33 года назад - 1 августа 1989 года - в Московском Дворце молодежи открылась выставка "Н.С. Хрущев. Те десять лет".
«Плакаты, материалы из архивов, газетные статьи, скульптурные и живописные работы, фотографии - эти документы истории расскажут посетителям выставки о годах, когда Никита Сергеевич был руководителем государства, - говорил в интервью газете «Известия» один из организаторов выставки В. Буздыган. «Нашими главными консультантами были два его внука - Никита Аджубей и Никита Хрущев, - заявил он.
==========================
Разбег без прыжка
Лен Карпинский
«Московские новости» 13 августа 1989 года.
Выставка «Те десять лет» открылась в столичном Дворце молодежи.
Люди разного возраста воспринимают ее по-разному. Для тех, кто помоложе, период с середины 50-х до середины 60-хгодов уже в основ- ном только история, которую им бы хотелось заново узнать. Другие, постарше, получают возможность вспоминать: те десять лет, окра- шенные политической деятельно- стью Никиты Хрущева, прочно вош- ли в их собственную жизнь. А для многих, очень многих они стали буквально спасением от смерти, что, согласитесь, совсем не пустяк.
Разглядывая многочисленные, подчас уникальные фотодокументы, газетные вырезки, плакаты, веще- ственные свидетельства минувшего времени, большинство посетителей то и дело обращаются к седоголово- му меньшинству: «А это кто? А это что?» Седоголовые же, внутренне удивляясь, как этого всего можно не знать, рассказывают и объясняют. И меня спрашивали, и тут оказалось, что просто вспоминать не удается, требуется повторно осмысливать.
Наше переломное время «отыскива- ет» и выделяет свои начала в том минувшем времени, тоже во мно- гом переломном. Более чем 20-летний заговор молчания вокруг имени Хрущева теперь разрушен.
Эта историческая фигура стала гласной, но, мне кажется, все еще остается не вполне понятой. Вот и устроители выставки изобрели в качестве ее эмблемы образ двух Хрущевых, как бы оспа- ривающих друг друга, - портрет в темном и портрет в светлом. Междутем распространенное пред- ставление о «противоречивом» или «половинчатом» Хрущеве мне всег- да казалось недостоверным.
Теперь, двигаясь из зала в зал, как от этапа к этапу хрущевской «оттепели», еще раз убеждаюсь в исключительной внутренней цельности Хрущева- политика, и само собой его лично- сти.
Он делал то, в чем был совершенно убежден, во что сам беспредельно верил. А верил этот энергичный человек в нечто такое, что с юных лет было в него заложено: на свете нет и не может быть «крепостей», которые бы не покорились большевикам, если, ко- нечно, большевики очень постара- ются. И он лично изо всех сил старался, стремясь своим примером увлечь страну. Но подобные расчеты могли поко- иться только на уверенности в при- нципиальном совершенстве обще- ственной конструкции, созданной за годы сталинской диктатуры под притворным именем социализма. В глазах Хрущева она была в общем куда как хороша, была самой пре- красной в мире; плохой эта кон- струкция представлялась только в частностях.
Наиболее зловредная ее «деталь» -- сам Сталин: его людо- едская практика подлежала искоре- нению. Говоря сегодняшним язы- ком, сталинизм (Хрущев, конечно, не мог бы признать этого понятия) без Сталина возродился бы как полноценный социализм, избавлен- ный от «деформаций» и готовый к стремительному прыжку к за- ветной цели. Для того времени, взятого по отношению к предыду- щему, это была великая освободи- тельная идея; с точки зрения нашего исторического времени подобная идея выглядит предельно бедной и беспомощной. Но для самого Хрущева она, несомненно, являлась органичной и логически завершен- ной.
Оживленная память тех лет под- сказывает, что вся противоречи- вость объективных результатов дея- тельности Хрущева явилась след- ствием твердой законченности его политической и житейской филосо- фии. Она была по-своему стройна, монолитна и однозначна и поэтому, не встречая ощутимых критических возражений в покорной среде, в конце концов оказалась замкнутой.
=================
Из воспоминаний жены посла США в СССР Ребекки Мэтлок:
"В 1989 году Хрущев стал чуть ли не культовой фигурой. Возрождение Хрущева началось со статьи о десяти годах его правления и привело к многочисленному собранию в Доме кино, куда пришло около тысячи человек. Там выступал его сын Сергей, американский истоик Стивен Коэн и люди, выпущенные из сталинских лагерей благодаря Хрущеву.
В 1989 году во Дворце молодежи в Москве открылась большая выставка, посвященная десятилетию, предшествовавшему брежневской эпохе.
На открытии выставки были два внука Хрущева, оба назыаны Никитами, его дочь, а также сын их семьи.
При входе на выставку вы оказывались за колючей проволокой в узком пространстве коридора, а впереди сидел за большим столом офицер КГБ. За колючей проволокой вы видели медленно идущих людей и вскоре обнаруживали себя среди них. Стена была зеркальная.
Пройдя по плохо освещенному концентрационному лагерю вы внезапно выходили на свет хрущевской эпохи.
Вы оказывались в очень большой ярко освещенной комнате, где стояли вещи 1961-1971 годов - радиоприемники, велосипеды, скульптуры Неизвестного, а также большие реалистические полотна, на которых был изображен Хрущев, посещающий строительство высотных зданий, а также фотографии хорошо известных деятелей театра, литераторов и музыкантов, в том числе Ван Клиберна той поры, когда он получил первую премию на конкурсе Чайковского.
Дальше вы попадали в комнату, влспроизводящую в мельчайщих подробностях типичную коммунальную кухню. Здесь был зал, посвященный космосу, где стояла модель первого спутника, а также чучело собаки лайки. Там же лежали части самолета У-2, сбитого над Свердловском вместе с личными документами пилота Фрэнсиса Гэри Пауэрса.
Большие фотографии, сделанные во время поездки Хрущева в США, были выставлены вместе с настоящими снопами кукурузы, напоминавшими о его остановке в Айове. Одна стена была отведена расположенным крестом фотографиям церквей, уничтоженных по его указанию. В центре на полу лежала гора икон.
Последняя стена была посвящена Хрущеву в отставке. Там находились личные вещи, в том числе его очки и крестьянская рубаха, а также семейные фотографии, снятые его другом Петром Кримерманом, который водил нас по выставке вместе с зятем Хрущева Алексеем Аджубеем.
При выходе вы снова оказывались в темном узком коридоре, только на этот раз впереди было большое полотно - портрет мрачного Леонида Брежнева, смотревшего на вас из-под густых черных бровей.
(Мэтлок Р. "Спасо-Хаус". Люди и встречи. М.: Изд- во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2004)
=========
Телерепортаж с выставки на 42-й минуте:
https://youtu.be/g9odOMAOuQ0?si=0L-lEnxpOO3hJ9ep ======================
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 ====================
«Советская культура» 15 августа 1989 года.
«Советская культура» 19 августа 1989 года.
«Известия» 2 августа 1989 года.