35 лет назад - 3 августа 1988 года - Матиас Руст был освобожден по амнистии и благополучно улетел на родину.
В предварительном заключении и в колонии молодой немец провел всего 14 месяцев. Фактически Михаил Горбачев великодушно простил Матиаса Руста за его сенсационный перелет из Гамбурга до Красной площади Москвы.
Подробности полета тут:
https://ed-glezin.livejournal.com/856331.html Сегодня Матиас Руст живет в окрестностях Гамбурга. В 1988-м после его возвращения из СССР немецкие власти отобрали у него лицензию пилота. Восстановить ее удалось лишь спустя несколько лет.
Сейчас Руст уже не летает, говорит, что это стало для него слишком дорогим удовольствием. Однако тяга к адреналиновым приключениям никуда не делась - самолеты Матиасу заменил гоночный мотоцикл. На нем он путешествует по скоростным автобанам.
В 1997 году Матиас Руст увлекся йогой и индуизмом, женился на девушке по имени Гита, по некоторым данным, дочери богатого торговца чаем из Бомбея.
Сегодня Руст работает финансовым аналитиком в одном из швейцарских банков. Любит путешествовать.
Его Cessna после событий 1987 года тоже вернулась в Германию. Некоторое время ей владел некий японский бизнесмен, который хранил ее в ангаре в надежде со временем продать подороже. В 2008 году легкомоторный самолет выкупил Немецкий технический музей, и сегодня Cessna Матиаса Руста установлена в его фойе.
============
Обратный рейс Матиаса Руста.
«Московские новости» 14 августа 1988 года.
Итак, авантюрные похождения Матиаса Руста в Советском Союзе закончены.
«Руста никто уже более не считает героем»,-- отмечает, подводя итог этих похождений, амери- канская телекомпания Эн-би-си. Мне довелось в качестве журналиста присутствовать на заключительной процедуре, увенчавшей пребывание гражда- нина ФРГ Руста в нашей стране, и могу засвидетельствовать, что он действительно меньше всего напоминал героя.
3 августа он -- неожиданно для себя - был вызван в каби- нет начальника Лефортовской тюрьмы. Помощник Генераль- ного прокурора СССР Анатолий Врублевский объявил ему, что Президиум Верховного Совета СССР постановил освободить его от дальнейшего отбытия наказания и выдворить из пределов Советского Союза.
«Спасибо, спасибо…»-- расте- рянно повторял Руст. Молодые конвоиры, не без иронии поглядывая на него, демонстративно сделали несколько шагов в сторону: дескать, их работа с заключенным окончена.
С этой минуты М. Руст, гражданин ФРГ, осужденный 4 сентября 1987 года судебной коллегией по уголовным делам Верховно- го Суда СССР за незаконное пересечение воздушной границы Советского Союза, нарушение правил международных поле- тов и злостное хулиганство к четырем годам заключения,- свободный человек.
И вот первое блицинтервью, начатое с самого общего вопроса: «Что бы вы хотели сказать прессе, Руст?»-«Да, да, я хочу многое сказать…»-бедолага, чье имя облетело всю мировую прессу после того, как он посадил свой спортивный самолет у Красной площади в Москве, кажется, постепенно приходит в себя. «Я прежде всего хочу сказать, что советские власти предприняли по-настоящему гуманный акт. Я понимаю, что совершил серьезные противозаконные действия, и то, что Президиум Верховного Совета досрочно освободил меня от наказания,- акт гуманизма. Думаю, это свидетельствует и об общем улучшении отношений между нашими странами».
«Есть ли у вас претензии к работникам следствия, суду, к условиям вашего содержания в месте заключения?»-«Этот вопрос мне уже задавал сегодня прокурор, и я готов еще раз повторить то, что сказал ему: никаких претензий у меня нет. Об условиях, в которых я находился, красноречиво говорит уже хотя бы тот факт, что мне предоставлялись возможности для свидания и с родителями, приезжавшими из ФРГ, и с сотрудниками посольства ФРГ в Москве, и с адвокатом. Так что никаких претензий, решительно никаких…»
Спрашиваю Руста, чем он намерен заняться на родине -- работать, учиться? Не пропал ли у него интерес к авиации? «На этот вопрос мне трудно ответить…» И, чуть помолчав: «Мне надо серьезно, очень серьезно подумать о своем будущем. Пока что самое большое мое желание -- поскорее обнять родных. И увидеть собаку…»-«Собаку?»--«Да, у меня есть пес, к которому я так привязан…»
«Думаю, что если вы захотите побывать за границей, то, наверное, отправитесь в такое путешествие законным путем, с надлежащей визой в паспорте?»- «Только так!»- отвечает Руст нео- жиданно по-русски: оказывается, находясь в заключении, он довольно прилежно учил русский язык. Что ж, этот факт -- свидетельство того, что наш «герой» совершает не только неразумные поступки.
«Я хочу…- он говорит медленно, но правильно,- еще раз выразить признательность советским властям…». Начальник тюрьмы и прокурор выразительно смотрят на часы: Русту пора в аэропорт. С того момента, как он получил свободу, прошли первые семь минут…
Юрий КОРНИЛОВ.
======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =======================