30 лет назад - 23 апреля 1991 года - в Минске на стадионе «Динамо» состоялся благотворительный концерт "Музыканты мира - детям Чернобыля". В основном, рок-группы из разных стран собрались вместе, чтобы помочь детям, получившим облучение после аварии на ЧАЭС.
Перед зрителями выступили: Машина времени, Чайф, Бригада С, ДДТ, Наутилус Помпилиус, Игорь Тальков и многие другие.
===========
Лейтман А. Рок-н-ролл на воздусях.
Молодой Дальневосточник, 01.06.1991
НАША сумбурная история рок-мероприятий знавала многое и выпестовала публику, закаленную кордонами, подвалами и гопниками. При этом были как-то упущены испытания легкими заморозками.
Сейчас все в порядке. Тем, кто побывал 23 апреля на минском стадионе "Динамо", можно смело открывать въездные визы в США - на очередном Вудстоке не подведут даже зимой.
Благотворительный сейшн назвали зычно: "Музыканты мира - детям Чернобыля". И решили всех "музыкантов мира" упаковать в один концерт с тем, чтобы назавтра отделаться простым повтором.
Марафон открылся в восемнадцать тридцать при пяти градусах Цельсия и невероятном скоплении сержантов - после Павлова дня Минск по количеству ментуры на один гектар прочно лидирует на материке.
За кулисами оттягивалась с горла МАШИНА ВРЕМЕНИ. Какой-то фотограф бросился к Маргулису:
- Юра, можно снимок?
- Я Женя! - зло отрезал Е. М., и его можно понять: который раз с Шевчуком путают.
Зато на помосте Е. М. был, безусловно, в голосе. После андреевой "Битвы с дураками" он выдал нехилый блюз. "У свободы - недетское, злое лицо... Вместо добрых песен - ЛАСКОВЫЙ МАЙ..." Затем акустический Макаревич в стиле директивного бард-фолк'а пропел зарифмованные частушками заклинания: "Отдайте литовцам Литву, Михайла Сергеевич... Всем омоновцам дать по медали с портретом Невзорова... Отпустите литовцев, вам это зачтется, запишется, все равно с них сегодня, пардон, как с козла молока..." Наконец Кутиков прорычал "Поворот", и герои 70-х, попутно догнавшись, переместились в импровизированный партер - слушать HAY.
- Берегите детей, это - единственное, что осталось у нас в жизни, - буркнул Бутусов. - Да здравствует МАШИНА ВРЕМЕНИ, ура!.. Да здравствует ДДТ!
Из-под навеса микшерского пульта выбрался А. Троицкий и резко свалил; НАУТИЛУС грянул "Идущего по пятам". Из прошлогоднего гастрольного состава не оказалось Джавад-заде, его сменил за барабанами ветеранистый помпилиусовец Алик Потапкин... Слава запел про "эти реки", которые "текут, никуда не впадая", затем про Андрея и по нарастающей - к коде - добрался до шикарного пронзона "Падал теплый снег, струился сладкий запах". Все было очень рвано, мощно и складно. Эта-то гармония кое-кого и смущает: разве может быть рок таким красивым? Он, мол, должен состоять из углов и наждачных поверхностей, а у HAY все гладко, четко, не к чему придраться. Что ж, у КУИН тоже придраться не к чему. И у... Впрочем, довольно.
Следом вышла Лесли Шатц из Канады - петь кантри под фонограмму. Эту скуку старательно фиксировали камеры АПН. снимавшие концерт для "Би Би Си". К операторам были приставлены плечистые молодцы с пустыми взорами и полными пастями жвачки. От безделья они вышвырнули из рядов хиппана в вязаной шапчонке и теперь искали, кем еще поживиться. Даже менты поглядывали осуждающе.
Далее весьма эффектно выступил Игорь Тальков. Навязчивые рефрены несли убойный заряд антибольшевизма, и часть публики пустилась в пляс. Впрочем, не исключено, что сие явилось следствием начавшегося подмерзания. Многогранный парень, этот Тальков, - мелодика, режиссура, вокал, имидж. Только рок-н-ролла - ноль, сплошной прямолинейный пафос.
Выскочившая на сцену блондинка во фрачной паре оказалась Элинор Сати из Штатов. Весьма хороша, что подтвердил и крупный план на соседнем мониторе. В одиночку она провибрировала какие-то джазовые гаммы, затем что-то в том же роде выдала дуэтом со своим басистом; тот лабал как-то не в строку и вообще выглядел лишним. В конце концов, собралась вся команда и погнала одну за другой еще аж семь вещей - под чертыхания журналистов, которые полагали, что самый вкусненький импорт припасен на десерт. Наивные! Лучше бы упивались прелестницей Элли: в тот трудный день она единственная из гостей заслуживала внимания. Ее музыкальную нишу невозможно обозначить в двух словах. На другой день я пытался уточнить это, обратившись к первоисточнику, но мадам Сати лишь пожимала плечиками и повторяла: "Политическая экология, политическая экология..." Ее клавишник-ямаец с великолепной голосиной рассказывал, что музыку и тексты она пишет сама.
- Может, это регги плюс нью-ромэнтик?
- Не знаю, - честно развела Элли ручками, и я еще раз убедился, что музыканты не сильны в терминологии независимо от страны рассеяния...
Когда всемером вывалила британская группа ЛИНДИСФАН, родилось тоскливое предчувствие: эти ребята тоже не уйдут, не отыграв по времени сольник. Оно и правда, глупо переть через всю Европу ради пятнадцати минут, забитых в программе.
Нудятина оказалась редкая. Среди недоношенных блюзов лишь две вещицы пролились бальзамом - одна латин-роковая, другая - готическая, возносящаяся каменными ажурными конструкциями. Еще запомнился сакс, который звучал бедно, несмотря на встроенный свисток.
Между тем с наступлением темноты холод усилился, и народ давно и дружно стоял; потешнее прочих приплясывали красноармейцы-первогодки в макси-шинелях. Вот это зрелище поднявшихся трибун и воодушевляло, вероятно, любезных иностранцев. Когда думаешь, что десять тысяч тащатся от твоей музыки, хочется поиграть подольше.
Пока строилась следующая команда - ЭКОУ ВИД БАННИМЕН - с галерки заорали:
- Давай про партию! - некто еще не оправился от потрясения, вызванного Тальковым.
К сожалению, англичане Игорю в подметки не годились. Хотя, возможно, полненький лидер и мычал что-нибудь про тори - слов было не разобрать, сплошные заунывные претензии, вокал и драйв - по нулям. Формально подобные искания именуются "неоготикой", типичный доморощенный представитель - ТОКИО из Питера...
КЛАЦАЯ зубами, стадион перевалил за полночь. В перерывах люди кучками грелись у мощных осветительных приборов, напоминая предков в 1917-м. Пальцы у музыкантов шевелились только потому, что они выбирались на поле непосредственно перед выступлением, коротая часы в помещении для оттяга. Слабые духом исчезали в проходах; в пяти шагах от меня героически вытанцовывал А. Липницкий (бывший бас ЗВУКОВ MY). Концертный штаб поселил его в Раубичах (30 км от Минска), и как он добирался после акции - одному Господу ведомо. Впрочем, на завтрашней пресс-конференции Саша был свеж и весел, как парниковый огурчик.
Тем временем к микрофону встал коротышка с великоватой башкой и через переводчика заявил, что купил букет "для прекрасных советских дам"; в амфитеатр полетели какие-то голубые лютики. Паренек оказался главарем английской ЧАЙНА КРАЙСИС. Группе десять лет, и вышло пять альбомов, но в это верится с трудом: уровень школьного вечера, какая-то невнятная попса. Публика, не стесняясь, скандировала:
- ДДТ! ДДТ!
И - о чудо! - дождались. Около часа ночи. Скрипичный реквием Никиты перерос в "Осенний дождь", и воздух заметно потеплел; дополнительно воодушевлял голый Доценко на ударной кухне. Поскольку простым вставанием засвидетельствовать почтение было давно невозможно, пипл влезал на динамовские скамьи; сцену бескомпромиссно окружил ОМОН. Искрами взлетали шевчуковские хиты; "Периферия" звучала в модернизированном варианте: Юра сделал вставку, в которой изобразил телефонный разговор колхоза с Центром - дескать, мяса не дадим, пока водки не пришлете, и воще, мы - от-де-ляем-ся-я-я-я!..
Спев десять песен, Шевчук сказал:
- А сейчас вам сыграет КАЛИНОВ МОСТ, отличная группа, из самой Сибири...
Немногочисленные рокеры офонарели, а народ продолжал отваливать, и на трибунах оставалась едва одна треть исходной толпы.
Всем было ясно, что времени в обрез. Еще покидали настил последние дэдэтэшники, а Ревякин уже стоял с акустической гитарой на авансцене и оплетал, опутывал, обволакивал, укутывал, спеленывал, охватывал, связывал, закручивал... Волны этих поразительных созвучий ширились, расходились кругами и уносили к чертовой матери оцепеневший стадион, спящий город, непригодную для жизни страну. Кристальной чистоты протяжные распевы на фоне жесткого струнного перезвона - на таком языке можно разговаривать с Космосом... МОСТ врубал в полном составе - Василий Смоленцев (гитара), Андрей Щенников (бас), Виктор Чаплыгин (барабаны) - без настройки и без фальши.
И вдруг... парни покинули сцену! Перед разгневанным народом предстал директор КАЛИНОВА МОСТА Валера Мурзин:
- Это зависит не от нас: нам отключают аппарат...
Тьфу! Ввиду позднего времени бал окончен. Можно понять: два часа ночи.
Неожиданно расходящихся настигли ожившие диффузоры. Что-то заунывно-гнусное вломилось в уши, заполненные еще Дмитрием Ревякиным.
Точно: на сцене - минский УЛИСС. Под фанеру! Ради этого согнали МОСТ!
Не оборачиваясь и посыпая голову пеплом, я зашагал на негнущихся ногах к выходу.
Простите хозяев, ребята.
Подходя к паркингу, услышал сочные хлопки: на стадионе начался фейерверк. Вероятно, в честь пятилетия чернобыльской катастрофы.
КСТАТИ, о благотворительности по-советски. По сию пору милиция и гэбисты ищут десятки миллионов рублей, перечисленных в ходе прошлогоднего телемарафона в фонд Чернобыля и осевших неизвестно где. Любопытно, как поживают денежки, собранные "музыкантами мира"?
Что касается КАЛИНОВА МОСТА, то из Минска команда отправилась в Москву, чтобы 27 апреля принять участие в фестивале независимых групп "Индюки", организованном редактором журнала "Контр'Культ'Ура" Сергеем Гурьевым. (В Минске в этот же день выступили БРИГАДА С, ЧАЙФ, АУКЦЫОН, ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА, НАСТЯ и какие-то привычно дешевые иноземцы - в рамках "Рока чистой воды".) Говорят, меломанам российской столицы повезло больше, чем белорусской. В текущем году фирма "Мелодия" выпустит диск "Выворотень"; ведется запись еще двух альбомов (акустики и электрического) КАЛИНОВА МОСТА. Об этом мне поведал Мурзин. По секрету, разумеется...
...О втором концерте на "Динамо" умолчу. Досыпь, как говорят в Белоруссии, - хватит. Да кроме прекрутейших РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ из Харькова, там вроде никого интересного и не было. Хотя, икскьюз ми - любители аквамузыки торжествовали явление БГ народу..,
ПЕРЕД пресс-конференцией на глаза снова попался чокнутый фотограф. Он кинулся наперерез приближающемуся к гостинице "Юбилейная" Макару:
- О! Андрей, можно снимок?
- Не-а, - едва выдавил совершенно опухший суперстар и поплелся дальше.
В зале он немедленно занялся минералкой.
http://ex-pressa.ru/samizdat/jam/jam_09/jam_09_005/ Видеозапись концерта:
Часть 1
https://youtu.be/xvnpPs5FSZY Часть 2
https://youtu.be/iW1XDwTA2N0 =========
Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 ============