Художественный фильм «Знак беды» (1986)

Feb 16, 2022 12:14

Фильм режиссёра Михаила Пташука, снятый по одноимённой повести Василя Быкова.

Немолодые уже люди, Степанида и её муж Петрок, живут в деревне Выселки, когда туда приходят немецкие оккупанты. Попытка как-то ужиться с чужаками заканчивается трагически.

В сюжете фильма всплывает драматическое прошлое героев, когда в годы коллективизации их посчитали кулаками, то есть врагами советской власти.

Одновременно фильм рассказывает об ужасах, которые несёт власть нацистов. При этом у немцев не возникает проблем при наборе желающих служить полицаем. Причём в полицаи идут не бывшие кулаки (их давно нет), а деревенские пролетарии, которые со злобой припоминают главным героям «кулацкое прошлое».

Как противостоять бывшим односельчанам, которые при власти нацистов превратились в бандитов?

Сцены издевательств фашистов над семьей Степаниды и Петрока перемежаются со сценами раскулачивания и грабежа крестьян в советской деревне в 1920-е годы. Это выглядит как прямые аллюзии и сравнения.

Повесть Василя Быкова «Знак беды» и снятый по ней фильм с одноименным названием вызвали много вопросов у идеологов. Ознакомившись с повестью и разрешив работу над лентой, чиновники предполагали, что Пташук сделает сцены коллективизации деликатно. Режиссер решил показать правду.

- Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС просигналил, что эту повесть хотят издать большим тиражом, - рассказывал Егор Лигачев, член Политбюро ЦК КПСС в 1986 году. - Якобы у товарищей, возглавлявших тогда БССР, есть сомнения. Обсуждение повести стояло на повестке дня одного из заседаний. Виктор Чебриков, в 1986-м председатель КГБ СССР, сказал: печатать ее нельзя. Горбачев возразил: нельзя не печатать.

С фильмом такие же вопросы.

- В Союзе кинематографистов состоялись первые просмотры, - вспоминал Иван Антонóвич, в 1986 году заведующий отделом культуры ЦК КПБ, - недоброжелатели написали в Москву о том, что в картине прямые параллели между фашистской оккупацией и советской властью.

Несколькими годами ранее ленту просто положили бы на полку. Но началась перестройка.

Режиссера Михаила Пташука вызвали в Москву для беседы с членом Политбюро ЦК КПСС Егором Лигачевым:

- Я сказал Пташуку, что показывать сопротивление немцам Степаниды как борца-одиночки в отрыве от подпольных партийных организаций, партизанского движения - так нельзя в советском кино. Есть правила и устои. Зрители решат, что борьба в одиночку - это неправдоподобно.

Пташук молчал. Потом сказал: «Такое было в Белоруссии сплошь и рядом. Боролись как могли, сами». Разговор не получился. Вырезать сцены коллективизации он отказался.
Режиссер уехал, понимая, что премьеры не будет.

Прошло около 4 месяцев. И вдруг в Союзе кинематографистов раздался телефонный звонок. Звонила Раиса Горбачева и от всей своей семьи благодарила за картину.

На дачу главы государства ее доставил накануне избранный первым секретарем правления Союза кинематографистов Элем Климов. После состоялась премьера в СССР.

В 1987 году лента получила Гран-при «Статуя Свободы» на ХVI Международном кинофестивале в Сопотнице (Югославия) и Гран-при телерадиокомпании ВВС за лучший неанглоязычный фильм.

=========

Фильм можно посмотреть тут:

https://youtu.be/BQFSmQ2rFRM

===========

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

============


















Быков, Михаил Сергеевич Горбачев, Раиса Максимовна Горбачва, ! - Кино Перестройки, 1986, Лигачев

Previous post Next post
Up