Президент СССР Михаил Горбачёв поделился своими воспоминаниями о начале войны и дне, когда его отец ушёл на фронт. По словам экс-лидера Советского Союза, эти моменты отпечатались в его памяти на всю жизнь.
В год начала Великой Отечественной войны семья Горбачёва жила в селе Привольное Ставропольского края, а самому будущему генеральному секретарю ЦК КПСС было всего десять лет. В то время все были уверены, что Россия - великая держава, а значит, враг не пойдёт на неё, испугается сразу получить отпор.
- Страна в опасности - это сразу коснулось всех нас, каждая семья это почувствовала. Люди не ожидали этого, - рассказал политик в интервью агенству РИА-Новости.
Горбачёв вспомнил, когда впервые услышал о начале войны. По его словам, это сообщение застало его с семьёй на природе во время отдыха, получилось своеобразное "прощание с мирной жизнью".
- Увидели - скачет всадник. Подъехал к нам и кричит: "Война, война, немцы напали". Все замерли. Велели всем в 12 часов быть в центре села у репродуктора: будет выступать Молотов, - добавил он.
В тот же день была объявлена мобилизация. Среди населения нарастало волнение: женщины рыдали, все пребывали в полнейшем ужасе. Тем, кто тогда занимался уборкой хлеба, в том числе и отцу Горбачёва, было наказано сначала завершить работу, а уже после этого отправиться на фронт.
- Когда пришёл этот день, мать страшно переживала, была буквально не в себе. И все были в таком состоянии: прощались, может быть, в последний раз. Но надеялись: вернётся, - отметил экс-президент СССР.
Михаил Сергеевич также в деталях вспомнил своё прощание с отцом. Перед тем как уйти на фронт, глава семейства оставил его за старшего и наказал помогать матери. Также он вручил десятилетнему Михаилу большую алюминиевую кружку, мороженое и подарил балалайку, на которой Горбачёв впоследствии вырезал дату "3 августа 1941 года". Музыкальный инструмент был с будущим политиком всю войну.
Сергей Андреевич Горбачёв - отец первого и единственного президента СССР - во время войны руководил отделением сапёров, участвовал во многих сражениях, награждён медалью "За отвагу" и двумя орденами Красной Звезды. В 1944 году его семья получила похоронку, однако вскоре он написал письмо сам, заверив, что с ним всё в порядке, а в войсковой части ошиблись.
https://life.ru/p/1308099 =================================
Из книги М.С. Горбачёва "Жизнь и реформы":
«Когда война началась, мне уже исполнилось десять лет. Помню, за считанные недели опустело село - не стало мужчин.
Отцу, как и другим механизаторам, дали временную отсрочку - шла уборка хлеба, но в августе призвали в армию и его. Вечером повестка, ночью сборы. Утром сложили вещи на повозки и отправились за 20 километров в райцентр. Шли целыми семьями, всю дорогу - нескончаемые слёзы и напутствия. В райцентре распрощались. Бились в рыданиях женщины и дети, старики, всё слилось в общий, рвущий сердце стон. Последний раз купил мне отец мороженое и балалайку на память.
К осени кончилась мобилизация, и остались в нашем селе женщины, дети, старики да кое-кто из мужчин - больные и инвалиды. И уже не повестки, а первые похоронки стали приходить в Привольное.
В конце лета 1944 года с фронта пришло какое-то загадочное письмо. Открыли конверт, а там документы, семейные фотографии, которые отец, уходя на фронт, взял с собой, и короткое сообщение, что погиб старшина Сергей Горбачёв смертью храбрых в Карпатах на горе Магуре…
До этого времени отец уже прошёл долгий путь по дорогам войны. Когда я стал Президентом СССР, министр обороны Д.Т. Язов сделал мне уникальный подарок - книгу об истории войсковых частей, в которых в годы войны служил отец. С огромным волнением читал я одну из военных историй и ещё яснее и глубже понял, каким трудным был путь к победе и какую цену наш народ заплатил за неё.
Многое о том, где воевал отец, я знал по его рассказам - теперь передо мной документ. После мобилизации отец попал в Краснодар, где при пехотном училище была сформирована отдельная бригада под командованием подполковника Колесникова. Первое боевое крещение получила она уже в ноябре - декабре 1941 года в боях под Ростовом в составе 56-й армии Закавказского фронта. Потери бригады были огромны: убито 440, ранено 120, пропал без вести 651 человек. Отец остался жив. Затем до марта 1942 года держали оборону по реке Миас. И опять большие потери. Бригаду отправили в Мичуринск для переформирования в 161-ю стрелковую дивизию, после чего - на Воронежский фронт в 60-ю армию.
И тут его могли убить десятки раз. Дивизия участвовала в битве на Курской дуге, в Острогожско-Россошанской и Харьковской операциях, в форсировании Днепра в районе Переяслава-Хмельницкого и удержании известного Букринского плацдарма.
Отец рассказывал потом, как под непрерывными бомбёжками и ураганным артогнём переправлялись они через Днепр на рыбачьих лодчонках, «подручных средствах», самодельных плотах и паромах. Отец командовал отделением сапёров, обеспечивающим переправу миномётов на одном из таких паромов. Среди разрывов бомб и снарядов плыли они на огонёк, мерцавший на правом берегу. И хотя это было ночью, казалось ему, что вода в Днепре красная от крови.
За форсирование Днепра получил отец медаль «За отвагу» и очень гордился ею, хотя были потом и другие награды, в том числе два ордена Красной Звезды. В ноябре - декабре 1943 года их дивизия участвовала в Киевской операции. В апреле 1944 года - в Проскуровско-Черновицкой. В июле - августе - в Львовско-Сандомирской, в освобождении города Станислава. Потеряла дивизия в Карпатах 461 человека убитыми, более полутора тысяч ранеными. И надо же было пройти через такую кровавую мясорубку, чтобы найти погибель свою на этой проклятой горе Магуре…
Три дня плач стоял в семье. А потом… приходит письмо от отца, мол, жив и здоров.
Оба письма помечены 27 августа 1944 года. Может, написал нам, а потом пошёл в бой и погиб? Но через четыре дня получили от отца ещё одно письмо, уже от 31 августа. Значит, отец жив и продолжает бить фашистов! Я написал письмо отцу и высказал своё негодование в адрес тех, кто прислал письмо с сообщением о его смерти. В ответном письме отец взял под защиту фронтовиков: «Нет, сын, ты напрасно ругаешь солдат - на фронте всё бывает». Я это запомнил на всю жизнь.
Уже после окончания войны он рассказал нам, что же произошло в августе 1944-го. Накануне очередного наступления получили приказ: ночью оборудовать на горе Магуре командный пункт. Гора покрыта лесом, и только макушка была лысой с хорошим обзором западного склона. Тут и решили ставить КП. Разведчики ушли вперёд, а отец со своим отделением сапёров начал работать. Сумку с документами и фотографиями он положил на бруствер вырытого окопа. Внезапно внизу из-за деревьев раздался какой-то шум, выстрел. Отец решил, что это возвращаются свои - разведчики. Он пошёл им навстречу и крикнул: «Вы что? Куда стреляете?» В ответ шквальный автоматный огонь… По звуку ясно - немцы. Сапёры бросились врассыпную. Спасла темнота. И ни одного человека не потеряли. Просто чудо какое-то. Отец шутил: «Второе рождение». На радостях и написал письмо домой: мол, жив и здоров, без подробностей.
А утром, когда началось наступление, пехотинцы отцову сумку на высоте обнаружили. Решили, что погиб при штурме горы Магуры, и послали часть документов и фотографии семье.
И всё-таки война оставила старшине Горбачёву свою отметину на всю жизнь… Как-то после трудного и опасного рейда в тыл противника, разминирования и подрыва коммуникаций, после нескольких бессонных ночей группе дали недельный отдых. Отошли от линии фронта на несколько километров и первые сутки просто отсыпались. Кругом лес, тишина, обстановка совсем мирная. Солдаты расслабились. Но надо же было случиться, что именно над этим местом разыгрался воздушный бой. Отец и его сапёры стали наблюдать - чем всё это кончится. А кончилось плохо: уходя от истребителей, немецкий самолёт сбросил весь свой бомбовый запас.
Свист, вой, разрывы. Кто-то догадался крикнуть: «Ложись!» Все бросились на землю. Одна из бомб упала неподалёку от отца, и огромный осколок рассёк ему ногу. Несколько миллиметров в сторону - и отрезало бы ногу начисто. Но опять повезло, кость не была задета.
Это случилось в Чехословакии, под городом Кошице. На том фронтовая жизнь отца кончилась. Лечился в госпитале в Кракове, а там уже скоро и 9 мая 1945 года подоспело, День Победы».
http://www.gorby.ru/userfiles/file/msg_naedine_voyna.pdf =========================================
Из цикла интервью на радиостанции "Эхо Москвы" - "Воспоминания о войне":
М.ГОРБАЧЕВ: Прошла мобилизация, а потом начинается самое страшное. Просто боялись этого топота лошадиного по ночам (похоронки пошли). Крик страшный. Проскакал мимо хаты - слава богу.
Отец попал в большой переплет. Как он остался жив, не ясно - все документы пришли о том, что он погиб. Мы оплакали его и похоронили. А через 4 дня пришло от него письмо, что он жив.
А что происходило с нами? Потихоньку все исчезло в магазинах и ничего не стало - ни мыла, керосин там выдавали какой-то и все. И что же начали крестьяне? Сеять начали коноплю, ее выращивать, мочить, мять, трепать и делать рубашки эти из конопли. И овцы, шерсть - ее крутить и делать ткань. И кожу. Стали сами кожу выделывать. Кожаные лапти. А вообще, у нас называли «морщить поршни» - почему такое название, не знаю. Но там, действительно, вырезка такая делалась из кожи. Соли не было. За 60 км было соленое озеро - туда ездили. Горькая хоть соль, но за солью.
Мыло научились варить, спички сами начали делать. Ну как делать? Сначала высекаешь искру, потом вата, закопченная как угольная, и, вот, эта искра попадает, она начинает тлеть, раздуваешь, а потом из этого огонь.
Тяжелая жизнь, все забиралось, все подчистую. Жили на том, что на огороде удается вырастить.
Немцы появились в 1942 году, в августе. Вступают немцы, и в это время моя родная тетка, сестра отца рожает Марию. Но все было занято немедленно - сады вырубили для маскировки. После оккупации (она закончилась в январе, 21 января 1943 года немцы ушли) для нашей семьи опасности прямо висели, потому что на 4-й день уже бабушку Василису Лукьяновну, дед ушел в эвакуацию, он - председатель колхоза был, а она осталась, вернулась из-под Ставрополя к нам. На 4-й день появились полицейские. Полицейские - это дезертиры наши, которые по полгода под столами, в ямах сидели, вылезли все. Начали искать. Что у нас искать, я не знаю. Но искали все. Семья председателя колхоза и 2 фронтовика - родной дядя Сергей и отец.
Ну, короче говоря, мы вот уже оказались под колпаком. Но! Я думаю, сыграло то, что была, все-таки, установка у гитлеровского руководства на Кавказе вести политику заигрывания с местным населением. Ну и мы каким-то образом попадали, хотя мы - русские, а не кавказцы.
https://echo.msk.ru/programs/beseda/773236-echo/ ========================================
Как воевал отец Михаила Горбачева
Мирное время и начало войны
Сергей Андреевич Горбачев обзавелся собственной семьей в 19 лет. Его избранницей стала 17-летняя Мария Гопкало, дочь соседа Горбачевых Пантелея Ефимовича Гопкало. Поначалу молодожены проживали в доме родителей Сергея, материальное положение которых оставляло желать лучшего. Впрочем, как только Мария узнала о том, что ждет ребенка, супруги стали жить самостоятельно. Правда, сын, Михаил,появившийся на свет в 1931 году, впоследствии был оставлен на попечение бабушки и дедушки. Как пишет Тамара Красовицкая в издании «Михаил Сергеевич Горбачев» из серии «Правители России», Мария и Сергей были довольны этим фактом, так как Пантелей Ефимович занимал высокую должность председателя колхоза.
Когда началась Великая Отечественная война, Михаилу Сергеевичу Горбачеву едва исполнилось 10 лет, а его отцу, Сергею Андреевичу, было 32 года. Горбачев-старший был мобилизован в августе 1941 года. Если верить Валерию Легостаеву, автору книги «Как Горбачев "прорвался во власть"», перед уходом на фронт глава семьи подарил сыну балалайку и купил мороженое. По мнению Легостаева, Сергей Горбачев хотел тем самым показать, что беспокоиться Михаилу не о чем: он может развлекаться и веселиться, а советские воины тем временем расправятся с немецкими захватчиками. Однако жене и сыну Сергея Андреевича тоже пришлось нелегко: вскоре гитлеровцы оккупировали Привольное, родное село будущего президента.
Горбачев на фронте
Между тем оккупация не шла ни в какое сравнение с тем, что довелось испытать Сергею Горбачеву: он выжил лишь чудом. В результате мобилизации Горбачев-старший оказался в Краснодаре, где при пехотном училище была сформирована стрелковая бригада, командование которой доверили подполковнику Колесникову. По данным Николая Зеньковича, автора издания «Самые секретные родственники», в декабре 1941 году в боях под Ростовом бригада, вошедшая в состав 56-й армии Закавказского фронта, потеряла убитыми 440 солдат, а 651 человек пропал без вести. Тем не менее до начала весны 1942 года бригада Колесникова держала оборону на реке Миус, где снова понесла большие потери.
В конце концов военнослужащие Колесникова были направлены в Мичуринск для переформирования в 161-ю стрелковую дивизию. Дмитрий Язов, автор книги «Маршал Советского Союза», утверждает, что Сергей Горбачев служил в саперном батальоне упомянутой дивизии. В составе этого батальона он прошел всю войну. Так, Горбачев-старший участвовал в битве на Курской дуге, в Острогожско-Россошанской и Харьковской операциях, в удержании Букринского плацдарма и форсировании Днепра. За последнюю операцию, в ходе которой Сергей Андреевич обеспечивал переправу минометов, он был награжден медалью «За отвагу». Кроме того у Горбачева имелись и два ордена Красной Звезды.
Ошибочная похоронка и возвращение домой
Несмотря на то, что Горбачев-старший избежал гибели, невредимым ему остаться не удалось. Сергей Андреевич был по меньшей мере дважды ранен. Мало того, если верить Василию Придеину, автору издания «Азбука вождей», в 1944 году Мария Пантелеевна получила похоронку на мужа, якобы погибшего в Карпатах. В конверте обнаружились документы Сергея Андреевича и фотоснимки близких, которые он взял с собой. В течение нескольких суток вся семья горевала о погибшем кормильце, а потом в Привольное пришло письмо от самого Сергея Горбачева, действительно воевавшего в тот момент в Карпатах. Вот только отец будущего президента был жив, а похоронка оказалась ошибкой.
Вскоре Сергей Горбачев и в самом деле вернулся домой. Как сообщал журнал «Агитатор» за 1989 год, ближе к концу Великой Отечественной войны, когда Горбачев-старший уже находился на территории Чехословакии, под городом Кошице, он был ранен в ногу. Осколок мины кость не задел, поэтому лечение в Кракове, назначенное Горбачеву, оказалось не слишком продолжительным. После победы он продолжал трудиться механизатором на машинно-тракторной станции. Причем, несмотря на ранения, работал Сергей Андреевич на совесть. Всем известно, что во многом благодаря ему 17-летний помощник тракториста Михаил Горбачев был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
https://zen.yandex.ru/media/russian7/kak-voeval-otec-mihaila-gorbacheva-5e94d1842d34573bbda1c7e0 =========================================
Михаил Сергеевич Горбачев на параде Победы.
https://ed-glezin.livejournal.com/1105510.html ================================================
Михаил Горбачев о возвращении отца с фронта.
https://www.youtube.com/watch?v=8u4HGuKVNEM Click to view
================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 ======================