30 лет назад - 14 апреля 1990 года - впервые в советской печати ( в газете «Известия» ) было опубликовано пасхальное послание Патриарха РПЦ, переданное, к тому же, по каналам информационного агенства ТАСС.
Тогда же - в ночь с 14 на 15 апреля 1990 года - по Центральному телевидению впервые прошла телетрансляция пасхальной службы из Богоявленского патриаршего собора.
Пасхальное послание патриарха Московского и Всея Руси Пимена направлено во все епархии Русской православной церкви. Оно будет оглашаться в православных храмах во время богослужений по случаю Пасхи, которую все христиане отмечают в этом году 15 апреля.
Слова праздничного поздравления обращены к архипастырям и пастырям, к монашествующим, ко всем верующим Русской православной церкви. В патриаршем послании много внимания уделено долгу христиан в сохранении и воспитании добра в человеке, в упрочении мира на Земле.
Совесть мирная, ничем не омрачаемая и спокойная, есть бесценное благо для человека, указывает, в частности, глава церкви. Она делает его счастливым среди всех превратностей жизни. Христианин, твердый в вере, непреклонный в своих убеждениях согласно заповедям Евангелия мирен в себе, мирен со всеми, мирен и с врагами своими.
Бог благословляет миром наши семейные и общественные отношения, дарует нам взаимное доверие. И люди должны быть ревностными провозвестниками мира, взаимопонимания, согласия и братской любви между всеми народами нашей страны. Воскрес Христос и нас воскресил на добрые дела, говорится далее в послании патриарха Пимена.
Будем всегда помнить о том, какова была сила любви христовой к земному отечеству. И да будет ревностным служение каждого из нас во благо дорогой Родины, которая следует трудным, но благословенным путем всестороннего обновления нашей жизни.
(TACC).
==========
На следующее утро газета «Правда», оказавшись перед необходимостью подстроиться под требования момента, но по понятным причинам будучи абсолютно некомпетентной в данном вопросе, опубликовала статью о пути Христа на Голгофу, проводя параллели между Иисусом и рвущимся тогда к высшему посту в РСФСР Ельциным. Получилось довольно неуклюже - впрочем, судить вам.
Роман Синельников
==========
ПРАВДА № 105 (26188), 15 апреля 1990 года
БЕССМЕРТИЕ ИДЕЙ
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОЛГОФУ
РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ВИА ДОЛОРОЗА - ПОСЛЕДНЕМ ПУТИ ИИСУСА
Гора Скопус - страж Иерусалима. Она господствует над городом. Именно с ее вершины на протяжении тысячелетий не раз спускались завоеватели… Римские легионеры, крестоносцы, войска Салах эд-Дина…
Сегодня отсюда ведут рекогносцировку туристы, разрабатывая маршрут по святым местам. А их немало в городе трех мировых религий - иудаизма, христианства и ислама. Впрочем, туристов негусто. Пугает обстановка. Спор вокруг Иерусалима продолжается, являясь частью сложнейшего ближневосточного конфликта.
Панорама, открывающаяся сверху, великолепна. Во всем величии предстает старый город, опоясанный крепостной стеной. Словно плавится в солнечных лучах золотой купол мечети Омара или Купол Скалы. Считается, что оттуда совершил ночное путешествие на небеса пророк Мухаммед. Там же Авраам был готов принести в жертву своего единственного сына Исаака. Задолго до мечети на том же месте находились первый и второй храмы евреев. От второго храма осталась лишь часть стены, огораживавшей двор. Она известна как Стена плача.
Довольно скромно выглядит серый купол Храма Гроба господня. Он теряется в глубине старого города.
К старому городу со стороны горы Скопус примыкает кладбище. Надгробные плиты, словно выстроившись в очередь, тянутся к крепостным воротам, прочно замурованным каменной кладкой. Это - Золотые ворота или Ворота прощения. По преданию, они распахнутся при втором пришествии мессии, который появится именно здесь. Обитатели иерусалимского погоста еще при жизни рассчитали, что будут первыми, кто воскреснет и имеет шанс попасть в земной рай, в спустившийся на землю «новый Иерусалим».
Впрочем, вход туда будет только по списку, он открыт лишь для тех, кто занесен в «Книгу жизни». (Не из Евангелия ли идет и наша тяга к спискам, к книгам почёта, к восседанию «апостолов» за столом президиумов на «тайных вечерях» собраний?!)
Каждый шаг по древнему Иерусалиму окутан дымкой преданий, мифов, легенд. Самая грандиозная из них - легенда об Иисусе Христе с такой необычной амплитудой восприятия этой личности - от иконы до суперзвезды рок-оперы.
С гидом мы идем по стопам Иисуса Христа, по его последнему пути. Дотошные ученые, историки и археологи скептически относятся к этому маршруту. Между прочим, они называют и другую дату рождения Иисуса. Установлено, что царь Ирод, приказавший умерщвлять всех младенцев в Иудее, скончался за четыре года до новой эры. А Иисус родился до его смерти. Наше летосчисление, ведущее начало от «рождения Христова», как считают ученые, ошибается на шесть лет.
Но «что есть истина»?! В данном случае она не представляет особого интереса ни для верующих, ни для неверующих.
Жизнь Иисуса - прежде всего торжество человеческого духа, утверждение принципов гуманности, милосердия, справедливости, подвиг самопожертвования во имя идеи. Отбросьте мистическую окраску, и фигура Иисуса предстанет во всем трагизме и героическом пафосе. По тем временам его выступление было призывом к идеологической и социальной революции ненасильственным путем.
Смертный человек объявил себя богоравным, бросая вызов жрецам храмов, сокрушая идеологическую надстройку.
Выходец из «черни», родившийся в хлеву сын жены плотника провозглашался народом «царем Иудеи». Иными словами, кто был «ничем» становился «всем». Видимо, один этот факт должен привести в замешательство христоствующих монархистов и шокировать ценителей «генеалогического древа».
Как популистский лидер Иисус третировал высший иерусалимский свет своими демократическими замашками. Претендент на престол и посланец божий въехал в город на осле. Что это, как не отказ от привилегий?
Итак, перед нами не проповедник-примиренец, а возмутитель спокойствия. Отсюда такая жажда расправы. Отсюда готовность жрецов освободить кого угодно, даже разбойника, но не Иисуса.
…Давно ушли в небытие царь Ирод, римский прокуратор Понтий Пилат, бродячий трибун из Назарета Иисус… Но осталась сцена, где происходили события, запечатлевшиеся в памяти людской как торжество добра или зла, проявление жестокости или милосердия.
С горы Скопус мы спускаемся в Гефсиманский сад. Он расположен на горе Олив с Храмом всех наций. Сад невелик. Многовековые оливковые деревья похожи на жилистые натруженные руки. Они и сегодня приносят плоды. Но, видимо, не под их сенью, а под сенью их предков свёршилось предательство. Здесь был арестован проповедник-бунтарь. Чтобы дать возможность стражникам опознать Иисуса, шедшего по саду в кругу учеников, Иуда по заранее разработанному плану подошел и поцеловал его. Позже, не выдержав угрызений совести, предатель повесился. А «поцелуй Иуды» и «тридцать сребренников» - полученная им плата - стали клеймом предательства.
Виа долороза - Дорога страданий - последний путь Иисуса к месту казни, на скалу Голгофа. Мы идем по нему, по каменным плитам узкой улочки старого Иерусалима. На этом пути 14 «станций» - 14 основных вех, запечатлевших главные эпизоды последнего акта трагедии: приговор, шествие с крестом, встреча с матерью, казнь…
Что же предопределило трагический финал? Что сыграло роковую роль? Кто и как повел себя в кризисной ситуации?
Посмотрите, как сработал «феномен толпы», «митинговой стихии». Обратите внимание, как быстро меняется ее настроение. Как безжалостно низвергает она тех, кому еще вчера поклонялась и за кем шла. Как любит тех, кто обещает чуда и немедленные решения. И как стремительно отворачивается, когда оказывается, что чудо надо сотворить самим, что впереди трудности, работа, самоограничения.
Есть и закономерность в такой реакции. Это - расплата за популизм, в конечном итоге оборачивающийся демагогией и разочарованием. Можно выбросить «дефицит»: например, накормить «пятью хлебами пять тысяч человек». Но как это делать каждый день, а не один раз?
Другой роковой фактор - внезапное отступничество и трусость ближайших соратников в критический момент. Вспомним, что за сутки апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. Чем объяснить такое поведение? Или это тот случай, когда «прорабов» движения устраивало устранение его инициатора? Или это ситуация, когда удобней было сотворить из лидера икону, став наследниками его идей?
Замечу, что наиболее лояльно повел себя «западник» Понтий Пилат. Он «умыл руки» лишь после того, как взвинченная толпа потребовала распять Иисуса, напялив на него терновый венец.
Но отправимся дальше по Виа долороза. Скалы Голгофы вы уже не найдете. На ней воздвигнут Храм Гроба господня. Войдя в него, надо подняться по боковым лестницам к иконостасу, который установлен над местом казни.
В центре самого храма часовенка над нишей в скале, где лежало тело Иисуса после снятия с креста. К ней выстроилась небольшая очередь туристов и паломников. Она рассыпается после того, как священнослужитель объявляет, что начинается церемония богослужения. Звучит орган. Идет церковная процессия. Поражает, что ее возглавляют люди в старомодных турецких фесках, явно не христиане.
Из-за притязаний различных христианских церковных общин на храм и постоянных ссор между ними порядок в «божьем доме» поддерживается «нейтралами» - мусульманами.
Но, судя по всему, трения остаются. Храм похож на коммунальную квартиру, жильцы которой не очень-то ладят друг с другом. Если верить нашему сопровождающему, лестница-стремянка на фасаде здания стоит уже лет десять. Кто-то оставил ее, когда мыл окна. И с тех пор ее некому снять. У здания несколько хозяев-церквей.
Наша экскурсия подходит к концу. Мы покидаем последнюю обитель Иисуса. У ворот храма идет торговля сувенирами, крестиками, «святой» водой, елеем. Обычная суета. Или, как сказано в Библии, суета сует. Правда, лавочки быстро закрываются. Продолжается интифада с ее частичной забастовкой торговцев. Продолжается «революция камней».
Когда же наступит время «собирать камни»? Ведь прошло почти две тысячи лет с тех пор, как прозвучали проповеди Христа. Изменился ли мир? Стал ли он добрее, терпимее, чище, милосерднее? Восторжествовал ли принцип - «Возлюби ближнего, как себя самого»? Увы. Великое Слово оказалось разменянным на медяки слов, затертых и обесцененных.
Человечество пережило крестовые походы, костры инквизиции, душегубки Освенцима, атомный кошмар Хиросимы. Мотивы Нагорной проповеди о всепрощении и любви («если тебя ударят по левой щеке, подставь правую») все чаще заглушаются апокалиптическими мотивами. (Хотя я не понимаю, как христианское милосердие может сочетаться с угрозой уничтожения человечества, прозвучавшей в Откровении Иоанна Богослова? Откуда эта ненависть к людям?)
Кого же винить за потерянные тысячелетия, за то, что христианские идея мира, добра и справедливости не стали реальностью? «Аппаратчиков» от церкви? Послушную им паству? Сами идеи? Но это - общечеловеческие ценности, выношенные и выстраданные веками.
Странно, что в наше цивилизованное время пытаются распять на голгофах другие идеи, то передовое и ценное, что накоплено в сокровищнице человеческой мысли и знаний.
Но идеи бессмертны. Как бессмертен Человек. Смертны люди, те, которые паразитируют на идеях. И те, которые пытаются втоптать их в грязь.
Ю. ГЛУХОВ.
(Спец. корр. «Правды»).
Роман Синельников
===============================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 ===============================