36 лет назад - 24 октября 1987 года - на сцене московского театра Эрмитаж состоялась премьера спектакля "«Маленький гигант большого секса» и другие люди" по повести Фазиля Искандера «О, Марат!».
Постановка Евгения Борисовича Каменьковича.
=============
Поединок с удавами.
Сатирические рассказы Фазиля Искандера в спектакле Евгения Каменьковича.
Михаил Казовский
«УДАВЫ! (ложноногие),- пишет «Советский энциклопедический словарь»,- семейство пресмыкающихся отр. змей… В СССР 4 вида… удавчиков, в Закавказье и Ср. Азии… …питаются гл. обр. птицами и мелкими млекопитающими; добычу душат, обвивая ее телом…»
Это определение можно расширить, побывав на новом спектакле московского театра «Эрмитаж»: удавы бывают не только «ложноногие», но и двуногие, рядовые и облеченные властью, даже с пистолетами на боку, Душат не только птиц и мелких млекопитающих, но и мыслящих представителей отр. приматов -- чем-либо им неугодных.
А еще бывают удавы внутренние, в наших собственных душах, и питаются они гл. обр. нашими светлыми чувствами, искренностью, любовью…
Искандер! Знаем его прекрасно по ли- рическим, философским стихам, по весе- лым рассказам, настоянным на юморе жи- телей Чегема, Правда, нет-нет да и врыва- лась в них грустная, щемящая нота, но мы как-то отмахивались от нее, считая неглавной.
Было еще «Созвездие Козлоту- ра». Но сатира его опять-таки белозуба. как улыбка абхазца, милые кругом чудаки, нет и тени трагичности…
Не знакомый нам Искандер начал вдруг открываться в «Кро- ликах и Удавах» («Юность» № 9. 1987 г.), этой удивительной притче об уничтожаю- щей силе диктата, беззакония, нахрапа, пользующейся робостью, малодушием окружающих. Тем не менее аллегория, басенность избавляли конкретное наше зло от конкретного ответа. Каждый видел в удавах и кроликах тех, кого он хотел…
И вот - не знакомый нам Искандер, как бы спрыгнув с «дерева своего детства», вдруг предстал перед нами - с горечью, трагиче- ским стоном, беспощадностью в изображе- нии жизни…
А фотограф Марат в исполнении Леони- да Ярмольника? (Это первая роль артиста в театре «Эрмитаж.) Вроде бы традицион- ный чудак Искандера, в чем-то даже шукшинский «чудик», Пляжный бонвиван, ро- ковой красавец, южный искуситель. Увле- ченный прекрасной незнакомкой, он счита- ет пустячными вскользь оброненные сло- ва: «Берегитесь, у меня есть высокий по- кровитель!…» … и приходит затем на Мор- скую, 16… А там…
Окна освещаются фарой подъехавшего лимузина. Страшно скреже- щут двери. Раздаются шаги. Появляется человек-удав, издевательски блестя стек- лами пенсне, да, тиран, которого имели в виду создатели фильма «Покаяние»…
Нет, находчивость незнакомки спасла и ее, и Марата от неминуемой гибели, Но не по- тому ли Марат, помня постоянно о том унижении, бросился впоследствии на удава живого, «ложноногого», из цирка?. Не зна- комый нам до последнего времени Искан- дер…
Образы спектакля сменяют друг друга. Каждый готов поведать свою историю, ка- ждый сражается со своим удавом - вну- тренним или внешним. Всех объединяет рассказчик: он путешествует вместе с ними (и с нами) во времени - сороковые годы, пятидесятые, восьмидесятые…
Он своих персонажей любит, жалеет, подтруни- вает над ними, над собой и над нами, Не знакомый нам до последнего времени Искандер.
Поезд воображаемого метро стучит на стыках времен. «Осторожно, двери закры- ваются!…- объявляет голос за сценой. Следующая станция - «Площадь Револю- ции»… Входят, выходят пассажиры акте- ры, лица сменяют лица: посетители бара, «кейфарики», музыканты, милиционеры, москвичи и чегемцы… Их Искандер увидел вчера, сегодня. Какими же они станут зав- тра?
Пять новелл, пять историй, долго шед- ших к зрителю и читателю; «Чегемская Кармен», «Начало», «Рассказ мула старого Хабуга», «Бармен Адгур», «Маленький гигант большого секса» (это название стало названием спектакля).
И спасибо театру, спасибо постановщику и инсценировщику Евгению Каменьковичу, которые позволи- ли нам узнать нового Искандера.
Может, не все пока ровно в спектакле. Что-то играет- ся более филигранно, что-то менее, Как любой живой организм будет он совершен- ствоваться - от вечера к вечеру, от раза к разу.
Главное в другом: новая постановка «Эрмитажа» волнует зрителей, заставляет задуматься и о недавнем прошлом, и об удавах, которых не истребишь одной левой, а также о том, что генеральные сражения с ними уже начались.
Журнал «Крокодил» #13 за 1988 год.
======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =======================