Как Горбачёв отменил «капустное рабство».

Oct 28, 2021 16:09

33 года назад - 14 ноября 1989 года - было принято решение исполкома Моссовета (N 2121) "О прекращении привлечения в организованном порядке рабочих и служащих с предприятий и организаций города Москвы для работы в плодоовощных объединениях".

Это было знаковое постановление не только для столицы, но и для всей страны.

В Советском Союзе любого «работника умственного труда» вопреки его воле можно было отправить на «битву с урожаем» или на помощь «подшефной» овощной базе, прикрываясь "необходимостью для страны" и "волей коллектива".

















=========

Скажем громкое "НЕТ" американским рабовладельцам!" - вскрикивали понукаемые партийными чиновниками сотрудники НИИ на демонстрации в честь 7 ноября, после чего моментально уезжали перебирать голыми руками гнилые овощи.

Отказаться, за редким исключением, было нельзя - советская система не наделяла человека такими правами, отказ был бы чреват последствиями для карьеры.

Советское телевидение постоянно рассказывало сказки про постоянно возрастающую автоматизацию, но в реальности большинство советских сельскохозяйственных процессов основывалось на технологиях XIX века.

На сезонные аграрные работы в условиях цивилизованной рыночной экономики фермеры нанимают временных рабочих. В условиях же особых и суверенных авторитарных режимах обходятся принудительным трудом «бюджетников».

К такой непрофессиональной работе привлекались главным образом студенты, школьники, работники государственных учреждений и военнослужащие.

Как правило, у привлечённых на сельскохозяйственные работы сохранялась их зарплата или стипендия на основном месте работы или учёбы, и могло выплачиваться небольшое денежное вознаграждение за труды на полях.

Чаще всего граждане привлекались на уборку урожая, хотя могли быть задействованы и на других работах: например, прополка сельскохозяйственных угодий или сортировка урожая.

В СССР для подобной практики сложилось обиходное название «поездка на картошку». Зачастую, даже если происходил сбор не картофеля, а других культур (свёклы, моркови, капусты, хлопка, винограда, арбузов, клубники и др.), осенние сельскохозяйственные работы всё равно назывались «картошкой».

Процесс уборки урожая многих сельскохозяйственных культур отнимает львиную долю трудозатрат (до 75 % годового объёма и более), которые при этом должны быть произведены в весьма ограниченный период времени. Это сделать практически невозможно без привлечения дешёвой неквалифицированной сезонной рабочей силы со стороны, либо без полной механизации сельскохозяйственных процессов.

Экономическая целесообразность привлечения граждан из других сфер экономики к уборке урожая остаётся дискуссионной. Главным фактором является мотивация работников; в случае низкой мотивированности экономическая эффективность принудительного привлечения рабочей силы крайне невысока, а зачастую и отрицательна.

Планирование сельхозработ производилось соответствующими партийными, советскими и профсоюзными органами. Если работники госучреждения или студенты из года в год отправлялись «на картошку» в одно и то же место, то соответствующие колхозы и совхозы назывались подшефными.

В южных регионах СССР (Закавказье, Молдавия) широко практиковались выезды на сбор урожая винограда и фруктов, а в Средней Азии школьники месяцами занимались уборкой хлопка, что серьёзным образом мешало их учёбе и часто вредило здоровью (кожные, лёгочные и пр. заболевания).

По многочисленным отзывам людей, задействованных в этом, сбор хлопка в Узбекистане намного превышал по степени принуждения аналогичные работы в РСФСР. Так, например, российский школьник посылался в «летний лагерь труда и отдыха» примерно на 20 дней, узбекский же - зачастую на всю осень.

А приходилось ли вам в свои школьные годы работать за "большое революционное спасибо"?

В советских школах учили, что "эксплуатация детского труда" возможна только в капиталистических странах. Между тем при "развитом социализме" бесплатный труд школьников использовался на полную катушку.

Лично мне, например, в юные годы неоднократно доводилось работать на сортировке овощей (на овощной базе), на уборке урожая в колхозах и на прополке глядок поспевающих ягод на колхозный полях.

Когда же речь заходила об оплате труда, детей уверяли, что все заработанные ими средства пойдут на благое дело: будут переведены в Фонд мира или в Фонд Ленина...

А вам с каким видом принудительного труда приходилось сталкиваться?

========================

Отображение в культуре:

Привлечение детей к сельхозработам предлагается Т. Мором в его «Утопии» (начало XVI века).

Действие фильма «Сентиментальное путешествие на картошку» (1986), в гл.роли - Филипп Янковский, действие происходит на студенческой уборке картошки.

Действие чехословацкого фильма-мюзикла «Старики на уборке хмеля» (1964) разворачивается во время мероприятия, аналогичного поездке на картошку, а именно во время сбора хмеля старшеклассниками.

Ряд ключевых эпизодов фильма Михаила Сегала «Кино про Алексеева» (2014) разворачивается на картошке.

Ну и конечно же все помнят песню Владимира Высоцкого «Товарищи учёные»:

Товарищи учёные, доценты с кандидатами!
Замучились вы с иксами, запутались в нулях,
Сидите там, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.

Из гнили да из плесени бальзам извлечь пытаетесь
И корни извлекаете по десять раз на дню…
Ох, вы там добалуетесь, ох, вы доизвлекаетесь,
Пока сгниёт-заплесневеет картофель на корню!

Значит так: автобусом до Сходни доезжаем,
А там - рысцой, и не стонать!
Небось картошку все мы уважаем,
Когда с сальцой её намять.

Вы можете прославиться почти на всю Европу, коль
С лопатами проявите здесь свой патриотизм,
А то вы всем кагалом там набросились на опухоль,
Собак ножами режете, а это - бандитизм!

Товарищи учёные, кончайте поножовщину,
Бросайте ваши опыты, гидрид и ангидрид:
Садитесь, вон, в полуторки, валяйте к нам в Тамбовщину,
А гамма-излучение денёк повременит.

Значит так: автобусом к Тамбову подъезжаем,
А там - рысцой, и не стонать!
Небось картошку все мы уважаем,
Когда с сальцой её намять.

К нам можно даже с семьями, с друзьями и знакомыми -
Мы славно тут разместимся, и скажете потом,
Что бог, мол, с ними, с генами, бог с ними, с хромосомами,
Мы славно поработали и славно отдохнём!

Товарищи учёные, эйнштейны драгоценные,
Ньютоны ненаглядные, любимые до слёз!
Ведь лягут в землю общую остатки наши бренные,
Земле - ей всё едино: апатиты и навоз.

Так приезжайте, милые, - рядами и колоннами!
Хотя вы все там химики и нет на вас креста,
Но вы ж ведь там задохнетесь за синхрофазотронами,
А тут места отличные - воздушные места!

Товарищи учёные, не сумлевайтесь, милые:
Коль что у вас не ладится - ну, там, не тот аффект, -
Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами,
Денёчек покумекаем - и выправим дефект!

https://youtu.be/c3damjZKXxY

https://youtu.be/fDlUGnLcuxw

=================

































=================

Те, кто прошел крещение буднями студенческого и школьного "колхоза", "овощебазой" и "картошкой" во время работы в государственных учреждениях , иногда с ностальгией вспоминают те годы. А в Узбекистане до сих пор существует трудовая повинность по сбору хлопка, и жители этой страны не страдают по ушедшей эпохе - в некотором роде время для них остановилось.

Колхоз, или вольница старшеклассников и студентов Ездить «на картошку», "на морковку" или на "помидоры" начинали буквально 6-х классов школы. Малышей сначала вывозили на 1 день. Конечно, под присмотром взрослых преподавателей или вожатых. Как пололи и собирали дети эти несчастные овощи, можно лишь представить! жители города вряд ли могли отличить морковку и свеклу от сорняка, и часть будущего урожая было непременно загублено. Зато было весело! Старшеклассники уже ездили надолго - бывало, если урожай был велик, начало учебного года сдвигалось на месяц.

Под жилье старшеклассникам, а потом и студентам, отводили бараки, здания детского сада или пустующую летом школу. Это фото-старшеклассников Базар-Кургановского р-на Ошской области Киргизской СССР. Дети жили в здании детского сада, готовили еду в большом казане - для этого назначались дежурные. Бытовые условия везде были разными - в некоторых местах детям разрешали ходить в местную баню, иногда гигиену поддерживали мытьем в реке или арыке (как в этой школе). Были определены и нормы сбора хлопка - 45 кг в день. Чтобы набрать такое количество хлопка, приходилось работать в 2 смены с перерывом на обед. По воспоминаниям, если норма не была выполнена, учителя оставались с детьми в поле и при свете фонарика добирали нужное количество. Тех, кто уклонялся от сбора или регулярно не сдавал норму, пропесочивали на комсомольских собраниях.

Поездки в "колхоз" были обязательны и для студентов. У них учебный год также начинался не раньше октября. На 100-120 студентов приходилось 4-5 преподавателя, 2 из которых были мужчинами. Они помогали справляться женской части преподавательского состава с ордой диких первокурсников. Жили в бараках, в клубе, на поля ездили на бортовых машинах, в кузове которых стояли скамейки.

Работа была достаточно тяжелой, но никто не унывал. Также не особенно сетовали на полное отсутствие удобств. Городские неженки, хоть и непривычные к туалетам "типа сортир", забывали обо всем, когда заканчивался трудовой день и начиналась романтика.

Именно романтику и вспоминают бывшие студенты и школьники, давно ставшие родителями. Многие из них познакомились как раз "на картошке" студентами.

В "колхозе" можно было в неформальной обстановке получше узнать своих сокурсников. И преподавателей тоже. Это потом здорово пригождалось в дальнейшей учебе. Помимо садово-огородных работ, некоторые ВУЗЫ собирали стройотряды, которые строили коровники, занимались другими работами. Кстати, за всю работу платили, и некоторые студенты весьма прилично зарабатывали за время подобной пахоты.

По вечерам были дискотеки или просто посиделки с гитарами.

Молодые специалисты по окончанию института тоже ездили "в колхоз". Большинство из них не было обременено семьей и детьми, поэтому таких посылали в первую очередь. Там же молодые люди знакомились, влюблялись и, порой, по окончанию "страды" подавали заявление в ЗАГС.

Все были молоды, и никого не пугали ни огромные телогрейки и кирзовые не по размеру, ни дощатый туалет на улице с дырками в задней стенке, холодный душ и армейские умывальники, вода которых в октябре была особенно освежающей.

Взрослые специалисты тоже ездили в колхоз. Некоторые воспринимали это как отдых от семейной жизни, другие - просто как трудовую повинность, от которой невозможно было отвертеться. В колхозе кормили бесплатно, а на работе за это время начисляли среднюю зарплату. По желанию туда можно было поехать хоть на целый месяц - начальство было довольно, если разнарядка выполнялась. Откосить от этой обязанности могли женщины с маленькими детьми, студенты-вечерники, сдающие сессию, больные и пожилые люди.

В отличие от поездки в "колхозы", на овощебазы ездить не любил никто. Хотя они располагались неподалеку от города, и работа на них была ограничена несколькими днями, само пребывание там не вызывало восторга. Отработка на овощебазах также была обязательно-добровольно для работников государственных предприятий. Каждая организация была прикреплена к одной из многочисленных баз города., откуда ежемесячно приходили разнарядки на шефскую помощь.

Базы работали круглосуточно, в три смены, первая из которых начиналась в восемь утра и тянулась до четырех. За работу в первую смену отгулов не давали - она считалась равноценной основной работе. Вторая смена была даже предпочтительнее - на базе редко задерживали допоздна, а у работников "умственного труда" высвобождалось утро. Осенью, в дни завоза нового урожая, помощь требовалась круглосуточно, но далеко не все сотрудники хотели оставаться на базе в ночь. В ход шли посулы, угрозы, и, наконец, начальство стало давать по 3 отгула за 1 ночь работы. В некоторых НИИ для таких дел стали брать на работу полуграмотных мужиков, которые тянули лямку физического труда, освобождая научных работников от этой повинности.

Работа на базе также оплачивалась, но по мизерным расценкам. Впрочем, даже эти небольшие деньги приплюсовывались к зарплате сотрудника. Те, кто работал в неурочное время, выплачивалась 2-я ставка - это было существенным подспорьем для институтского работника.

Если в России давно нет обязательного сбора урожая для студентов, школьников и специалистов государственных учреждений, в некоторых странах бывшего СССР эта традиция не только сохранилась, но и процветает. Впрочем, республики, в которых выращивали хлопок, всегда жили по отдельному закону. Студенты Узбекистана, к примеру, в годы СССР уезжали на сборы не на 1 месяц, а с начала сезона вплоть до декабря. За неявку могли сразу отчислить из института. Освобождение от сборов могли получить только серьезно больные, беременные на последних сроках. Норма сбора была 60-80 кг чистого хлопка и менялась в зависимости от поля и сезона. Все данные фиксировались и ежедневно освещались на досках почета. Во время сбора урожая в Узбекистане было сложно добраться на рейсовом автобусе из города в город. Все ЛИАзы, Икарусы,ЛАЗы трудились на вывозе на поля горожан. Помимо студентов на сборе хлопка работали и все остальные труженики города - для них были обязательными выезды на сбор урожая в выходные дни.

К сбору хлопка привлекают и студентов, и старшеклассников. Несмотря на принятые законы, университеты и школы в период сбора урожая не работают- все, включая учащихся и преподавателей, находятся на полях. Норма сбора для горожанина составляет от 60 кг. Люди также вынуждены платить за проживание и питание. Международные организации, производящие одежду, объявили бойкот узбекскому хлопку из-за использование детского труда. В нынешнем году студентов и школьников вернули к занятиям, а сбор хлопка выполняют безработные. За 1 кг собранного "белого золота" им заплатят 450 узбекских сумов (это около 0,055 долларов США).

===============

Телерепортаж о школьниках «на картошке»:

https://youtu.be/zkdbbKiQyb4

================

По колхозам становись. Как представители советской интеллигенции ездили на сбор урожая

https://korrespondent.net/amp/1477318-korrespondent-po-kolhozam-stanovis-kak-predstaviteli-sovetskoj-intelligencii-ezdili-na-sbor-urozha

Интересный спор по теме:

http://kamsha.ru/forum/index.php?action=printpage;topic=8223.0

















































====



















Из комментариев в Фейсбуке:

Василий Гави

Отца, кандидата наук, старшего научного сотрудника, начальника сектора обязывали сдать 20кг или около того сухого сена. Его отдел ездил на сенокос, а отцу накосить траву помогал я, сушил на даче, и отец вывозил сено на перекладных автобусах (там ещё два раза по десять минут тащить нужно было), набивая рюкзаки и большие сумки.










Дуэт «Иваси», «Картофельный марш»:

- МНСы, баловни прогресса,
Где же ваше знанье?
- Наше знанье - во земле копанье,
Вот где наше знанье!

- Кандидаты, бравые ребята,
Где же ваша степень?
- Наша степень - дергать в поле репень,
Вот, где наша степень!

- Инженеры, мысли пионеры,
Где же ваши схемы?
- Наши схемы - там же, где и все мы,
Вот, где наши схемы!

- Эх, наука, бумажнАя скука,
Где же твоя польза?
- Наша польза - в борозде поползать,
Вот, где наша польза!

Перестройка, ! - История Перестройки

Previous post Next post
Up