35 лет назад - 12 мая 1988 года - Секретариат правления Союза кинематографистов СССР отменил решение от 14 февраля 1972 года об исключении из членов Союза кинодраматурга и поэта Александра Аркадьевича Галича.
Против реабилитации Галича проголосовал только кинорежиссер Алексей Симонов, ныне председатель «Фонда защиты гласности».
- Это восстановление справедливости,- сказал о принятом постановлении председательствовавший на заседании секретарь СК СССР Андрей Смирнов.
11 июля 1988 года аналогичное решение принимает секретариат Союза писателей СССР.
Вот как об этом вспоминал исследователь советской авторской песни Яков Ильич Корман (псевд. Михаил Аронов) в главе «Восстановление в союзах» своей книги «Александр Галич: полная биография»:
Через несколько лет после начала Перестройки Алена Галич решила восстановить своего отца в Союзе писателей и в Союзе кинематографистов.
В феврале 1988-го Валерий Лебедев от имени Алены написал прошение о восстановлении Галича в обоих союзах. Текст был одинаковым, за исключением, понятно, названий союзов и дат исключения.
Предыстория этого письма также известна от Валерия Лебедева: «Перед написанием мы с Аленой поехали на прием к секретарю Союза писателей Ю. Верченко для консультации. Он принял нас очень доброжелательно (нет, положительно процесс пошел). Но очень напирал на то, что прошение о восстановлении должно исходить от частного лица, притом ближайшего родственника. Дело это семейное, дочь хочет восстановить имя отца, несправедливо, гм…, ну сами найдите формулировку. Только помягче. И особенно подчеркните, что ситуация ущемляет вас материально: нет возможности получать гонорары от проката, публикаций, постановок и пр. Наверху этот мотив поймут. А политики давайте поменьше.
Я так и сделал. Но немножко не удержался, написав в начале: “Исключен он был за свое поэтическое творчество, за его сатирическое содержание, которое, как теперь ясно, имело некоторое основание”.
Секретарь Союза кинематографистов А. Смирнов был еще более радушен. Давно, мол, давно пора».
Однако все произошло далеко не сразу. Сначала Алена отнесла заявление к кинематографистам, которые позиционировали себя как самые «прогрессивные». Но стоило ей туда прийти, как началась обыкновенная бюрократическая волокита - Алене постоянно говорили: «В другой отдел зайдите - туда передали заявление» или «Это в другом отделе лежит - туда звоните». Алена говорит: «Я звонила, там никто не отвечает». Причем каждый раз она слышала одну и ту же фразу: «Ну что за глупость такая - восстанавливать?!» Так продолжалось около трех месяцев. И однажды, когда председатель Союза кинематографистов Элем Климов спросил ее: «А зачем вам это надо?», Алена не выдержала: «Знаете, я не для него восстанавливаю - для вас. Вы все кричите о покаянии, так начните с себя!» Положила заявление на стол и ушла.
Оставив заявление у Климова, Алена обратилась к своему знакомому режиссеру-документалисту Владимиру Двинскому (старшему брату ее школьного приятеля Александра Двинского): «Володя, мне надоело к вам туда ходить. Либо вы сразу откажите, либо примите какое-то решение». Тот пообещал разобраться.
12 мая Алена весь день провела на дне рождения у своих друзей, а в ночь на 13-е ей позвонили домой Владимир Двинский и Всеволод Шиловский: «Ты где шляешься? Мы тебя поздравляем. Твоего отца восстановили!»
Как же происходило это восстановление?
15 мая 1988 года в газете «Известия» была напечатана коротенькая заметка «В Союзе кинематографистов СССР»:
«Секретариат правления Союза кинематографистов СССР на заседании 12 мая единогласно отменил решение от 14 февраля 1972 года об исключении из членов Союза кинодраматурга и поэта Александра Галича.
По сценариям Александра Галича в свое время были созданы фильмы: “На семи ветрах”, “Трижды воскресший”, “Бегущая во волнам”, “Верные друзья” (совместно с К. Исаевым), “Дайте жалобную книгу” (совместно с Б. Ласкиным) и другие.
- Это восстановление справедливости, - сказал председательствовавший на заседании секретарь СК СССР Андрей Смирнов».
Это правда. Но не вся. За восстановление Галича в СК проголосовали не единогласно - нашелся один человек, который проголосовал против. Это был кинорежиссер Алексей Симонов, ныне председатель «Фонда защиты гласности».
Послушаем его аргументы:
«Год примерно 88-й. Секретариат Союза кинематографистов восстанавливает в союзе когда-то исключенного из него, а к тому времени покойного Александра Галича. Это было при Климове, а вел заседание мой товарищ Андрей Смирнов.
Люди, входившие в секретариат, сами в своем творчестве сделали немало для преодоления и развенчания легенд прошлого. Но иммунитета к созданию Легенд так и не выработали. И по вопросу о восстановлении Галича секретариат в полном составе проголосовал “за”.
Для приличия спросили: кто против? И, ко всеобщему изумлению, поднялась одна рука. Я попытался товарищей своих убедить, что нельзя изменять историю задним числом, что мы не имеем права навязывать Галичу охватившее нас прекраснодушие, что, в конечном счете, это за счет Галича восстанавливается репутация союза и, наконец, что само решение похоже на эпитафию из анекдота: “Спи спокойно. Факты не подтвердились”. Мне кажется, что меня услышали, но решение-то было принято».
Это версия 1999 года, а вот как Симонов излагал эту историю в 1991-м:
«Когда четыре года назад Галича возвращали в Союз кинематографистов, Андрюша Смирнов в три минуты все доложил, проголосовали, ну, для приличия спрашивает: “Кто против?” - “Я”. - “Почему?” - “Ну что вы делаете с историей? - говорю. - Ну что? Кому это нужно? Галичу? Вам? А вы его исключали из союза? А может, наплевать ему было на наш союз?! А через десять лет и всем наплевать будет - включали, исключали…”»
Логика в этих словах, несомненно, есть. Однако если бы Галича не восстановили, то получилось бы, что кинематографисты по-прежнему одобряют его исключение. Такая вот противоречивая ситуация. К тому же ни «через десять лет», ни в настоящее время исключение Галича не забыто - по крайней мере, теми, кто хочет знать историю своей страны.
А 11 июля 1988 года было принято постановление секретариата Союза писателей о восстановлении Галича, и 13 июля в «Литературной газете» появилась заметка под названием «В секретариате правления СП СССР»: «Секретариат правления СП СССР отменил решение от 14 января 1972 года об исключении А. А. Галича из Союза писателей СССР».
Более того, в постановлении секретариата СП от 11 июля указывалось: «Основание: заявление дочери Архангельской (Галич) А. А. от 5.07.88 г.».
В Союз писателей Алена Галич пришла вместе с литературным критиком Александром Шаталовым. Их принял секретарь союза и автор ряда поэтических сборников Владимир Савельев и отвел к первому секретарю правления СП Владимиру Карпову. Тот взял заявление и сразу же начертал на нем резолюцию: «Восстановить».
Тогда же Савельев сказал Алене: «Через три дня придешь, я подпишу другое заявление - о создании Литературной комиссии» (по правилам бюрократии нельзя в один день подписывать два разных заявления). И комиссия была создана, но лишь четыре месяца спустя - в начале октября….
Постановлением секретариата Союза писателей СССР от 4 октября 1988 года была создана комиссия по литературному наследию Галича в составе 21-го человека. Членами комиссии стали: Г. Анджапаридзе, Ю. Верченко, А. Вознесенский, И. Волгин, А. Дементьев, Л. Евдокимов, Е. Евтушенко, Л. Жуховицкий, Ф. Искандер, В. Коротич, В. Лакшин, В. Осипов, С. Рассадин, Р. Рождественский, В. Розов, В. Савельев, А. Турков.
Председателем комиссии назначили Булата Окуджаву - ему позвонили из Союза писателей и предложили возглавить эту комиссию. Окуджава тут же согласился, а его заместителями по представлению Алены Галич были назначены Александр Шаталов и Валерий Лебедев. Сама же Алена заняла должность секретаря. Эта комиссия собрала единый архив писателя и, кстати, выявила его ранее не публиковавшиеся пьесы, стихотворения и киносценарии, в том числе и сценарий двухсерийного фильма Федор Шаляпин.
Вторым пунктом секретариат СП 4 октября 1988 года постановил: «Провести в Большом зале ЦДЛ им А. Фадеева в октябре месяце 1988 года литературный вечер А. А. Галича - к 70-летию писателя».
Вечер состоялся 19 октября 1988 года
До этого с неизменным аншлагом в Москве уже трижды проводились вечера памяти Александра Галича: 11 июня и 14 октября в 1987 году и 27 мая 1988 года.
===============
Уже в первые годы эпохи освободительной Перестройки Михаила Горбачёва произведения Галича публикуются в газетах и журналах, в издательстве "Книга" был издан сборник его стихотворений, в театре Эрмитаж поставлен спектакль "18 историй для друзей" по мотивам его песен. Фирма Мелодия выпустила диск с песнями А. Галича "Когда я вернусь" и двойной альбом "Александр Галич".
А все началось с того, что в апреле 1988 года, в 4-м номере журнала «Октябрь» были опубликованы стихи Галича со вступительной статьей Станислава Рассадина. В мае его стихи появились в «Новом мире» и в «Горизонте», а в июньском номере журнала «Знамя» была напечатана поэтическая подборка с послесловием И. Грековой.
В том же году был снят документальный фильм о нем - "Александр Галич. Изгнание".
======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =======================
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/18145801/18145801_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/18146303/18146303_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/18146480/18146480_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/18146808/18146808_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/18146886/18146886_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/18804304/18804304_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/18804491/18804491_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/18366758/18366758_1000.jpg)