Премьера спектакля «Горбачев».

Oct 05, 2020 12:41

4 октября 2020 года в "Театре наций" состоялась премьера спектакля "Горбачев".

Ксения Ларина: «На премьере спектакля «Горбачёв» в Театре Наций побывал Михаил Сергеевич Горбачёв. Про спектакль , поставленный и придуманный Алвисом Херманисом и сыгранный Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой, уже ходят легенды) после первых показов!
Уникальный ритуал для нашей страны, для нашего общества - чтить и уважать ушедших в отставку глав государства. Чтить и уважать их при жизни!
Я ужасно рада, что этот спектакль вышел при жизни , и что один из героев его увидел!
Театр Наций совершил не просто художественный акт, это акт истории!
В этом проекте все не так просто, как кажется.
Для тех, кто не помнит/ не знает. Алвис Херманис - это выдающийся европейский режиссёр , преданный русской театральной школе и русской культуре. Именно Алвис открыл для современной публики прозу Шукшина, его «Рассказы Шукшина» стали визитной карточкой нового театра - Театра Наций. Херманис совершенно потрясающе работает с так называемой «культурой старости», соединяя трагедию ухода с величием ухода, его спектакли «Долгая жизнь» и «Соня» - это настоящий гимн человечеству.
Херманис первый из европейских деятелей культуры выразил своё возмущение крымскими событиями, российской оккупацией территории Украины. Тогда, в 2014 году, Алвис разорвал все контакты с Россией, человек, посвятивший свою жизнь любви к русской культуре, отрывал себя от этой страны публично и сознательно. «Путин навредил людям так, как никто другой. Он очень эффективно разрушает Россию: российскую экономику, русский менталитет. Он - враг номер один российского народа», - говорил тогда Херманис. «Мы не знаем сейчас, как будет развиваться этот "психоделический спектакль" Путина, как будет эволюционировать кремлевская власть в ближайшие годы. Очевидно, что будет некая эскалация. Это понятно. Единственное, что можно пожелать людям, которые живут сейчас в России, - сохранять достоинство. Чтобы потом им не было стыдно. Нынешняя ситуация рано или поздно изменится. Возможно, лет через пять». Это было сказано шесть лет назад. Ситуация, конечно, изменилась, но совсем не в ту сторону. Не в ту. Путин остался на месте, а людям, живущим в России, с каждым годом, месяцем и днём все труднее сохранять достоинство.
Думаю, что решение Алвиса Херманиса «вернуться» в Россию объясняется желанием протянуть руку тем, кто держится и не сдаётся.
Это человек совести, человек поступка. И человек любви.
И вот теперь Алвис снова в России. Чтобы признаться в любви человеку, политику, совершившему переворот в мировом сознании, развернувшему историю от войны к миру. От ненависти к любви.
Я спектакля не видела) но вот точно знаю, про что он.»

Пресса о спектакле:

https://theatreofnations.ru/performances/gorbachev-1

Рецензия Марины Дмитриевский на спектакль «Горбачев».
https://ed-glezin.livejournal.com/1341298.html

===========

Михаил Кожухов

Прекрасный, тонкий, трогательный до мурашек спектакль «Горбачев» в Театре наций. Не про МС, не про политику - про любовь. Михаил Сергеевич смотрел из ложи; что чувствовал, о чем думал - нам неведомо. Когда представление закончилось, зал долго аплодировал стоя - Хаматовой, Миронову. Горбачёву.
Отличный кадр Юрий Феклистов. Комментаторам: горжусь тем, что и я на снимке, сообразно масштабу главного героя - меленько, не сразу и разглядишь.



Репортаж 1 канала

https://youtu.be/MoQzwoe4Pps

https://youtu.be/4cXw1aumTIg



Репортаж телеканала ТВЦ

https://youtu.be/hMwk6bGHZQw



====================

Репортаж телеканала «Россия»

https://youtu.be/M8Qpyn56XkI



Репортаж телеканала «Дождь»

https://tvrain.ru/teleshow/here_and_now/kataev-517435/



Чулпан Хаматова о дружбе с Горбачевым, новом спектакле и сложной роли Раисы Максимовны

https://youtu.be/GNdNh5R5eOk



Чулпан Хаматова: «Для меня Михаил Горбачев - абсолютный герой, подаривший мне свободу. Я его люблю»

https://www.kp.ru/daily/27118/4199873/

Театральный критик Антон Хитров рассказывает, почему Херманис оказался идеальным режиссером для спектакля о Горбачеве.

https://meduza.io/feature/2020/12/08/my-posmotreli-gorbacheva-v-teatre-natsiy-eto-isklyuchitelnyy-spektakl-v-kotorom-semeynaya-istoriya-pervogo-prezidenta-sssr-vytesnyaet-gosudarstvennuyu

Статья Леонида Парфенова:

https://zen.yandex.ru/media/parfenov/o-gorbacheve-i-gorbacheve-5ff36822bb14d54ffb4debfc?fbclid=IwAR0Nc8dwY7X9-bxLHUbJVTFLqwtJTE2KHHxVNe5oyfGMY9QrfR8UpAsZQQw

























==================

Борис Берман:

«Горбачёв» в Театр Наций - это радость. Вот никакого другого слова и подбирать не хочу.
Радость.

Радость с первых минут. Я уже забыл, что актеры, оказывается, могут работать без приклеенных к щекам микрофонов. И их слышно. Все обертона слышны, все переходы настроения, которые способен передать актерский голос.
Я знал, конечно, давно знал, что Чулпан Хаматова и Евгений Миронов - большие актеры. Но то, что они делают в спектакле Алвиса Херманиса «Горбачёв», это какой-то иной уровень мастерства.
Это, на мой взгляд, новая вершина, которую они покорили. Будут, разумеется, и другие вершины (в их-то годы до итогов далековато), но этому спектаклю, я уверен, не суждено стать «одним из».

Придуманный Херманисом «Горбачёв» (где Миронов играет Горбачёва, а Хаматова - Раису Максимовну) - это совсем не байопик, к анализу его не применимы аргументы исторической пунктуальности, здесь не надо задаваться вопросами «а почему не сказано про [....]?», отчего обойдено молчанием [....]? Все эти многоточия в спектакле Херманиса уходят прочь, и я не хочу задаваться вопросами про политику, потому что энергия человеческого обаяния (или актерского обаяния - не знаю) - она, эта энергия берет меня в плен. И я не сопротивляюсь.

Это история не про политику. Это про любовь.
Апокриф. Или, если угодно, Сказание о Микки и Захарке (так они называли друг друга: она его звала Микки, он ее - Захаркой).

Сентиментально? Да. Трогательно? Безусловно. Но - и это главное - с той мерой вкуса, которая не допускает и намёка на сериальный мелодраматизм (то, что зовётся «розовыми соплями»).

Мастерство Хаматовой и Миронова - это не только безупречное владение голосом, пластикой, это ещё и невероятное достоинство, которое я вижу в их работе. Они не заигрывают с залом, не подают репризы с эстрадным шиком (а репризных моментов в тексте пьесы немало), они, что называется, проживают свои роли, нигде не отступая от правды характеров.

Нет в них фальши.

Это тоже - в копилку моей зрительской радости.

















Максим Виторган:

«Горбачёв» в Театре Наций. Это просто «браво!». Миронов и Хаматова являют такие вершины актерского мастерства, а режиссер Херманис напоминает всем что такое профессия режиссера в русском психологическом театре, что сами исторические фигуры главных героев уступают им центр сцены.

Это совсем не байопик. Все, абсолютно все острые и неоднозначные моменты биографии Горбачева как общественно-политического деятеля или служат фоном или, по большей части, вообще остаются закулисами. Это love story.

Если не ошибаюсь, слово «любовь» не звучит со сцены вообще, но ее так много в воздухе, что кажется можно потрогать руками. С какой легкостью, в какой сумасшедшей динамике и как виртуозно - в полунамеках, полувзглядах, полужестах - Миронов и Хаматова создают эту hand- made любовь. Это восторг!

Я сидел и думал о том, что если на спектакль попадёт кто-то, кто ничего не знает про Горбачевых, то он, конечно, будетерять какие-то детали «узнавания» и «понимания» в отдельных моментах, но в целом ему будет не менее интересно. Собственно, моя дочь, находившаяся вчера в зале подтвердила это.

Горбачёв - фигура сложная. Одновременно и переоцененная и недооценённая. Любая попытка объяснить его двумя словами - будь то «предал страну» или «спас страну» - просто недалекая глупость. Но вот , если Бог есть любовь, то Горбачёв ее солдат. Остававшийся верным ей всегда и в любых обстоятельствах.

Ещё раз - спасибо все создателям этого спектакля! - это прекрасно.



Андрей Макаревич:

Театр Наций. Спектакль "Горбачёв". Три часа на сцене два человека - Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. В общем, они просто разговаривают. Рассказывают. И три часа от сцены невозможно оторваться. Это Театр высшей пробы.
Случайно прочитал что какие-то коммунисты России требуют закрыть спектакль - видимо, их оскорбляет сам факт его появления (о политике в спектакле ни слова). Эти легко ранимые товарищи забыли, что во многом благодаря мягкости Михаила Сергеевича в своё время так и не состоялся суд над КПСС - за преступления против собственного народа.
А зря.

==========

Репортаж телеканала «Культура» о спектакле «Горбачев».

Михаил Горбачев одним из первых увидел посвященный ему спектакль в Театре Наций. Режиссер Алвис Херманис хотел показать историю любви и взаимоотношений Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны Горбачевых.

Предпремьерный показ. Михаил Горбачев - на спектакле под названием «Горбачёв». Артисты рассказали, что Михаил Сергеевич не внес никаких поправок ни в пьесу, ни в спектакль.

«Для него это невозможная вещь - влезать во что-то. Нет! Это свобода, привыкайте. Это точка зрения художника. На него в том числе. Ему интересно на нее посмотреть. Все равно в любом случае это же образ», - рассказал художественный руководитель Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов.

Сам Михаил Горбачев рассказал, что многие театральные и кинокомпании обращались за разрешением воплотить его биографию. Но единственный президент СССР доверил постановку лишь своим давним друзьям - Евгению Миронову и Чулпан Хаматовой. Артисты перевоплощаются в своих персонажей в процессе спектакля - читают текст, ищут интонацию. На сцене обстановка гримерной.

Прямо на сцене - вешалка с костюмами. Актеры несколько раз переодеваются, представляя разные периоды жизни героев. Воспоминания о детстве, студенческая свадьба, начало карьеры. Но в центре внимания - история семьи. Создатели спектакля говорят, эта постановка - о любви.

Евгений Миронов: «Мы не хотим говорить о политической деятельности, в частности об этих шести годах его правления. У каждого свое отношение к этому времени. Мы хотим, мне лично очень интересно - исследовать откуда взялся такой характер, благодаря которому мы все вошли в новую эпоху человечества».

Идея постановки принадлежит режиссеру Алвису Херманису. Вместе с актерами он несколько лет собирал документальные материалы. Чулпан Хаматова говорит, ее поражают отношения этой пары.

«Благородство этих отношений, их собственное достоинство, их уважение друг к другу. Умение помириться. Умение простить. Им обоим было непросто», - считает актриса.

Весь спектакль - это длинный разговор супругов. Они вспоминают счастливые моменты, спорят о политике и даже рассказывают друг другу анекдоты про Горбачева. В финале становится ясно, что это за разговор. В последнюю ночь Раисы Максимовны - в клинике - Михаил Сергеевич был рядом с женой до последней минуты.

https://tvkultura.ru/article/show/article_id/369306/

https://youtu.be/xm0ukseHUJw









==============

Миронов рассказал, как Горбачев похвалил его и Хаматову после спектакля.

МОСКВА, 5 окт - РИА Новости. Экс-президент СССР Михаил Горбачев посмотрел в Театре наций спектакль, посвященный ему и его супруге, и остался очень доволен, рассказал РИА Новости исполнитель главной роли Евгений Миронов.

"Михаил Сергеевич очень хотел посмотреть спектакль, хотя мы отговаривали, боялись из-за сложной ситуации с пандемией. Но все-таки он пришел вчера. Я очень переживал до начала спектакля, но игралось легко. В какой-то момент я даже подумал: может, мне что-то недоговаривать, опустить какие-то острые моменты?" - рассказал Миронов.

Он отметил, что очень рад реакции зрителей, которые приняли спектакль, аплодировали стоя, кричали "спасибо".
"Но незабываемым останется для меня большой палец, который сразу по окончании спектакля из ложи показал нам с Чулпан Михаил Сергеевич, а потом позже, когда мы уже разговаривали, он сказал: "Вы просто молодцы. У меня нет никаких замечаний", - поделился актер.

https://ria.ru/20201005/gorbachev-1578270566.html

=============

Репортаж телеканала «Немецкая волна»:

https://youtu.be/7_gEgoDM4bU

=============

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

«Фейсбук»:

https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

========







Они ласково называли друг друга Микки и Захарка. Всегда держались за руки. И ни разу не расставались надолго. Это камерная история о любви лишённая пафоса личности. Артисты, работая над ролью, изучили всё, что нашли в открытом доступе. Но если информации про Михаила Горбачева хоть отбавляй, то образ своей героини Чулпан Хаматова собирала по крупицам.

Создатели намеренно ушли от неоднозначности личности Горбачева. Шесть лет его правления одной репликой: "это был один бесконечный рабочий день". У артистов должно быть стопроцентное попадание. Да и как иначе - когда прототип героя здравствует. Евгений Миронов за свою актёрскую карьеру сыграл Солженицына, Леонова. При их жизни.
Свобода, плюрализм мнений, гласность. Смена эпох, потеря любимой, одиночество. Все это о Михаиле Горбачёве. И о его истории любви.

Анастасия Мартынова, "ТВ Центр".

https://www.tvc.ru/news/show/id/193984









Виктор Мироненко:

Были с Ларисой в Театре Наций на премьере новой постановки Херманиса. Состоит из пронзительных маленьких историй о жизни четы Горбачёвых. На сцене всего два героя: Михаил Сергеевич - Евгений Миронов и Раиса Максимовна - Чулпан Хаматова. Браво, Евгений! Браво, Чулпан! У кого есть глаза и уши, идите, смотрите и слушайте, пожалуйста. Кажись светает!













=============

О роли, личности, истории
«Горбачев» Алвиса Херманиса в Театре наций

Газета "Коммерсантъ" №186/П от 12.10.2020, стр. 11

В Театре наций состоялась премьера спектакля Алвиса Херманиса «Горбачев». От обычных байопиков он отличается тем, что почти демонстративно пренебрегает как историческими событиями, так и интимным взглядом на великих людей. Это не мешает театру создать полный любви и понимания портрет главного политического реформатора второй половины ХХ века, считает Ольга Федянина.

Спектакль «Горбачев» начинается со своего рода пролога, с последних дней жизни Раисы Горбачевой в немецкой клинике. Исполнители двух главных и единственных ролей Евгений Миронов и Чулпан Хаматова чуть отстраненно, как бы еще от себя, рассказывают про боль и угасание надежды, про то, что в качестве поддержки ей было нужно только присутствие мужа - его терпение, его голос, его руки. Московская публика времен ковида, дисциплинированно закрывшая лица медицинскими масками, образует гротескный, но вполне сообразный контекст для этого рассказа, контекст, незапланированно подчеркивающий важное свойство всего спектакля: зритель является его непосредственным соавтором. Точнее говоря, коллективная память публики является его неизбежной частью.

У каждого, кто придет на этот спектакль, уже есть какое-то отношение к его героям, свои претензии, свои предрассудки, свои недоумения.

Заведомо обманывая многие ожидания, спектакль Алвиса Херманиса движется вовсе не от одного исторического этапа к другому. Исторические этапы здесь либо игнорируют, либо проскакивают на огромной скорости.

«Эти шесть лет прошли, как один рабочий день» - все, что будет сказано про время правления Горбачева, от избрания на пост генерального секретаря ЦК КПСС до отставки в 1991-м. Но и многолетний путь от провинциального комсомольского функционера до члена Политбюро останется таким же прочерком. Зато мы узнаем, сколько людей жило в комнате университетского общежития, какой неудобной была мебель на правительственной даче и про взятые напрокат свадебные туфли. Но и в этих деталях нет той теплоты, которая составляет основу жанра «большие люди в интерьере частной жизни». Диалоги в спектакле построены на документальных текстах и на словах самих протагонистов - а Горбачевы принадлежат к той традиции государственных деятелей, в которой держать лицо и соблюдать известную официальность нужно всегда, даже если рассказываешь о первом свидании.

Недостающую интимность театр не додумывает от себя и не пытается сымитировать: он остается деликатным в обращении со своими героями и соблюдает предложенную дистанцию.

Слово «деликатность» приходит в голову неслучайно. В способе обращения двух актеров со своими персонажами содержится послание спектакля - признание в любви двух выдающихся актеров своим выдающимся персонажам. Заданная дистанция между теми и другими нисколько не идет в ущерб точности получившегося парного портрета. То, как Евгений Миронов примеряет на себя Михаила Горбачева,- это парад виртуозности самой высокой пробы. Актер начинает спектакль, выходя на сцену самим собой, а заканчивает его даже не в портретном гриме, а в портретной маске, проходя за это время все стадии взаимоотношений со своим героем. Он пробует интонации, повадки, пластику Горбачева, от почти незаметной цитаты до пародийной, шаржевой точности.

Это трехчасовой головокружительный танец актера вокруг героя, они оба на сцене - Горбачев и Миронов, образ просвечивает сквозь исполнителя, дистанция между ними то увеличивается, то сжимается.
И из этих пунктирных сближений-расхождений о Горбачеве со всей его видимой простотой и подспудной хитростью, с природным здравым смыслом и выученным конформизмом можно узнать больше, чем из любых драматических коллизий. А рассказ Миронова-Горбачева об обмене взглядами на заседании Политбюро, где решается вопрос, быть ему или не быть властителем СССР, превращается в шекспировский этюд о том, что такое борьба за власть со всеми ее соблазнами, провокациями и рисками.

Чулпан Хаматова свою Раису Горбачеву создает из такого же виртуозного сочетания близости и удаления, но, хотя спектакль этот про двоих, характер ее героини в большей степени остается за кадром, потому что историческая роль важнее характера, а ее роль - быть рядом с ним. И главный драматический момент, сам выбор этой роли и этой жизни, происходит почти в самом начале, когда у Раисы есть беспроигрышное московское распределение после учебы, а у Горбачева - перспектива отъезда в ставропольское захолустье, в 11-метровую съемную комнату. Хаматова-Горбачева принимает решение, почти необъяснимое, мгновенно и безвозвратно - с этой минуты она часть его судьбы.

В финале, в эпилоге, Горбачев на короткое время остается совсем один - Евгений Миронов надевает маску и исчезает в герое. Негнущиеся старческие пальцы перебирают оставшиеся от покойной жены вещи, он продолжает рассказывать, вспоминать и шутить - не для себя, для публики, для зала. В одиночестве этой длинной жизни у него по-прежнему есть своя роль - человеческая, историческая, а теперь еще и театральная.

Авторы:
Ольга Федянина

https://www.kommersant.ru/doc/4528827















=======

Спектакль тут: https://youtu.be/P6TnWbZhiF8

========

Столько мерзостей получила после поста о спектакле «Горбачёв», столько мерзостей прочла про открытие памятника Горбачёву в Германии, что решила опубликовать это архивное фото, которым горжусь.
Горбачёв - человек, изменивший мою страну и мою жизнь.
Благодаря Горбачёву мы из империи зла превратились в страну с будущим.
Горбачёв открыл нам мир и открыл нас миру.
Горбачёв остановил холодную войну.
Горбачёв вернул из небытия наших великих соотечественников.
Горбачёв сказал нам - говорите!
Горбачёв открыл подлинную историю нашей страны.
Горбачёв дал свободу мысли и слова и творчества.
Горбачёв вернул достоинство нации.



Комментарии тут:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/permalink/3338418032907108/

==================

Чулпан Хаматова в интервью для Forbes Woman :
"Раиса Максимовна заставила уважать русскую женщину в мире и внутри страны тоже - при всей ненависти, которая лилась на нее внутри страны. Какой стержень был у этого человека! К сожалению, страна просто не успела ее полюбить."
https://www.forbes.ru/forbes-woman/410241-ya-postoyanno-treniruyu-terpenie-i-chuvstvo-yumora-chulpan-hamatova-o-vozraste

Как Алвис Херманис решил, что вы сыграете роль Раисы Максимовны в спектакле «Горбачев»?

Сразу после «Рассказов Шукшина» мы стали думать, что можем сделать дальше. Было одно предложение, другое, потом как-то все затихло, и потом то ли Женя Миронов, то ли Алвис придумали, что это должна быть история с Михаилом Сергеевичем и Раисой Максимовной. Алвис изучил множество источников, собрал их в пьесу.

Для меня огромная честь играть Раису Горбачеву. Хотя Михаил Сергеевич часто шутил, что он разрешит сыграть ее только мне, больше никому.

Год назад по приглашению Михаила Сергеевича Алвис Херманис приезжал в Россию. Мы все вместе ездили в «Горбачев-Фонд», провели прекрасный день. Михаил Сергеевич был в хорошем настроении, рассказывал истории, вспоминал, шутил. Он в детстве играл в школьном театре, до сих пор помнит наизусть монолог князя Звездича из пьесы Лермонтова «Маскарад». В общем, всю встречу он говорил и пел, пел и говорил. А Алвис почти все время молчал. В какой-то момент Горбачев посмотрел на Алвиса: «Я вижу, ты такой же говорун, как и я». Все рассмеялись. Но если серьезно, Алвиса интересовало, влияла ли Раиса Максимовна на принятие государственных решений. Михаил Сергеевич говорил, что, конечно, нет. Но мне кажется, что она имела очень сильное влияние на него как на мужчину, на личность и была его нравственным камертоном.

Сначала мы думали, что пьеса будет как «Леди Макбет» наоборот. Леди Макбет, которая ведет не в темную сторону, а в светлую. Но это оказалось очень непросто. Во время карантина мы долго репетировали в Zoom, подробно работали с текстом, совместно сделали то ли восемь, то ли девять редакций.

Какой период, какой возраст Раисы Максимовны кажется наиболее интересным?

Я не могу сказать, какой именно возраст. Мне все кажется самым интересным. И детство, когда она колесила по всей стране с отцом-железнодорожником. И то, что она занималась образованием младших брата и сестры. Очень интересен период МГУ. Совершенно непонятно, и спросить уже нельзя, почему она выбрала философский факультет. С какого такого перепугу? Я сначала была уверена, что философский был выбран по остаточному принципу. Выяснилось - нет. В то время человек, закончивший с золотой медалью школу, как Раиса Максимовна, мог выбрать любой факультет без экзамена. То есть это был осознанный выбор - стать философом. Интересен период Ставрополья, почему так долго не вступала в партию, как она относилась к нашей истории, к литературе, культуре, будучи очень просвещенной женщиной, ведь ее младший брат был талантливым писателем и журналистом. Интересен короткий период жизни на вершине. Сейчас смешно представить: Горбачев возглавлял страну всего шесть лет.

Интересно, как за эти шесть лет Раиса Максимовна расцвела и показала себя, как она заставила уважать русскую женщину в мире и внутри страны тоже - при всей ненависти, которая лилась на нее внутри страны. Какой стержень был у этого человека! И очень интересно и трагично, как после путча ее крепкий стержень был подточен и практически рассыпался. Так что, в каком возрасте ее ни возьми, она везде интересна.

Она проводила опросы работающих женщин, изучала, как устроена их жизнь…

И это притом, что социология тогда никому не была нужна, потому что только портила официальную статистику. Но это не останавливало Раису Максимовну. Она продолжала собирать информацию, добираться до деревень на чем попало: на тракторе, на попутке, иногда пешком в резиновых сапогах, чтобы узнать, как живут женщины Советского Союза.

«По отношению к женщине, которая рядом, можно понять, как человек относится к своей стране и что это за человек»

И все-таки большинство жителей СССР Раису Горбачеву не принимало, не считало своей. Хотя ее родина - Рубцовск, Алтайский край.

Да. Мама - сибирячка. Папа - украинец. Бабушки и дедушки - крестьяне. Но советской она не была, я имею в виду в таком, не очень приятном смысле слова. Хотя в мире, за границей Раиса Горбачева представляла советскую женщину. Она была воспитана в советской культуре. Она родилась в 1932 году, то есть детеныш советской идеологии. При этом она не была такой советской женщиной, которая понятна каждому встречному-поперечному. Она не была узнаваемой женой соседа. Это правда. Но мне кажется, просто не хватило времени на то, чтобы российские женщины поняли, что они могут быть такими же, как Раиса Горбачева. И это была одна из ее идей - доказать русской женщине, что она может красиво одеваться, достойно выглядеть рядом с мужем. Для этого она запустила в стране Burda Moden, немецкий журнал с выкройками, чтобы доказать, что такие наряды может своими руками сшить каждая женщина.

Все сногсшибательные наряды Раисы Горбачевой были сшиты на Кузнецком Мосту.

Это была ее принципиальная позиция - одеваться у наших художников-модельеров, что бы ни говорили сплетники. Так что, к сожалению, страна просто не успела ее полюбить.

Сейчас уже много лет в стране нет своей «первой леди». И это, мне кажется, очень негативно отражается на социальной роли женщин, на представлении о российских женщинах в мире и России.

Конечно. Я читала пост Маши Алехиной ко дню рождения Горбачева, где она сделала очень простой вывод: по отношению к жене, по отношению к женщине, которая рядом, можно понять, как человек относится к своей стране и что это за человек. Ни до, ни после Михаила Сергеевича таких примеров у нас не было.

Чулпан, как, на ваш взгляд, в XXI веке вообще такое может происходить: любовь с юности и до конца дней?

Я думаю, им очень повезло. Они судьбоносно нашли друг друга. Они нуждались друг в друге. Они правда были почти единым целым. На многих официальных съемках видно, как у них тянулись друг к другу руки. Они нежно переплетали пальцы даже на самых строгих официальных церемониях. Они были интересны друг другу и всегда поддерживали друг друга. Такая любовь. Откуда-то из космоса.

Есть цитата из воспоминаний Раисы Максимовны о дне свадьбы, где она замечает, что целоваться на людях невозможно, что поцелуй это «настолько интимное, что оно должно принадлежать только нам». Эта тургеневская чистота как-то реверсивно вернулась к поколению сегодняшних девушек, вы не находите?

Согласна. Когда с нашим поколением случилась перестройка, вдруг то, за что раньше сажали и что запрещали, стали показывать в кинотеатрах и печатать в официальных изданиях. Эта среда провоцировала нас на подвиги, нам требовалось насытиться свободой в любом ее проявлении. Нам хотелось, грубо говоря, какого-то панка, какого-то трэша, какого-то дна. А сегодняшние подростки воспринимают свободу как данность. Они вышли на новый виток цивилизации: самоограничения, ограничения потребления и, видимо, так же, как они берегут природу, они берегут свой моральный облик. И от этого правда складывается ощущение, что они тургеневские барышни.

Именно Раиса Горбачева начала активно возрождать традиции благотворительности в нашей стране. Фонд культуры - ее детище. НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р. М. Горбачевой создан на деньги семьи Горбачевых после ее смерти.

В начале 1990-х она приехала в российскую детскую клиническую больницу и увидела детей. Тогда в России, в Советском Союзе, онкобольных не лечили по мировому протоколу. Каждый врач, Петров, Иванов, Сидоров, действовал так, как ему представлялось правильным. Поэтому по статистике выживало менее 5% больных детей. Однажды Раиса Максимовна, как мне рассказывал Михаил Сергеевич, вернулась домой в ужасе, в отчаянии. К тому времени Горбачевы побывали уже и в Германии, и в Америке. Они видели детские больницы за границей. Она кинулась к нему: «Миша, ну как же так?» А у него в этот момент страна разваливается. Горбачев ей ответил что-то вроде: «Рая, мне не до этого. Тебе надо, ты и делай».

И Раиса Максимовна за это взялась. Она уговорила немцев, и они приняли на обучение за свой счет наших врачей. В общем, те врачи, с которыми я сейчас дружу и которым помогаю, за которыми идет фонд «Подари жизнь», и были теми студентами и аспирантами, которые ездили учиться в Германию по инициативе Раисы Максимовны. Оттуда они уже вернулись обученными врачами.

Почему я так слепо им доверилась, пошла за ними? Потому что таких врачей я в своей жизни не видела. Я и представить не могла, что на свете могут быть такие врачи. Мы рискнули организовать фонд под впечатлением от знакомства именно с этими врачами и понимания, что им можно доверять. Если бы Раиса Максимовна тогда не отправила их за границу, непонятно, сколько еще ушло бы времени и как развивался бы наш фонд. Так что моя работа в фонде «Подари жизнь» - продолжение тропинки, которую проложила Раиса Максимовна.

«Это был величайший поступок Горбачева. Он не думал о своем позоре или о позоре страны, он делал конкретное дело - помогал больным детям»

Из-за благотворительности мы и познакомились с Михаилом Сергеевичем. Я пришла к нему в 2004 году попросить денег, наивная и ничего не понимающая артистка. Просто пришла попросить денег. Фонда «Подари жизнь» еще не было. Мы тогда собирали деньги напрямую в больницы, на какие-то конкретные вещи. Я сказала: «Дайте денег. У вас же фонд». Михаил Сергеевич ответил: «Вы актриса, публичная личность. У вас есть все возможности, все ресурсы для того, чтобы собрать ту самую сумму, которую вы сейчас просите. Если нужно, мы поможем советами». В общем, дал мне от ворот поворот.

Я, конечно, немного надулась. Почему-то мне казалось, что «Горбачев-Фонд» должен лопаться от денег. Но в конце того разговора он добавил, что помог бы с удовольствием, но им самим не хватает средств. В тот момент в Питере как раз шло строительство клиники имени Раисы Горбачевой. Так началось наше общение. Очень скоро я оказалась в Лондоне на благотворительном балу, где собирали деньги для петербургской больницы. И тут все встало на свои места. Я сидела за столиком среди приглашенных звезд и гостей, в основном английской аристократии и буржуазии. Михаил Сергеевич вышел на сцену и стал продавать лот на ужин с собой. Это было так непривычно. Он говорил: «Ну купите подороже». У меня хлынули слезы. Я сидела и думала: какой позор. Как же так? Какие-то англичане собирают деньги для больницы в России. А в этот момент, чтобы вы понимали, баррель нефти стоил так дорого, как никогда. Это были жирные для России годы. Но сейчас я понимаю: это был величайший поступок Горбачева. Он не думал о своем позоре или о позоре страны, он делал конкретное дело - помогал больным детям. Этот поступок стал для меня прекрасным уроком. С тех пор я тоже ни секунды не стесняюсь, когда продаюсь на благотворительных аукционах. Неизменно вспоминаю, как это делал Горбачев в Лондоне. Так потихонечку мы сдружились с Михаилом Сергеевичем. Сейчас он для меня очень близкий человек. Если он не перезванивает, не рассказывает, как здоровье, у меня начинается паника.

На Западе Горбачев по-прежнему мегазвезда. Несколько лет назад произошла смешная история. Звонит мой европейский агент из Вены и говорит: «Я не понимаю, что происходит, но у меня выстроилась очередь из лучших изданий Австрии и Германии на интервью с тобой». Оказалось, Михаил Сергеевич в каком-то интервью в ответ на вопрос, кто из артистов ему нравится, назвал мою фамилию. И этого оказалось достаточно, чтобы журналисты выстроились в очередь. Я снималась в разных зарубежных фильмах, участвовала в театральных проектах, но никогда не добивалась такого внимания западной прессы. Одно слово Михаила Сергеевича, и все поменялось. Такой до сих пор кредит доверия Горбачеву на Западе.

Михаил Сергеевич вам помогал готовиться к роли Раисы Максимовны?

Михаил Сергеевич очень открыто делился воспоминаниями. И «Горбачев-Фонд» тоже очень помогал. Я ходила к ним, чтобы смотреть архивные видео из официальных поездок, когда у Михаила Сергеевича была своя программа, у Раисы Максимовны своя. На этих записях многое проявляется в деталях. Мы смотрели все, что возможно было найти. В программе «Час пик» Влада Листьева меня поразило высказывание Михаила Сергеевича, что главными приоритетами в государстве должны быть культура, образование и наука.
Когда стала смотреть "Частный взгляд на жизнь президента" (фильм Олега Уралова) , заплакала на десятой минуте и так и проплакала весь фильм. Там нет авторских слов, только хроника. С каким достоинством Горбачев держится уже при агонии политбюро, где каждый считает себя обязанным выйти и пнуть, плюнуть в него. С каким достоинством говорит: «Вы что, хотите кулака? Вы опять хотите жесткого кулака? Не будет. От меня не дождетесь. Мы не будем туда возвращаться. Давайте будем демократами до конца».
Плакала я от того, что все надежды времен перестройки на сегодняшний день перечеркнуты.

Фото: М.С. Горбачев и Чулпан Хаматова на благотворительном балу, организованном для сбора средств на строительство Института детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачёвой . Лондон, 2006
Фото предоставлено Горбачев- Фондом

























Ларина, Миронов, Михаил Сергеевич Горбачев, 2020, Берман, Хаматова, Спектакль «Горбачев»

Previous post Next post
Up