36 лет назад - 6 октября 1986 года - начались первые гастроли английской регги-группы UB 40.
Британские анархисты дали 6 аншлаговых концертов в Ленинграде и ещё 6 в Москве.
Весной 1987 года в 12-м номере ленинградского самиздатского журнала "РОКСИ" был опубликован перевод статьи "UB40 In The U.S.S.R.: Soviet authorities try to cope with a real rock tour", взятой из декабрьского журнала Rolling stone за 1986 год.
ЮБи-40 В СССР
В среду вечером Робин Кэмпбелл сказал 12.000 зрителям "Лужников", что сегодня он не собирается представлять членов группы Юби-40. "Я хочу сказать вместо этого, - говорит он, - что удивляюсь тому, как такая большая и сильная страна, как ваша, боится нескольких человек, приятно проводящих время".
На сцене - улыбающийся ведущий программы Александр Воронков. "Робину приятно, - переводит он, - что в нашей большой стране мы хорошо проводим время".
Добро пожаловать на гастроли Юби-40 в СССР!
День первый: Ленинград, 6 октября, понедельник. 21-летняя студентка английского отделения Ленинградского университета Елена Сороколетова сидит в 4-м ряду 8500-тысячного "Юбилейного".
Перед ней на сцене два красных полотнища, на которых чёрными буквами написано: "Ю Б И 4 0 С С С Р". Из колонок доносятся звуки реггей. "Я всегда надеялась на то, что британские группы когда-нибудь приедут в наш город, - говорит она, - это была только надежда, но я была оптимисткой. Думаю, теперь эти группы будут приезжать к нам. После таких событий верится, что отношения между странами будут улучшаться. Думаю, что политические деятели, наконец, поймут друг друга."
На сцене появляется Воронков, полный, лысый мужчина, и начинает рассказ. Он говорит о том, что Юби-40 - прогрессивная группа, что ее участники существовали на пособие в своём родном Бирмингеме, и назвали группу по названию британской карточки для безработных. Он говорит, что это первая социалистическая страна, в которой выступают ЮБи 40, и что молодёжь в западных странах особенно хорошо понимает их песни, т.к. в них затрагиваются проблемы алкоголизма, наркотиков, безработицы. Группа только что совершила большое турне по США, - говорит Воронков, - и некоторые её песни были не очень хорошо приняты, например, "RAT IN THE KITCHEN" - заглавный номер с нового альбома ЮБи-40, который он описывает как антивоенный.
Воронков уходит. Восемь участников группы и четверо помогающих ей музыкантов выходят на сцену и, не теряя времени, начинают играть мощный реггей. - "ALL I WANT TO DO", песню c "RAТ IN THE KITCHEN". Вокалист Али Кэмпбелл одет в черную рубашку с белыми буквами "Ю Б И 4 О СССР". Через сцену его брат Робин, косится на прожектор, играя на гитаре. Астро Вилсон подпрыгивает на месте, размахивая длинными волосами, заплетёнными в косички. На экране за сценой высвечиваются переведённые на русский названия песен.
После 15-ти минут восхитительного реггей Юби-40, музыки, рождённой на Ямайке и "выращенной" в Бирмингеме, Робин Кэмпбелл берет микрофон. "Эта песня называлась "WATCHDOGS", - говорит он, - Она о цензуре, о людях, которые считают, что охраняют нас чтобы сделать нам лучше". "Это была песня о цензуре в капиталистических странах", - переводит Воронков. "Мы хотели бы, чтобы вы танцевали", - говорит Кэмпбелл. "Группа любит движение", - переводит Воронков.
После концерта с 12 песнями и тремя выступлениями "на бис", Е.Сороколетова улыбается. "Это лучший концерт, который я видела на этой сцене, - говорит она, - надеюсь, они приедут снова".
Гостиница "Россия", расположенная около Красной площади, - самая большая гостиница в Европе. Войти в один из четырёх её главных подъездов - означает рискнуть заблудиться в тускло освещённых коридорах и на мраморных лестницах; служащий гостиницы, сидящий рядом с небольшой доской с ключами, смутно представляет себе, где расположен какой номер. Робин Кэмпбелл сидит в одном из многочисленных ресторанов. Он сильно возбуждён. "Только что-то очень убедительное заставит меня вернуться сюда ещё раз" - говорит он. Кэмпбелл рассказывает, что когда члены ЮБи-40 давали согласие на гастроли в СССР, они не были уверены, что гастроли состоятся. Они знали, что это будут одни из самых значительных гастролей в СССР крупной группы с Запада, с шестью концертами в Москве и шестью в Ленинграде. Это также первый случай, когда музыканты привозят с собой всю аппаратуру - три грузовика со свето- и звукоаппаратурой напоминали передвижную студию, и обслуживались 52 человеками. Они проиграли в деньгах, (около 75 000 фунтов) но надеялись частично окупить гастроли возможной записью концертного альбома и фильма с концерта, который продюсирует Брайан Трэверз.
Это, между прочим, должно было быть историческим событием.
Но теперь, после шести концертов в Ленинграде и трёх в Москве, терпению Кэмпбелла пришёл конец. Концерты заполняются людьми с рацией и красными повязками, охраняющими порядок. Танцы на большинстве московских концертах и половине ленинградских строго пресекаются. Ведущий, которого члены группы вообще не хотели видеть на первом плане, постоянно перевирал слова Кэмпбелла, переводя их на русский язык.
"Это чрезвычайно всё портило, - говорит Кэмпбелл, - перед каждым концертом нам приходилось тратить по 4 часа, чтобы убедить дружинников соблюдать хоть какие-то рамки приличия."
Не всё было плохо. Было достигнуто соглашение с советской организацией "Международная книга" о выпуске и распространении в СССР и странах восточной Европы лицензионного диска "RAT IN THE KITCHEN".
Треть вырученной суммы будет направлена в фонд Чернобыля в помощь пострадавшим.
ЮБи-40 раскритиковали в пух и прах несколько ленинградских концертов. "Вечером в среду все были на ногах. Дружинники пытались останавливать каждого, но их было значительно меньше, чем требовалось. Появился ряд солдат, около 24 человек, танцующих под музыку. К ним подскочил офицер со словами "Прекратить! Прекратить!" Мы всё это видели: это было восхитительно: мы видели, как танцует Советская армия!"
День десятый, пятница, 17 октября, Москва. Москву быстро облетела весть о событиях в "Лужниках": дескать, там играет какая-то группа, открыто обсуждая цензуру и оскорбляя власти. Группа подрывает авторитет дружинников - специальных людей, патрулирующих на концертах.
Вечером во вторник Кэмпбелл раздражённо остановил группу. Он указал пальцем на толпу: "Эй, вы, с красными повязками, - сказал он, - люди желают танцевать. Прекратите заставлять их садиться на места!" Прожектор со сцены осветил злополучного дружинника белым светом. Стадион заполнился приветственными криками.
В посольстве США американский дипломат рассказывает о группе людей примерно в 50 человек, которая оживлённо беседовала за сценой. Они составляли протест на запрещение танцев. Протест должен был быть направлен в газету "Комсомольская правда". "Люди были довольно возбуждены, - говорит дипломат, - они говорили о том, что "во всём мире люди имеют право танцевать на концертах, так почему же нам этого делать нельзя?"
В "России" Алла Немодрук, представитель Госконцерта, организации, которая пригласила группу в СССР, пытается объяснить ситуацию. "Мы не очень опытны в такого рода мероприятиях, - говорит она, - и мы не предусмотрели несколько вещей. Но у нас здесь чёткое различие между концертом и дискотекой. В Советском Союзе не принято устраивать танцы на больших площадках, - продолжает она, - у нас строгие правила пожарной безопасности и безопасности вообще. В 1982 году погибло 92 человека, когда толпа ринулась к выходу после спортивного матча. В следующий раз к приезду группы с Запада могут быть приняты другие условия, и танцы могут быть разрешены."
Почему ЮБи-40 были приглашены в СССР? "Решение было принято очень быстро, что совсем необычно", - объясняет она.
Одной из причин, по словам Артёма Троицкого, основного московского рок-журналиста, была более свободная культурная политика М.Горбачёва.
Другой - политика Юби-40. Когда в начале июля Троицкий был приглашен в Госконцерт, где спросили его мнение о группе, он знал, что сказать: "Я сказал им, что группа очень хороша, очень прогрессивна, что они очень лево настроены, и... безработны".
"Они не только прогрессивны, - добавляет американский дипломат, - они анархисты. Они против власти. Не думаю, что кто-либо приедет сюда ещё раз".
Тем не менее, Госконцерг продолжает оставаться заинтересованным в приглашении большего числа артистов с Запада. Дверь открыта.
День 12-й, 18 октября, Москва. За "Лужниками" городской шум;
Юби-40 дают последний концерт в Советском Союзе. На улице спекулянты продают билеты по 60 рублей, что является примерно третью средней зарплаты обыкновенного рабочего. Александр Воронков придвигает стул в маленьком буфете за сценой. Он желает сказать несколько слов. Прежде всего, он не переводчик. "Я - ведущий, и это мой концерт тоже, - говорит он, - я не могу позволить, чтобы ЮБи-40 провалились."
"Это - начало большого эксперимента, - Воронков нервничает, - советская молодёжь хочет видеть и слышать группы с Запада. И поэтому очень важно, чтобы все проходило гладко. Инцидент, который произошел в среду вечером, был результатом мгновенной реакции публики", - говорит он. "Почему я должен рисковать успехом всего мероприятия под воздействием возбуждения зала? Я искренне желаю группе успехов, я искренне хочу, чтобы она приехала в СССР eще paз".
Чуть позже на сцене Робин Кэмпбелл берет микрофон. Появляется Воронков. "Эта песня называлась "WATCHDOGS", - говорит Кэмпбелл, - она о цензуре. Несмотря на то, что нам говорят, цензура есть везде". "Это была песня о цензуре, - переводит Воронков, - несмотря на то, что нам говорят, цензура все-таки есть везде".
Майкл Бенсон,
"РОЛЛИНГ СТОУН" № 488, 4 декабря 1986 г.
Перевод Натти Дрэдовой
=======================
Фильм о первых гастролях Юби 40 в СССР можно посмотреть тут:
https://youtu.be/CLyxzQqNf5A ======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =======================