Нью-Йорк - самый еврейский город США.
Здесь живет более миллиона представителей народа Торы. Это больше, чем в любом другом отдельно взятом городе, включая Иерусалим.
В основном евреи живут в двух бруклинских районах: Боро-Парк и Вильямсбург.
Мир ортодоксального еврейства весьма разнообразен. Для людей, далёких от иудаизма, пожалуй, наиболее загадочно воспринимаются те, кто носят длинные пейсы и бороду, сюртук и заправленные в чулки штаны (а по субботам и праздникам ещё и широкую меховую шапку), и общаются между собой на идиш или иврите, которыми владеют зачастую лучше, чем английским. Это хасиды. Это название объединяет последователей учения раби Исраэля Бааль Шем Това, жившего в Украине в XVIII веке. Впрочем, хасидское движение тоже подразделяется на подгруппы (так называемые дворы). Каждый двор возглавляет свой ребе, то есть духовный наставник. Хасидские дворы, как правило, носят географические названия местечек, из которых они произошли.
В хасидских районах Нью-Йорка практически отсутствует противостояние между “своими” и “чужими”. Возможно, это связано с тем, что, во-первых, ни в одном из этих районов хасиды не составляют 100% населения. Во-вторых, евреи в Америке (и в любой другой стране вне Израиля) вовсе не стремятся навязать свой порядок нееврейскому большинству, так как это неприемлемо с позиции самого иудаизма.
На Тринадцатой авеню Бруклина находится одна из самых посещаемых синагог Нью-Йорка, известная в народе под названием «Шомрей Шабес» - одна из немногих, где молитвы не прекращаются почти круглые сутки, с коротким ночным перерывом в несколько часов.
Ещё в 1654 году в Нью-Йорк (на тот момент город имел название Новый Амстердам и являлся центром колонии Новые Нидерланды, которой управляла Вест-Индская компания) приехали первые евреи из Бразилии. Вначале было ограничение прав для евреев, действовали такие запреты: владение земельным участком, заниматься розничной торговлей, нести военную службу - взамен которой их обязали платить специальный налог. Также был запрет на строительство синагоги, однако молиться было разрешено. В 1655 году по прошению евреев им был отведён земельный участок под кладбище. И уже в 1657 году ограничения были сняты, евреи получили права наряду с другими гражданами - быть собственниками земли, свободно торговать и так далее.
В начале 1900-х годов Бруклин и Манхэттен были соединены Вильямсбургским мостом, и началось активное заселение ортодоксальными евреями. Первые поселенцы съезжались со всех районов Нью-Йорка и уже к 1920 году этот район стал самым густонаселённым в США. Даже появилось народное название моста - «еврейское шоссе».
На улицах Вильямсбурга можно увидеть достаточно большое количество жёлтых «школьных» автобусов, на которых развозят детишек в специализированные частные школы. Для мальчиков и девочек отдельные автобусы. Буквально на каждой улице еврейские школы, религиозные институты, синагоги, ешивы. Как и положено - учатся все, от малышей до людей уважительного возраста. Порой бывает, в школах даже не хватает мест, в связи с чем жители носят с собой небольшие пластиковые стульчики.
Отличительная деталь местной архитектуры - большие балконы. Дома однотипные, они не были спроектированы с балконами изначально. Однако евреям балкон просто необходим, и совсем не для обычного использования, как для остальных граждан. Евреи не хранят на балконе разные вещи, они обязаны использовать балкон хотя бы раз в год - для застолья в Суккот. Поэтому балконы в таких домах являются пристройкой.
Жизнь евреев здесь полностью обустроена: свои социальные службы - медицинская, охрана правопорядка, образовательные учреждения, дома престарелых, магазины, налажена система обеспечения питанием, даже своя служба такси и так далее.
На улицах района свободно гуляют дети, у каждого входа в дом стоят велосипеды без всяких парковочных замков, здесь не воруют и здесь безопасно. Местные евреи сумели сохранить религиозные традиции на протяжении многих лет проживания здесь. На улицах вывески, объявления на иврите. Вся система для проживания организована и действует независимо от городских служб современного Нью-Йорка. Стиль одежды местных евреев также сохранил свою традицию и консервативность, здесь не носят яркие одежды или, например, не одеваются по «последнему писку» моды.
Другой еврейский район - Боро-парк. В этом районе проживает количество евреев, по статистике самое большое, по сравнению с другими концентрированными местами проживания евреев за пределами Израиля.
Ещё в 19 веке этот парк был ирландским и итальянским районом, но с годами стал еврейским. В Боро-парк главным образом проживают хасиды. Если верить статистике, на каждую из семей приходится примерно по 7 детей, соответственно еврейские семьи нуждаются в просторным жилище, будь то квартира или дом.
В 1992 году городские власти приняли решение наделить Боро парк особым статусом, согласно которому местные жители получили право на строительство жилья, и такая постройка может занимать примерно до 65% от общей площади земельного участка. В связи с этим, подобрать дом для покупки или аренды в Боро парке с парковочным местом или, как принято называть в Америке, «задним двориком», практически невозможно. Следует отметить, что жители Боро парка с начала 1990 года получили самое большое количество разрешений на строительство от Министерства, по сравнению с другими районами Нью-Йорка.
Всемирный центр движения Хабад расположен в Кроун-Гайтс, здесь же, на одной из улиц в доме под номером 770 расположена главная синагога Любавичского Ребе Шнеерсона.