Автопроизводитель Студебейкер (Studebaker), (или в русскоязычном произношении Студебекер), завод
и штаб-квартира которого находились в Саут-Бенде, был известен в СССР еще в начале 30-х годов после выхода книги Ильфа и Петрова «Золотой теленок».
Помните:"Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству"? Именно на Студебекере передвигалась групппа аферистов во главе с Остапом Бендером.
В открытом в 2005 году музее, посвященном истории
бренда Studebaker, выставлены разнообразные автомобили, фургоны, повозки, армейская техника и другая продукция корпорации.
Музей расположен на трех этажах.
На сегодняшний день в залах музея выставляется около 120 единиц различного транспорта, включая
четыре президентских экипажа, один из которых использовался Авраамом Линкольном.
Причем у американских президентов марка Студебекер завоевала дурную славу. Два президента (Авраам Линкольн в 1865 году и Уильям Мак-Кинли в 1901 году) на каретах этой фирмы отправились буквально на встречу своей смерти. Оба они были застрелены из пистолета. Оба отправились на место убийства в экипажах Студебекер…
История марки началась задолго до автомобильной эры - в 1736 году
Тогда в качестве переселенцев в Америку прибыли из Германии первые представители трудолюбивого рода Студебекеров. Первую мастерскую по строительству экипажей Студебекеры открыли в 1798 году в городе Конистога, штат Пенсильвания. Здесь собирались основательные и вместительные фургоны для переселенцев, сыгравшие не последнюю роль в освоении «Дикого Запада». В таком фургоне на большие расстояния в полном составе могла перемещаться целая семья. Это был одновременно и транспорт, и дом - предтеча нынешних кемперов, и крепость - защита от недовольства индейцев и грабителей.
Ну а мастерскую, которая легла в основу учрежденной в 1868 году корпорации Studebaker Brothers Manufacturing Company, и что впоследствии стала автомобильным заводом, Клемент Студебекер вместе с братьями (всего их было пятеро) основал в городе Саут-Бенд, штат Индиана.
Здесь 16 февраля 1852 года братья Генри и Клемент Студебейкеры открыли
в кузнечную мастерскую.
Тут они занимались производством тележек и повозок для фермеров, шахтеров и военных. Таким историческим наследием могут похвастать далеко не все автопроизводители.
"Всегда дай больше, чем обещал"- девиз Студебейкеров.
Первоначально в мастерской изготавливались металлические части для тележек и повозок, затем началось
производство целых повозок и фургонов.
Особенно удачными для Студебейкеров были годы гражданской войны в США (1861-1865 год), когда компания выполняла заказы на поставку большого количества фургонов и повозок для армии.
Studebaker стал выпускать автомобили с 11 февраля 1902 года, причем первой моделью компании был электромобиль.
Его электрооборудованием занимался лично Томас Эдисон. Да-да, тот самый создатель фонографа и электрической лампочки, обладатель более тысячи прочих патентов и человек, предложивший использовать для ответа по телефону слово «алло».
Машина получила популярный в те годы кузов Runabout, основанный на одноименном типе легкого двухместного конного экипажа.
Электромобиль оснастили 40-вольтным двигателем в одну лошадиную силу, который позволял набирать скорость до 21 км/ч. Модель весила 612 кг., треть из которых приходилась на аккумулятор. Последний состоял из 24 ячеек и обеспечивал запас хода в 64 километра.
В том же году это авто представили в кузовах Trap и Stanhope. В зависимости от модификации машина продавалась за $950-1150. Всего в 1902 г. на фабрике Studebaker в Индианаполисе собрали 20 электромобилей. За следующие 10 лет под маркой Студебекер было выпущено 1841 электромобилей.
Интересно, что у первых моделей электромобиля не было руля.
Рычаг с левой стороны автомобиля управлял рулевым механизмом, в то время как педаль рядом с левой ногой водителя регулировала скорость.
Ранние модели компании оснащали колесами велосипедного типа, однако в 1904 г. их заменили на деревянные.
К сожалению на заре 20 века производить автомобили на бензине оказалось выгоднее и только спустя сто лет Илон Маск принялся наверстывать упущенное и приступил к запуску своей Теслы…
С 1911 года предприятие стало называться Studebaker
Corporation. Производство автомобилей было перенесено из Детройта в Саут-Бенд, где в двадцатые годы завод выпускал по 180 000 автомобилей в год.
Пережив Великую депрессию и последовавший за ним финансовый кризис, в 30-е годы Studebaker начинает прoизводство новых автомобилей, среди которых знаменитый Studebaker Champion, выпускавшийся до 1958 года.
С началом Второй мировой войны Studebaker производит
транспорт для армии: военные грузовики, на базе которых
размещались знаменитые «Катюши», авиационные двига-
тели B-17 Flying Fortress и многоцелевые бронетранспор-
теры Studebaker Weasel, предназначенные для перевозки
воинских подразделений и грузов.
Но еще больше прославился трехосный грузовик Студе-
бекер. Американцы поставляли Советской Армии по ленд-
лизу модель US6. Поставили невероятно огромное коли-
чество - около 200 тысяч штук.
Закон о Ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта
1941 в качестве помощи странам, противостоящим нацист-
ской Германии. Президент США Франклин Рузвельт срав-
нил ленд-лиз со шлангом, который лучше дать при пожаре
соседу,когда пламя грозит перекинуться на ваш дом
(в СССР «шланг» протянули 7 ноября 1941 года).
Каждому «студеру» (именно таких стали называть в СССР)
вместе с набором ключей прилагалась шоферская куртка
из тюленьей кожи, но эта роскошь тотчас изымалась совет-
скими начальниками. "Нашему солдату и ватник сойдет".
Красавец студебекер в Америке и сейчас называют симво-
лом ленд-лиза.
В послевоенные годы Studebaker снова перешел на выпуск
легковых автомобилей. Модели 50-х годов отличались харак-
терным стилем “bullet nose” - нос, похожий на пулю.
В эти же годы произошло слияние компании с Packard Motor
Car, но союз не прожил долго - в 1961 году бренд Packard
был закрыт.
В эти годы стремительно выросла стоимость рабочей силы в США, по стране прокатилась волна забастовок рабочих автопромышленности, и вдобавок началась ценовая война между Ford, Chrysler и General Motors. Все эти факторы подкосили финансовую устойчивость компании.
В последующие годы Studebaker пытался вернуться на рынок, выпустив новые модели: компактный автомобиль
Studebaker Lark и спорткар Studebaker Avanti.
И хотя ком-пакт Lark обладал достаточно привлекательным
дизайном и в первый год продаж пользовался неплохой популярностью у покупателей, но уже через год Ford, Chrysler и GM выпустили на рынок похожие модели по более привлекательной цене, и продажи Studebaker снова пошли на спад.
Избранный в 1963 году новый президент Студебейкера Байере Барлингейм признал крах фирмы и отказался от массового выпуска автомобилей.
Не найдя выхода из финансовых проблем, предприятие закрылось. Последний автомобиль был выпущен 17 марта 1966 года.
Studebaker официально объявил о закрытии своего последнего автомобильного завода в Саут-Бенде. Остатки производства перевели из США в Канаду, в город Гамильтон.
На протяжении многих лет Studebaker занимал уверенные позиции на рынке в США и оставил достойный след в истории автомобилестроения.