91 год назад - 19 февраля 1931 года - писатель, публицист, правозащитник Георгий Николаевич Владимов (настоящая фамилия Волосевич).
Забытое и вновь возрожденное в эпоху освободительной Перестройки Михаила Горбачёва имя, известное далеко не каждому, представитель поколения "шестидесятников", известен широкому читателю такими произведениями, как "Большая руда", "Три минуты молчания", «Верный Руслан».
В 1953 г. окончил юридический факультет Ленинградского университета. В 1954 г. выступил как литературный критик, в 1956-1959 гг. был редактором отдела прозы в журнале «Новый мир».
В 1964 году принял участие в написании коллективного детективного романа «Смеётся тот, кто смеётся», опубликованного в газете «Неделя».
В мае 1967 года обратился к съезду Союза писателей с открытым письмом, требуя свободы творчества и публичного обсуждения письма Солженицына против цензуры.
В 1975 году на Западе оказалась рукопись его повести «Верный Руслан», написанной в 1963-1965 гг. После исключения из Союза писателей СССР в 1977 публиковался за рубежом, в изданиях НТС («Посев», «Грани»), руководил московской секцией организации «Международная амнистия».
Под угрозой судебного процесса в 1983 году выехал в ФРГ.
С 1984 по 1986 год был главным редактором журнала «Грани». Жил и работал в Нидернхаузене.
В период Перестройки, начиная с 1989 г., произведения Владимова стали появляться в советских изданиях. В 1990 году он был восстановлен в советском гражданстве, в 2000 году поселился в писательском поселке Переделкино.
Скончался 19 октября 2003 года.
=================
33 года назад - в февральском номере журнала "Знамя" за 1989 год - впервые в СССР была опубликована повесть Георгия Владимова "Верный Руслан".
"Верный Руслан" - несомненно, одно из значительнейших произведений русской литературы второй половины ХХ века. Написанная в 1964 году, повесть ходила в самиздате до 1989 года. Правда, еще раньше, в 1975 году ее опубликовал журнал "Грани" (ФРГ).
"Владимов взялся за труднейшую задачу: исследовать сущность и трагедию того самого мрачно-эйфористического сознания, которое формировалось средствами массовой информации и авторитарным искусством… Речь идет об искажении самой природы - в сущности, прекрасной; о дрессировке сознания людей…" (Н.Иванова)
«Верный Руслан» первоначально было небольшое произведение, в основу которой лег реальный случай из лагерной жизни. После амнистии на месте исправительного лагеря построили пионерский. И когда первая партия ребят в сопровождении взрослых шла лесной тропой к лагерю, вдруг из кустов выскочили одичавшие караульные собаки и беззвучно выстроились по обе стороны колонны, привычно охраняя ее. Условный рефлекс. Или, если можно так сказать о собаках, чувство служебного долга. Этот жуткий эпизод и стал основой авторского замысла, из которого проросла история собаки, чья верность Хозяину и служебное рвение потрясли впоследствии весь мир.
По словам автора, первый вариант был «язвительной, но чересчур прозрачной сатирой на бериевца в собачьей шкуре», о которой Александр Твардовский отозвался весьма сдержанно: «Можем тиснуть, но Вы делаете из Вашего пса полицейское дерьмо, а у того своя трагедия».
Владимов вспоминал: «И вот, как он произнес слово трагедия, все встало на место».
На переработку ушел год, окончательная версия повести под названием «Верный Руслан» появилась уже в 1970-егг. Хрущевская «оттепель» уходила в прошлое… Время реформ кончалось, и стало ясно, что повесть не напечатают… И она пошла гулять в самиздате, а затем и в западной печати, и это была уже не сатира, а скорее притча «о мире двуногих, пропахшем жестокостью и предательством». На смену пришел пес-охранник, для которого эта цивилизация исчерпывалась рядом бараков, огороженных колючей проволокой. Она была предельно проста, справедлива и любима «убогой, уродливой» любовью. Безысходная примитивность этого мира, убийственность рефлексии-- что для людей, что для собак.
«Увидеть ад глазами собаки и посчитать его раем» - так сам автор определил главную проблему «Руслана».
Г.Н.Владимов рассказывает о собаке, которую с младенчества натаскивают на слепую любовь к хозяину-охраннику концентрационного лагеря и такую же слепую ненависть к другим «двуногим», которых Руслан привык, подчиняясь приказу, держать в страхе, отыскивать в побеге, наказывать за провинности. Но и его настигает жестокость изуверской жизни.
Брошенный хозяином после закрытия лагеря, Руслан не находит себе места вне привычной жизни и погибает, в последнюю минуту перед смертью вспоминая то единственное, чем было наполнено все его существование: «Хозяин, протягивая руку вдаль, указывал, где враг. И Руслан, сорвавшись, помчался туда - длинными прыжками, земли не касаясь,- могучий, не знающий ни боли, ни страха, ни к кому любви. А следом летело Русланове слово, единственная ему награда - за все его муки и верность: Фас, Руслан!.. Фас!»
Книга необычайно интересна прежде всего тем, что в ней рассказывается о существе, находящемся по ту сторону колючей проволоки, но с более искаженной судьбой. Владимов показал истинную трагедию преданности. И если представить, что под собачьими кличками и образами скрыты люди, то станет еще больнее за судьбу тех, кто служил неправедной идее. Служил по-своему честно, но оказался не нужен.
Виноват ли Руслан в том, что честно несет свою службу? Виноват ли в своей преданности? Владимов снимает ответственность со своего героя и возлагает ее на тех, кто его учил.
===========
В 1991 году режиссёр Владимир Хмельницкий снял художественный фильм "Верный Руслан".
По одноименной повести Георгия Владимова.
Закадровый авторский текст читает Алексей Баталов.
Актеры: Леонид Яновский, Лидия Федосеева-Шукшина, Евгений Никитин, Сергей Пожогин, Николай Сектименко
"Руслан не винил хозяина, не упрекал его. Он уже был немолод и знал - хозяева иногда ошибаются. Но им это можно. Это нельзя собакам и лагерникам, которые всегда отвечают за свои ошибки, а часто и за ошибки хозяев..."
===============
Фильм можно посмотреть тут:
https://youtu.be/tQUL56KvwPg ===============
Из отзывов на фильм:
Француз (Кемерово) 20.06.2017 - 12:52
Книга, действительно, совершенно выдающееся творение. Удивительно, но о ней говорят совсем немного. А кто прочитал её, и у кого чувства сохранились, переживают всё как случившееся с близким человеком. Я думал, что в фильме невозможно передать то, что так здорово описано. Однако, авторы сделали очень много. Что-то нельзя было передать через экран, что-то, может, не смогли, но, всё равно, фильм получился сильным. Жалко, что про Трезорку почти ничего не было. Тоже сильно описано в повести. Излишних жестокостей я здесь не увидел. В книге пожёстче, пожалуй. Не хватило ещё последнего часа Руслана, когда "за ним пришёл новый хозяин, совсем без запаха, и Руслан, снова сильный и молодой, полетел над землёй, не касаясь её лапами".
Очевидный успех -это образ инструктора. Я даже в книге к нему спокойнее отнёсся, а на экране изображено было душевно.
Не понимаю людей, которые относились бы к подобным историям индифферентно.
Лучше сначала прочитать повесть, а потом посмотреть кино. Это на мой взгляд.
=========
Kitana 7.03.2012 - 17:46
И кино и повесть очень глубокие, очень интересные и очень тяжелые. В них есть всё - добро и зло, дружба и ненависть, политика и лирика. А над этим - природа, покоренная человеком, теряющая свое подобие и мстящая ему. Животные, лишаемые людьми своего подобия, только в недрах своей генетической памяти остающиеся самими собой, не представляющие иной жизни чем та, для которой их предназначили "цари и боги". Собаки, наученные одними двуногими охранять других, так же предаются одними и становятся жертвами других. Самое трагичное что такое было всегда и, видимо, будет. Люди, побеждая природу, редко думают что за это она всегда им мстит.
Про сам фильм скажу - его, мне кажется, тяжелее смотреть потому что он острее книги, в нем больше надрывных и трагических нот, откровенного садизма и любви - она присутствует и тут, где казалось бы ей места нет. В ленте есть детали, которых нет в повести - например - Руслан спасает Потертого от приближающегося поезда, Потертый пристреливает покалеченного Руслана, что безусловно гуманнее забивания лопатой, как было в книге. И вообще, между двумя этими героями видно что-то большее чем странный симбиоз в виде надзора служебной собаки над бывшим зэком и получением от него крова, как было в книге. Наверное зрителю таким способом подчеркивается что такое настоящая любовь и дружба, возможная, даже необходимая между по-настоящему хорошими людьми и животными и чужая для просто двуногих, жертвами которых становятся и люди и звери.
======
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 ==========
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/599642/599642_1000.jpg)