35 лет назад - 22 августа 1988 года - в столичном концертном зале «Россия» состоялась презентация новой программы группы «Машина времени» «В круге света».
Песни для альбома сочинялись в период насыщенной гастрольной деятельности группы в рамках гастрольных планов «Росконцерта» и сразу «обыгрывались» на концертах. По свидетельству Александра Кутикова, «это было время бешеного количества концертов - по две сотни в год, порой по три выхода в день! Песни, которые вошли в эту пластинку, писались «на коленках» - просто для того, чтобы не было так скучно играть ежедневно одну и ту же программу. Тут же делалась аранжировка, и песня вставала в плейлист».
Запись альбома производилась в «хорошо оснащённой» студии кооператива «Синтез» в первой половине 1988 г. По свидетельству Андрея Макаревича, музыкантов «никто не подгонял, и ощущение спокойствия прибавляло сил в творчестве. В идеале так и надо работать. По качеству записи и представленного материала диск получился интересней, чем «Реки и Мосты».
Первоначально выход альбома планировался в сентябре 1988 г., что, по планам самих музыкантов, должно было сдержать «утечку» информации до указанного срока. Одновременно с выпуском альбома планировался старт тура по городам страны в его поддержку. Однако в результате проволочек со стороны «Мелодии» альбом вышел только в середине 1989 г., при этом музыканты, вопреки собственному желанию, были вынуждены передать «Мелодии» авторские права на музыкальные произведения.
Андрей Макаревич так говорил о принципах построения новой концертной программы: «... При построении программы «В круге света» исходил из принятого во всем мире принципа. Концерт должен быть непосредственным общением с залом. Он должен приносить радость. И тем кто постарше и желает услышать что-нибудь старенькое и уже ставшее популярным, и молодым, которым свойственен максимализм в оценках и желающим видеть только все новое. Если раньше мы вводили в концерт целый блок новых песен, то теперь отказались от этого. Такой блок неизбежно нарушал динамику шоу. Непривычные на слух песни быстрее утомляют зал, и сейчас мы сделали лишь вкрапления, выбрав, как мне показалось, правильное соотношение в проценте старых и новых песен. Данная форма - очень гибкая и мобильная. Отказываясь от одних песен, мы можем тотчас на их место вставлять другие. Таким образом, «В круге света» не единый спектакль, как «Реки и Мосты», а дивертисмент, который почти ежемесячно будет меняться по набору композиций.
Надо было делать выбор. Либо камерный зал, либо дворец спорта. Мы все же выбрали первый вариант. Потому что именно в таких условиях звуком и светом мы пока можем создать идеальные условия для показа программы..»
Идея оформления обложки заимствована у дизайнеров альбома-антологии "The Beatles 1967-1970", известного также под названием «Blue Album». На фотографии четверо участников «Машины времени», как и четверка «The Beatles» на обложке указанного альбома, смотрят в объектив фотокамеры сверху вниз, однако, в отличие от «битлов», улыбок на их лицах нет. В соответствии со смысловой нагрузкой заглавия альбома «В круге света» музыканты находятся в круге, сверху на них падает свет.
По свидетельству А. Макаревича, изначально предполагалось сопроводить пластинку вкладышем-плакатом, а на конверте разместить тексты песен, однако полиграфические возможности того времени не позволили реализовать эти идеи.
Критики и журналисты отмечали искренность и современность (актуальность) песен, вошедших в альбом, а также в некоторой степени экспериментальный (в стиле «новой волны») характер последнего, говорили о большом резонансе, вызванном концертными презентациями альбома и самим фактом его выхода.
«Отличительной чертой «Машины» и тогда, и сейчас была искренность. Макаревич всегда был и остался думающим певцом. А мысль, в какую бы форму она ни была облечена, всегда притягательна.
«Слишком долго мы смотрели только вперед…- поет Макаревич. Слишком часто новой зимой завершалась весна», - и мы понимаем: это не эпатаж. Это нсподдельная тревога. Это искреннее желание поделиться тем, что наболело.
( «Собеседник» #39, 1988 год)
"Музыканты <…> пытаются - осторожно, не делая резких «поворотов» - сочетать прежнюю линию с новой. Для одной части фэнов, старых, верных, «Машина» постоянно напоминает свой традиционный облик. Для другой, предположительно более молодой, - вводится новое звучание. Недаром в первой же вещи на диске Макаревич поет: «Я не хотел бы быть записанным в герои вчерашних дней!..» Вот так выглядит альбом «В круге света». Здесь легко найти ряд типично «машинских» («раннебитловских») вещей - те же помянутые «Герои», «Опустошение», «В круге света», «Там, где будет новый день», «Маленький город». В остальных композициях пробивает себе дорогу новая, более современная интонация, связанная с «новой волной»: изысканное, иногда отстраненно-сюрреалистическое звучание («Опрокинутый мир летних снов»), песня-монолог «Ветер надежды» со столь типичным для Макаревича мотивом ожиданий, социальных тревог. Новая пластинка «Машины» видится солидной, интересной работой. Группа по-прежнему актуальна, она держит руку на пульсе времени."
(Из рецензии в журнале «Мелодия», 1989. Окт.-дек. № 4)
Это был последний альбом, в создании которого принял участие Александр Зайцев - как в качестве автора (слова к песне «Пьесы и роли»), так и в качестве клавишника.
================
Концертную запись можно послушать тут:
https://youtu.be/dv7YmsIsqUw?si=Tbb6mfAMkilyNwOW ======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =======================