Сегодня уже никого не удивишь «чертовым колесом». Такие аттракционы радуют людей по всему миру. А началось всё в американском городе Чикаго.
Сейчас одной из достопримечательностью и символов Чикаго считается колесо обозрения высотой в 46 метров, которое построила нидерландская фирма Vekoma. Аттракцион открыли ко дню Независимости США в 1995 году, и с тех пор он работает круглый год.
Сорок полувагонов вместимостью по 6 человек в каждом делают полный оборот за семь минут.
Колесо установлено на пирсе Navy Pier, который считается популярным местом отдыха в городе. Здесь находится целый развлекательный комплекс с кинотеатром, концертным залом, катком, магазинами и ресторанами. Тут же причал для прогулочных катеров выходящих в озеро Мичиган.
В конце 19 века на этом же месте было построено похожее по конструкции колесо, только в два раза выше. А заставляло его крутиться два мощных паровых двигателя.
Самое первое в мире колесо обозрения появилось в 1893-м году в Чикаго на Всемирной выставке.
История создания началась в 1889-м.
Именно тогда в Париже проходила международная ярмарка-выставка, её главной и самой заметной достопримечательностью выступила знаменитая Эйфелева башня, которую по плану организаторов следовало разобрать после завершения многомесячного мероприятия. Детище архитектора Гюстава Эйфеля произвело столь могучий эффект, что башню решили оставить, чтобы 300-метровое чудо навсегда стало символом Парижа и всей Франции.
Следующий международный культурно-экономический форум проходил по другую сторону океана. Чикаго как раз восстанавливался после великого пожара 1871. Огненная стихия уничтожила большую часть городской инфраструктуры, что заставило историков назвать чикагский пожар 1871-го крупнейшей катастрофой XIX столетия.
За два десятилетия пострадавшие и уничтоженные здания привели в порядок - к началу 1890-х Чикаго вернул себе статус ведущего города страны, активно состязаясь с Нью-Йорком за звание главного мегаполиса звездно-полосатой державы, её культурной и экономической столицы. Предприимчивые амбициозные чикагские градоначальники недолго ломали голову, как им затмить парижан (а заодно соседей из Нью-Йорка) и добавить значительности своему проекту.
Решением стало строительство мегаколеса - захватывающего дух и потрясающего воображение развлекательного аттракциона на радость всем взрослым и юным посетителям Колумбовой выставки, как назвали событие в истории.
Проект исполинской карусели, американского ответа французской башне, поручили инженеру Джорджу Вашингтону Гейлу Феррису-младшему (George Washington Gale Ferris Junior), прославленному специалисту по строительству мостов, железных дорог и паровозов.
Весь свой машиностроительный железнодорожный опыт Феррис вложил в новаторское сооружение, построенное вокруг 70-тонной стальной кованной оси. Параметры полученного изделия оказались следующими : масса - две тысячи тонн, диаметр - 90 метров, две паровые машины мощностью 1000 лошадиных сил, двигавшие 36 кабинок, в которых было предусмотрено двадцать сидячих и сорок стоячих мест, что означает потенциальные 2160 пассажиров за один поворот, занимавший целых двадцать минут.
Даже будучи в четыре раза меньше сооружения Эйфеля, ключевая достопримечательность Колумбовой выставки была выше любого небоскреба девятнадцатого века.
Для посетителей развлекательный форум открылся 21 июня 1893-го. Головокружительный аттракцион сразу стал гвоздем программы и магнитом для публики - карусель проработала с перерывами и переносами (два раза перемещали на другое место) до 1904-го, вдохновив последователей по всему миру. Схожие гигантские конструкции появились сначала в Лондоне, потом в Вене, далее по всему земному шару, причем первенство американской новинки признавали другие инженеры-строители, называвшие свои проекты «Колесом Ферриса» в честь питтсбургского изобретателя.
Более века прошло со дня, как прославленное технологическое достижение Ферриса-младшего разобрали на запчасти, аккуратно сложили и отправили на склад, но память жива.
===============
Исторический предшественник: