35 лет назад - в ноябре 1988 года - дал первую трещину монолит «нерушимого» Союза.
Сразу в семи ( то есть практически в половине ) союзных республиках региональная элита заявила о своей фронде Москве и расширении своих властных полномочий.
Поводом к этому послужила публикация 22 октября 1988 года в центральной печати проекта Закона «Об изменениях и дополнениях конституции (основного закона) СССР».
Началось «всенародное обсуждение» коренной реформы государственного устройства.
Камнем преткновения стал пункт законопроекте, предусматривавший создание Комитета конституционного надзора ( прообраз Конституционного суда).
Предполагалось, что его решения будут обязательны к исполнению всеми республиками. Это, по мнению региональных элит, нарушало принцип федерализма, заложенный в основу Союзного договора 1922 года и общесоюзной конституции.
Непонятно, правда, почему никто не хотел замечать права Президиума Верховного Совета СССР издавать указы, обязательные к исполнению всеми республиканскими властями.
Совершенно очевидно, что это был лишь предлог. Главы республик просто воспользовались этим шансом как возможностью испытать на прочность союзный центр и урвать себе побольше власти - перетянуть одеяло на себя.
Официально свое несогласие с Москвой выразили парламенты Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии, Азербайджана и Армении.
В самой мягкой форме свой сепаратизм выразило правительство Молдавии. Оно заявило о своих планах экономического обособления. Было объявлено о скором переходе республики на региональный хозрасчет.
Наиболее драматичный оборот приобрели события вокруг Нагорного Карабаха. Антиперестроечные силы спровоцировали очередной виток межнациональных столкновений с обоюдным потоком беженцев из Армении и Азербайджана.
В Тбилиси сотни недовольных студентов голодали прямо на ступеньках парламента с 22 по 29 ноября.
В Баку сотни тысяч протестующих заполнили центральную площадь города и не уходили в нее с 17 ноября до 5 декабря.
16 ноября 1988 года - Верховный Совет Эстонской ССР первым в Союзе принял Декларацию о государственном суверенитете Эстонии. Уже через несколько дней - 24 ноября - парламент Армянской ССР принял аналогичное постановление. Начался "парад суверенитетов", закончившийся распадом СССР.
Эстонская Декларация о суверенитете провозглашала Верховных совет ЭССР носителем верховной власти в республике и ставила его законодательные акты выше законов СССР. Это стало одним из шагов к восстановлению независимости.
В преамбуле декларации прямо говорилось: "Верховный Совет Эстонской ССР выражает несогласие с теми вынесенными Президиумом Верховного Совета СССР на всенародное обсуждение изменениями и дополнениями Конституции СССР, которые исключают конституционное право Эстонской ССР на самоопределение."
Опубликованный проект предусматривал съезд народных депутатов, который мог бы вносить изменения в Конституцию СССР, создал бы возможность упрощения процесса отмены статей, гарантирующих суверенитет республик. Также проектом был предусмотрен комитет СССР по конституционному надзору, которому было бы предоставлено право на отмену принятых союзными республиками правовых актов.
Рассмотрение этого проекта было намечено на ближайшей сессии ВС СССР - 27 ноября.
Во время встречи представителей Саюдиса, Народных Фронтов Латвии и Эстонии, состоявшейся в Риге 8 ноября, было постановлено, что вступление в законную силу проекта изменений и дополнений в Конституцию СССР создало бы централизованное унитарное государство и отменило бы право союзных республик на государственный суверенитет. Также было принято решение о сборе подписей против поправок в Конституцию СССР.
В течение короткого срока (9-20 ноября) в Литве было собрано 1,8 млн подписей, которые 24 ноября доверенные лица Совета Сейма Саюдиса поездом отвезли в Москву и 25 ноября вручили представителям приемной ВС СССР. В Латвии похожую петицию подписало свыше 1,1 млн человек, в Эстонии - почти 1 млн. Таким образом, на неофициальном референдуме против централизации власти СССР высказалось почти 4 млн человек.
10 сессия одиннадцатого созыва Верховного совета Литовской ССР (17-18 ноября 1988 г.) приняла Указы о присвоении литовскому языку статуса государственного, о национальном (желто-зелено-красном) флаге и гимне. Но большинство депутатов ВС отказалось принять поправку к 70 статье Конституции Литовской ССР, которая объявляла верховенство республиканских законов над союзными.
Солидарного голосования прибалтийских республик за суверенитет не получилось. Этот момент стал отправной точкой открытого конфликта "Саюдиса" и литовской компартии.
Латвийский Верховный совет также сделал лишь символические шаги к суверенитету. 29 сентября 1988 года был принят указ Президиума Верховного совета Латвийской ССР «О культурно-исторической символике латышского народа», который признал красно-бело-красное сочетание цветов латышской национальной символикой и разрешил его использование, среди прочего, и в виде флага. В тот же день депутаты официально объявили латышский язык государственным.
Несмотря на то, что решения эстонского парламента были отменены уже 26 ноября на заседании Президиума ВС СССР, они имели позитивное значение в рамках назревшего вопроса о пересмотре полномочий между центром и республиками. Резолюция Верховного Совета ЭССР, принятая в один день с декларацией о суверенитете, инициировала разработку нового Союзного договора. В ответ на это Президиум Верховного Совета СССР уже 28 декабря 1988 года издал постановление об "образовании рабочей группы из депутатов Верховного Совета СССР по подготовке предложений о разграничении компетенции Союза СССР и республик".
Пошел процесс подготовки и согласования нового Союзного договора...
======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =======================