Александр Подрабинек: « Национальная вина и личная ответственность».

May 10, 2022 10:29

« - Я?? За что?!?» - с негодованием вопрошает в «Архипелаге ГУЛАГ» свежеиспеченный «враг народа» при первом аресте. Обычная реакция невиновного человека. Про себя он точно знает, что ничего противозаконного не совершил. Примерно также реагируют сейчас многие в России, когда начинают ощущать последствия западных санкций.

Люди, отвыкшие от свободы или вовсе никогда к ней не привыкавшие, лишены чувства ответственности. Это естественно, потому что не принимая никаких политических решений, они не отвечают за их последствия. Мы не можем даже выбирать депутатов и президента, поскольку нет нормальных выборов - как же нам отвечать за их решения? Я даже никогда не голосовал за Путина, думает такой обыватель, почему же эти санкции коснулись меня? Это несправедливо, считает он совершенно искренне.

Я вынужден разочаровать этих людей. Не потому, что признаю коллективную ответственность или отрицаю презумпцию невиновности, а по гораздо более прозаическим причинам. Да, мы не выбирали эту власть, мы лишены избирательных прав и большинства гражданских свобод, но мы эту власть содержим своими налогами. Даже если мы прячем свою прибыль от налоговой инспекции и получаем зарплату в конвертах, даже если наш маленький бизнес в тени и мы рассчитываемся наличными, даже если мы не платим подоходный налог и взносы за социальное страхование, мы все-равно платим налог на добавленную стоимость каждый раз, когда покупаем хлеб, лекарства или билеты в кино. Эти 18-20 процентов от каждой покупки в сумме составляют примерно четверть всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. И это помимо других налогов, которые кто-то платит, а кто-то нет.

Законный вопрос: как увернуться от уплаты налогов и ответственности за злодеяния власти? Не ходить в магазин, аптеку или кино? Уйти в монастырь, построить шалаш в тайге, порвать с цивилизацией? Едва ли можно рекомендовать это в качестве универсального решения. Этот путь - не для многих. Остальным придется признать, что на их деньги власть ведет войну с Украиной, поэтому часть общей ответственности лежит практически на каждом.

Ответственность падает на всех, но не на всех одинаково. Помимо, скажем так, «налоговой ответственности» существует ответственность политическая и моральная. Политическая ответственность очень легко трансформируется в судебную, что уже неоднократно демонстрировали всему миру международные суды и специальные трибуналы. Это смогли ощутить на себе такие враги человечества как Слободан Милошевич, Ратко Младич, Чарльз Тейлор и другие. Несомненными кандидатами на скамью подсудимых остаются Владимир Путин и его ближайшее окружение, которое было демонстративно собранно перед самым началом войны с Украиной на специальное заседание российского Совета Безопасности. От политической ответственности до судебной один шаг, и российское руководство его уже сделало.

Немалое значение имеет и моральная ответственность. Это прежде всего ответственность тех, кто способен оказать влияние на общественное мнение, кто формирует его своей позицией, своими словами и делами. «Кому много дано, с того много спросится», - говорит евангелист Лука. Кому даны талант или дар убеждения, кому доступны микрофон на радио или камера на телевидении, с тех и спросу больше.

Это болезненная тема для России. Если с ответственностью человека с улицы или политика из правительственной обоймы все достаточно ясно, то с лидерами общественного мнения все намного сложнее. Они на виду, их слушают, им хотят подражать. Они - общественный фактор. Они создают общественную атмосферу и сила их авторитета в целом больше авторитета политического руководства. При этом у них нет формальных обязательств, они могут ошибаться, могут лукавить или сознательно вводить в заблуждение. И конечно они разные.

Ораторы, выступавшие 18 марта на путинском шабаше в Лужниках, очень различались по своему авторитету в обществе. Если главный редактор RT Маргарита Симоньян и представитель МИД России Мария Захарова имеют заслуженную репутацию услужливых пропагандисток, радостно удовлетворяющих все прихоти своих хозяев, то приветствующие агрессию против Украины актеры Дмитрий Певцов и Владимир Машков - люди безусловно небесталанные. Это как раз тот случай, когда и спросу с них больше.

Да что там говорить о кремлевской дворне, когда лицемерия и цинизма всегда хватало и среди политических противников Путина, в том числе из лагеря российских либералов! Когда как не сейчас вспомнить обо всех мостивших Путину дорогу к власти, а потом поддерживавших его всецело или в наиболее выгодной для себя части.

В 1999 году о своей поддержке премьер-министра Владимира Путина заявлял Союз правых сил, представленный тогда Борисом Немцовым, Ириной Хакамадой и Сергеем Кириенко. Ставшие впоследствии критиками Путина Михаил Касьянов и Андрей Илларионов в первой половине 2000-х поддерживали Путина: один на посту премьер-министра, другой - в должности советника президента.

Популярные в России деятели культуры заседали в Общественной палате РФ, придавая авторитарному путинскому режиму оттенок благопристойности и человечности. Среди них деятели театра и кино актеры Александр Калягин и Константин Райкин, актриса Чулпан Хаматова, кинорежиссёр Павел Лунгин; писатели Даниил Гранин и Леонид Бородин (кстати, бывший советский политзаключенный); певица Алла Пугачева, адвокат Генри Резник, историк Николай Сванидзе, президент фонда «Холокост» Алла Гербер, экономист Евгений Ясин, галерист Марат Гельман. Это из наиболее известных, чьи имена обычно вызывают уважение у демократической общественности. Наверное они скажут, что ничего плохого на этой должности не делали. Совершенно верно, ничего не делали, только придавали человеческое лицо российскому авторитаризму, вводили в заблуждение общественность, наносили макияж гуманности на уродливую физиономию авторитарного монстра.

Не меньше постарались и правозащитники, придававшие серьезность и смысл пустой путинской риторике о правах человека. Многие из них входили в консультативный президентский Совет по правам человека. Сам факт нахождения представителей, например «Мемориала» или Московской Хельсинкской группы в официальной президентской структуре тормозил принятие международными организациями и западными правительствами жестких мер в отношении авторитарного путинского режима.

Вот журналист Леонид Никитинский, который пишет в «Новой газете» такие правильные статьи на темы прав человека и одновременно заседает в путинском Совете - значит все не так уж плохо с правами человека в России! Ведь если бы было плохо, разве такой честный журналист светился бы на подтанцовке у диктатора?

А вот Людмила Алексеева, бывшая диссидентка, называвшая себя старейшей российской правозащитницей. Она не только заседала в Совете по правам человека, но и поддерживала дружеские отношения с Владимиром Путиным. Дело дошло до домашнего приема диктатора на квартире Алексеевой и униженного целования его рук под телекамеры российского телевидения. Ну как западная общественность может после этого требовать жестких санкций против России, если такая известная правозащитница целует диктатору руки? Врут, наверное, журналисты, что все так плохо с правами человека в России! Не иначе как сгущают краски! Какие уж тут санкции?

Общественная атмосфера имеет большое значение. Не только для демократической оппозиции, ищущей народной поддержки в противостоянии с режимом, но и для самого режима, пытающегося выглядеть разумным, толерантным и не заслуживающим жестких мер.

Когда любимец российской публики Михаил Жванецкий сгибается в три погибели перед Путиным, принимая от него правительственную награду - это кирпичик в кладку авторитарной крепости. Когда Чулпан Хаматова призывает голосовать на «выборах» за Путина - это ее взнос в будущую войну и политику репрессий. Их ответственность велика, гораздо больше той, что ложится на плечи обывателя, покупающего себе хлеб в магазине и вынужденного платить государству включенный в цену налог.

Вспоминая о нашей ответственности за кровавую бойню в Украине, нельзя не упомянуть о создателях советского ядерного оружия. Именно этим оружием угрожает сегодня Владимир Путин всему цивилизованному миру. Именно из-за этого оружия страны Запада боятся сейчас ввязываться в противостояние Украины с Россией. Все эти талантливые ученые, вооружившие коммунистический режим атомной бомбой, вряд ли не догадывались, какие печальные последствия могут иметь их научная и практическая деятельность. Но они либо были лишены чувства ответственности, либо пренебрегли им ради личного спокойствия. Из всей этой «блестящей плеяды» физиков-атомщиков лишь один академик Сахаров попытался хоть как-то исправить последствия своей пагубной работы на укрепление античеловеческого режима.

Сегодняшний средний российский «человек с улицы» смутно догадывается о своей вине в нынешних событиях, но всячески гонит эти мысли прочь - ведь сознание ответственности побуждает к действиям. Большинство старается окопаться на поле морального спокойствия и невиновности. Политэмигранты собирают на Change.org подписи под жалостливым обращением к Visa и Mastercard с просьбой не блокировать банковские карты «простых» россиян. Российские военнослужащие в украинском плену жалуются, что их погнали в Украину без спроса и они ничего не понимали, что им говорили только про учения, что они ни за что не отвечают. Самые честные говорят, что только исполняли приказы. Велят стрелять - стреляем. Велят бомбить - бомбим. Велят спасть - спим. Машины для исполнения приказов, никакой ответственности. Так устроены тоталитарные режимы.

Умение осознать национальную вину и понести за нее личную ответственность - залог того, что у страны и общества будет будущее. После поражения Германии во Второй мировой войне известный немецкий философ Карл Ясперс писал*: «Мы, немцы, все без исключения, действительно обязаны иметь ясность в вопросе нашей виновности и сделать из этого выводы. Наше человеческое достоинство обязывает нас к этому. Уже то, что думает о нас мир, не может быть нам безразлично; ибо мы знаем, что составляем часть человечества, мы сначала люди, а потом немцы… Вопрос виновности - это еще в большей мере, чем вопрос других к нам, наш вопрос к самим себе. От того, как мы ответим на него в глубине души, зависит наше теперешнее мировосприятие и самосознание».

К этому можно добавить лишь то, что все это относится к русским ничуть не меньше, чем к немцам. Мы тоже сначала люди, а потом русские. И нам тоже надо задать много вопросов самим себе.

______________

Опубликовано в Desk Russia №22 на французском, 25.03.2022 г.
ВИДЕО (расширенная версия): https://youtu.be/5mNWHDgReI4



Подрабинек, аналитика

Previous post Next post
Up