Как Гласность обрела свое лицо

Oct 28, 2023 19:01

38 лет назад - 5 июля 1985 года - Политбюро ЦК КПСС утверждает Александра Яковлева заведующим отделом пропаганды Центрального Комитета партии.

62-летний уроженец деревни в Ярославской области Александр Яковлев становится ключевой фигурой перестройки («прораб перестройки») и одним из теоретиков гласности («архитектор гласности»).

Он - фронтовик, член партии с 1943 года, с 53-го - инструктор в ЦК, с 65-го - заместитель заведующего отделом пропаганды в ЦК, а с 69-го в течение четырех лет фактически исполняет обязанности заведующего. Яковлев - автор резонансной статьи 72-го года «Против антиисторизма» в «Литературной газете» и посол СССР в Канаде на протяжении десяти лет, с 1973-го.

«Очень скоро стало ясно, что А. Яковлев, - отмечает историк Владимир Согрин, - играет роль дирижера процесса гласности: под его руководством в ЦК КПСС стали проводиться регулярные совещания и встречи главных редакторов научных, литературных и публицистических журналов, руководителей средств массовой информации. С приходом его к руководству партийной идеологией гораздо смелее и радикальнее стали публикации в «Огоньке», «Московских новостях», других изданиях, являвшихся лидерами процесса гласности. Теоретические и публицистические статьи самого А. Яковлева заключали в себе своего рода отечественный вариант теории демократического социализма, которая на Западе развивалась представителями социал-демократии и еврокоммунизма».

Вспоминая о нем, Егор Лигачев, второй секретарь ЦК, также отвечавший за вопросы пропаганды, член Политбюро с апреля 1985-го, напишет в мемуарах о распределении ролей между ними так: » <…> вскоре установилось некое негласное разделение обязанностей: в мою сферу входили вопросы культуры, науки, народного образования, а Яковлев преимущественно сосредоточился на работе со средствами массовой информации. Это произошло как-то само собой, но, разумеется, при согласии Генерального секретаря. Впрочем, по поручению Михаила Сергеевича и мне порой приходилось встречаться с редакторами газет и журналов. Но главная особенность такого распределения обязанностей заключалась в том, что именно Яковлев возглавил процесс замены главных редакторов. Процесс этот, в известной степени, носил объективный характер, ибо новый политический курс требовал соответствующего пропагандистского обеспечения, а некоторые руководители средств массовой информации были не в состоянии перестроиться». Будучи противником Яковлева, он заключает: «Мог ли я в те месяцы предположить, что на самом-то деле Александр Николаевич формирует свою «радикальную команду» средств массовой информации, которой будет отведена совершенно особая роль в грядущих событиях?»

Одним из первых столкновений между Яковлевым и Лигачевым станет обсуждение в Политбюро некролога писателю Виктору Некрасову, опубликованного в «Московских новостях», еще более заметным - вокруг статьи Нины Андреевой «Не могу поступаться принципами». Именно под руководством Яковлева будет готовиться ответ на статью Андреевой в «Правде», хотя авторство указано не будет.

Яковлев станет автором и резолюции «О гласности», которая принята на XIX партийной конференции летом 1988 года.

На сентябрьском пленуме того же, 1988-го, года Михаил Горбачев разведет по углам уже открыто враждующих между собой идеологов. В результате аппаратной реформы образована идеологическая комиссия ЦК КПСС, ее главой утвержден Вадим Медведев, в то время как Яковлев переброшен на международные дела, а Лигачев - на сельское хозяйство.

«Яковлев и Лигачев были несовместимы в своей позиции по методам работы, - вспоминал Вадим Медведев. - Мы с Яковлевым были в тесных отношениях, хотя полного согласия не было. Яковлев с присущей ему импульсивностью стоял за демократизацию. Я - тоже, но за демократизацию, которая бы сама проводилась демократическими методами, а не методами волевых решений. Конечно, неизбежно возникло и противостояние между ними, и несогласие. Но это была политика Горбачева - политика постепенного вытеснения сторонников жесткой линии (традиционной), и проведение постепенной демократизации и в самой партии, и в стране».

Противостояние в Политбюро набирает такую силу, что одного идеолога - Яковлева, обвиняют в работе на ЦРУ и говорят о вербовке еще во времена его стажировки в Колумбийском университете в 1958 году (проверка КГБ доказательств этого тезиса не обнаружит). А другого идеолога - Лигачева, обвиняют во взяточничестве (проверка Генпрокуратуры СССР не найдет оснований для возбуждения дела). Оба станут депутатами Верховного Совета СССР.

Именно Александр Яковлев прочитает доклад о последствиях подписания в 1939 г. Договора о ненападении между СССР и Германией («пакта Молотова - Риббентропа») и секретных протоколов к нему (читать текст договора, читать текст Постановления Съезда народных депутатов). Позже он долгие годы будет заниматься реабилитацией жертв политических репрессий.

Яковлев способствовал публикации многих закрытых прежде исторических документов, снятию запретов с публикаций «антисоветских» писателей, возвращению в страну эмигрантской художественной литературы, снятию с полок кинолент, появлению новых имен в печати и многих телепрограмм, в числе которых, например, «Взгляд». Именно Яковлев искал и приводил на должности главных редакторов новый тип людей, способных обеспечить доверие к журналистике, понемногу раздвигая границы допустимой критики системы.

«Двадцать лет, от самого начала перестройки до кончины Яковлева в 2005-м, среди нас особым шиком было называть его за глаза “дядя Саша”, - напишет в своей колонке журналист и главный редактор уже пост-перестроечных «Московских новостей» и «Огонька» Виктор Лошак. - Когда ты так называешь члена политбюро и секретаря ЦК, то все вокруг, но, главное, ты сам начинаешь чувствовать, будто у тебя есть какой-то особенный допуск к вершинам. Но весь допуск был в том, что если бы не Александр Николаевич, то в середине 1980-х не появились бы ни тогдашний “Огонек”, ни “Московские новости”, за которыми мало-помалу к новым свободным стандартам журналистики подтянулись и многие другие газеты и журналы».

С формальным отстранением от должности «главного по идеологии» в 1988-м Яковлев не перестанет оказывать влияние на СМИ, а в 1993-м он назначен одновременно первым главой Федеральной службы по телевидению и радиовещанию и начальником канала «Останкино». «Возглавив телевидение, - напишет о Яковлеве исследователь Вилен Егоров, - он проявил инициативу и настойчивость в преобразовании ГТРК «Останкино» в акционерное общество закрытого типа ОРТ, что расшифровывалось как «Общественное Российское ТВ», то есть, по существу, стал могильщиком государственного Центрального телевидения».

Яковлев уйдет с телевидения через два года, потрясенный его коммерциализацией. Следующим после него генеральным директором первого канала совсем ненадолго станет Владислав Листьев. Он будет убит 1 марта 1995 года.

https://gorbymedia.com/post/07-05-1985

======================

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=======================






Александр Яковлев, ! - История Перестройки, ! - Гласность, 1985

Previous post Next post
Up