в конечном итоге превратилось в Свиток дружбы, который достиг длины более 1000 футов и содержал более 200000 подписей, собранных от детей по всей территории Соединенных Штатов.

В 10:30 утра 5 июня 1989 года Алиенджена снова вылетел из аэропорта имени Джона Уэйна на самолете Cessna 210, на этот раз, чтобы обогнуть земной шар.

Полет длился семь недель и преодолел более 19000 миль. Всего было сделано 35 остановок в шести зарубежных странах, поскольку молодой летчик боролся с упрямыми автопилотами, неисправными компасами, долгими днями и "белыми ночами".

В процессе он стал первым гражданским лицом, совершившим перелет через весь Советский Союз. И какие его планы на следующее большое приключение?

- Пожалуйста, сядь, мама. "Я бы хотел перелететь с полюса на полюс", - размышляет мальчик. Я работаю над этим прямо сейчас...

Robert Cetti Jr. FEBRUARY 1990/ORANGE COAST MAGAZINE

P.S. От себя я могу добавить лишь несколько слов: просто все мы были последними романтиками восьмидесятых. И не могли иначе...

========

Телерепортаж о вылете из Калифорнии:

https://www.shutterstock.com/ru/video/clip-1022232901-circa-1989---ten-year-old-tony

======================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=======================


















































! - Советско-американские отношения, 1989, ! - История Перестройки, ! - Народная дипломатия

Previous post Next post
Up