Миссисипи, 1964 год. Убийство трех борцов за права человека поднимает волну массовых беспорядков. Найти преступников должны агенты ФБР Андерсон и Уорд. Жена местного шерифа, помогающая расследовать дело, открывает секрет, бросающий тень на главных людей в городе, делая тех участниками кровавого заговора. Но это не останавливает Андерсона, агента с многолетним опытом. Он знает, что иногда для достижения цели необходимо преступить закон, иначе убийцы останутся на свободе.
==============
Нуар с берегов Миссисипи
Иван Денисов
...Весной 1990 года тогда ещё не очень большой московский кинотеатр "Ударник" зрители брали едва ли не штурмом, чтобы увидеть на большом экране работы Паркера, а заодно попасть на встречу с ним. Пусть встреча и была совсем короткой (мне на ней довелось побывать), но режиссёр очаровал всех пришедших доброжелательностью и неподдельным интересом к новой для него аудитории. Фильмы тоже стали событием в культурной жизни Москвы того времени. Конечно, большинство зрителей рвались на картину Пинк Флойд - Стена, но и помимо этого эффектного зрелища было на что посмотреть в ту неделю.
Стена - это, конечно, выдающееся кино. Сильное впечатление произвели и синтез нуара с поп-мистицизмом Сердце Ангела, и отличная антивоенная драма Птаха и, разумеется, ошеломительная тюремная драма Полночный экспресс. Но я центральным фильмом той ретроспективы и своим любимым у Паркера (наверное, наряду с Экспрессом) всё же назову Миссисипи в огне. Эта картина сегодня находится чуть в тени более постановочно изощрённых или аполитичных лент Паркера, однако по эмоциональной силе и обманчиво простой, но весьма изысканной режиссуре, Миссисипи остаётся одним из лучших фильмов мирового кино последней четверти века.
В основе сюжета реальная история - расследование агентами ФБР убийства активистов антирасистского движения где-то на юге страны. Дело происходит в начале 60-х, отчего следователям не приходится ждать от белого большинства сочувствия к погибшим или содействия в работе. Но бригада ФБР во главе с незабываемым дуэтом Уорд (Дефо) и Андерсон (Хэкмен) с задачей справляется, пусть и ценой немалых усилий.
Только что продемонстрировавший умение работать со стилистикой американского "нуара" в Сердце Ангела (1987), британец Паркер снова обращается к этому кинематографически выразительному жанру. Только на сей раз соединяет его не с мистикой, а с традицией "разоблачительного" криминального фильма, которую превратили в мировое кинодостояние такие постановщики 50-х, как Роберт Уайз (Город-пленник 1951 года) и Фил Карлсон (История Феникс-сити, 1955). Те замечательные ленты не изменяли стилистике "нуара", но использовали её для обличения коррупции и организованной преступности, подчинивших всё и всех в небольших городах. Паркер следует той славной традиции, но усиливает её своим индивидуальным подходом. И вот перед нами характерные для "нуара" мрачноватое действие, напряжённая интрига, враждебность ночного города, которые мастерски сплавлены режиссёром с атакой на южан, связанных круговой порукой и расистскими предрассудками. Антирасистские элементы картины делают ее чем-то большим, чем блестящая стилизация под кино 50-х, а кинематографическая изысканность не даёт фильму превратиться в морализаторскую агитку. И, разумеется, не стоит забывать о мастерской работе оператора Питера Бизиу, чей "нео-нуаровский" портрет расистского города напоминает о великолепии Ли Гармса или Хэрри Ноймана (работавших с Уайзом и Карлсоном), а также блестящей игре всего актёрского состава.
Противостояние интеллектуала Уорда и помятого жизнью бывшего копа Андерсона подано Дефо и Хэкменом как психологическая дуэль, за которой следишь с не меньшим интересом, чем за детективной линией. Близкие по взглядам и объединённые одним делом, они существенно расходятся в подходе к работе. И лишь постепенно агенты находят точки соприкосновения, превращаясь в двух уверенных профессионалов, для которых внешние разногласия лишь повод уважать мнение друг друга. Хэкмен и тогда ещё не очень известная Фрэнсис Макдормэнд потрясающе точны и в романтической линии картины. Макдормэнд играет роль жены полицейского-убийцы, чьи показания могут помочь следствию, но навредить ей самой. Андерсон поначалу видит в молодой и не очень счастливой женщине только потенциальную свидетельницу, но постепенно именно в этой тихой и не особенно эффектной внешне героине циничный и жёсткий сыщик находит близкого человека. Их отношения не переходят рамки внешней взаимной симпатии - но как пронзительны и психологически умело выстроены их совместные сцены! Паркер прекрасно осознаёт, что без запоминающихся героев не может быть достойной криминальной ленты, а забыть персонажей Макдормэнд, Хэкмена и Дефо вы точно не сможете.
Использование криминального сюжета в антирасистском фильме тоже является своего рода традицией, вспомнить хотя бы Душной южной ночью Нормана Джуисона (1967). Тем не менее, несмотря на отчётливо прогрессивную позицию авторов Миссисипи в огне, им немало досталось от "новых либералов" и радетелей политкорректности. Достаётся и по сей день. Главным образом за "возвеличивание роли ФБР" в расследовании и приуменьшение важности деятельности чёрных активистов. У меня и в мыслях нет специально защищать картину, тем более что дожившие до премьеры участники событий (с обеих сторон) не раз подтверждали, что сценарий Криса Джеролмо гораздо ближе к реалиям описанного времени, чем даже официально опубликованные рассказы о расследовании.
Когда-то и упомянутые выше фильмы Уайза и Карлсона критиковали за сочетание напряжённого сюжета, присущего скорее "развлекательным" фильмам с социальными проблемами. Сегодня они стали классикой. Уверен, фильм Паркера сегодня можно смело причислить к классическим.
http://www.cinematheque.ru/post/139085 ============
О таких серьезных произведениях, как картина "Миссисипи в огне" 1988 года или вышедшего в 2019 году сериала "Когда они нас увидят", основанных на реально происходящих исторических событиях, довольно тяжело писать. И мучительно бывает их смотреть. Ведь в некоторых моментах кажется, что это документальное кино. Настолько всё достоверно и чувствительно для нервов обывателя. Даже не знаю, минус это для меня или плюс. Но сказать, что "Миссисипи в огне" очень настоящий фильм - это ничего не сказать.
Режиссер Алан Паркер собрал прекрасную команду и создал настоящее произведение искусства, пластично соединив реализм и художественный вымысел. Фильм поднимает острейшую тему неравенства, угнетения и унижения человеческого достоинства.
И все это под музыку, задевающую нервы зрителя: то этническими мотивами (женский вокал, хор), то инструментальными, методично нагнетающими тревогу, мелодиями. Наравне с музыкой и живыми актерами, одним из действующих лиц истории стал Огонь. Очень страшным и могущественным оружием в руках двуногих монстров. И снято это буйство Зла (хоть звучит кощунственно) - очень красочно, до мурашек. Не зря картина получила "Оскар" за лучшую операторскую работу (Питер Бижу). Плюс еще шесть различных номинаций в копилку достоинств фильма.
Прекрасно себя проявили совсем молодые тогда Уиллем Дефо и Фрэнсис МакДорманд.
Но настоящая бомба - это неподражаемый Джин Хэкмен. Ум, язвительность и сила, завернутые в скрытую харизму - вот краткая характеристика его персонажа. Он, агент ФБР Руперт Андерсон, и его босс Алан Уорд (Дефо) прибыли в городок штата Миссисипи, где разбушевался Ку-клукс-клан. Местные озверевшие расисты расправились с группой активистов, приехавших объяснить жителям, что люди с черным цветом кожи теперь тоже имеют право голосовать. Права-то они получили, но вот воспользоваться ими - в этих южных краях пока немыслимо. И опасно для жизни. А все беззаконие, как всегда и везде, уходит корнями далеко на самый верх. К богачам, обладающим властью.
После просмотра фильма остался тяжелый осадок. А почему? Я знаю ответ: 1964 год, ведь это совсем не так давно, уже после второй мировой войны. По меркам истории - мгновенье! Эти нелюди, с их невероятной злобой и ненавистью - ведь они ещё, вполне вероятно, живы и воспитывают подобных себе. И где они? Они среди нас! Среди нормальных обычных людей. Затаились и ждут своего часа. И я сейчас не только о расизме, их много разных ...измов. Зачем бояться внеземных чудовищ? Здесь, на Земле и пострашнее найдутся. Хорошо сказал агент Уорд, герой Уиллема Дефо: "И ещё неизвестно кто больше виновен - тот, кто стрелял или тот, кто равнодушно смотрел на это. Мы все виновны!"
Смотря вкрапления "интервью с местными жителями", слушая выступление местного бизнесмена-нациста, понимаешь, что дело гитлеровской Германии, побежденной 20 лет назад, живо и цветет пышным цветом магнолий и колпаками с прорезями для глаз в "самой демократической стране в мире". Фильм, с одной стороны, очень американский, а с другой, при желании практически любая страна может открыть свой шкаф, из которого посыплются скелеты. Событиям картины полвека, и за это время многое изменилось, но что-то осталось неизменным - мы по-прежнему нетерпимы.
Фильм "Миссисипи в огне" является вольной интерпретацией печально известных событий, прозванных "убийствами лета свободы", и их последствий, всколыхнувших все Соединённые Штаты. Появление двух агентов ФБР, Руперта Андерсона и Алана Уорда, в городке штата Миссисипи вызывает, мягко говоря, неоднозначное отношение к ним местных жителей и власть предержащих. Въехав в район предполагаемого места преступления, агенты будто попадают в иной мир, где законы общества, сцементированные веками, ставят выше права. Безразличие и потворство издевательствам белых над темнокожим населением, страх и паника вторых при виде людей с мешками с прорезями для глаз на голове. Но все это уже заложено в генах. Недаром сценарист вложил в уста Андерсена фразу, невольно сравнивающую адептов Ку-клукс-клана с пышущим огнем, а их жертв - с коровами, безмолвно стоящими в горящем хлеву, пока не закипят внутренности. Алан молод, верит в справедливость и систему, типичный законник, довольно беспечен. О последнем говорит его неосмотрительное поведение при разговоре со свидетелями.
Руперт несравнимо опытнее, с жестким прямолинейным характером, порой приносящим больше пользы в расследовании, чем все подкрепление Уорда, вызываемое им из Вашингтона. К тому же благодаря южному происхождению Андерсену, в отличие от Уорда, знаком менталитет жителей городка. История про его отца, рассказанная Алану, иллюстрирует весь ужас такого отношения к непохожим по цвету кожи и, соответственно, по социальному статусу. Сюжет постепенно нагнетает напряжение, чтобы развязка "пролилась" на экран как выдавленный гной из заскорузлой раны. И даже намечающаяся романтическая история происходит с оглядкой на ее, несомненно, в дальнейшем, неприятные итоги. Все актерские роли, не только главные, сыграны на высоком уровне. Уиллем Дефо и Джин Хэкмен прекрасно дополняют друг друга в их дуэте, а вся ненависть персонажей из городка, в частности Брэда Дурифа и Майкла Рукера с лихвой перебивается лишь одной сценой нежности персонажа в исполнении Френсис Макдорманд к внучке служанки.
https://www.kinonews.ru/article_91326/