31 год назад - в номере 3 за 1989 год журнала «Театр» - впервые в СССР была опубликована пьеса Владимира Войновича «Трибунал». Вскоре 26 августа 1989 года на сцене Московского академического театра сатиры состоялась премьера одноимённого спектакля.
Тема произведения - советское судопроизводство, не знавшее ни правых, ни виноватых. Вернее, виноватых-то оно знало: ими числилось все население СССР, правда, одни сидели в тюрьмах и лагерях, а остальные пребывали временно у себя дома в ожидании окончательной участи.
В пьесе обличается общество победившего кафкианства. Главный герой произведения - инженер Подоплеков - отправляется под суд прямо из зрительного зала театра, куда, ничего не подозревая, пришел культурно провести вечер с женой.
Из пролога к пьесе: «Посреди сцены длинный высокий стол, покрытый красным сукном. За ним три стула с высокими спинками. Еще три маленьких столика: один перед
большим столом, на авансцене, два по бокам. В глубине сцены статуя Фемиды.
Глаза у нее завязаны, в одной руке автомат Калашникова, в другой весы, на одной чашке которых лежит молот, на другой - серп. Слева от Фемиды - клетка, в каких держат зверей, а в клетке скамья подсудимых. В верхней
части сцены портреты шестерых людей, нам пока незнакомых. На сцену выходит бард с гитарой. Говорит тихим, домашним, совершенно не театральным голосом, в промежутке между фразами настраивая гитару».
Некая пара приходит в театр, усаживается на свои места и смотрит на сцену, где уже построены декорации для судебного заседания и появились действующие лица: Председатель, Прокурор, Защитник и Секретарь. Но актеры молчат и тогда наш зритель по имени Леонид Подоплеков обращается к ним с вопросом, что они собираются делать. При этом он неудачно цитирует Чехова, говорившего, что если в первом действии висит ружье, в третьем оно непременно выстрелит. Это злополучное ружье Подоплекову еще припомнят, а пока его тащат на сцену и сажают в клетку в роли подсудимого. Заседание начинается.
=================
«Трибунал продолжается?»
Журнал «Огонек», номер 12 за 1990 год.
Года два-три назад это стало бы сенсацией. Год назад мы бы праздновали еще один прорыв гласности за частокол цензурных ограничений. Сегодня это нормальный факт нашей культурной жизни. Так, во всяком случае, казалось, когда вслед за спектаклем появились первые рецензии, спокойные и взвешенные.
Лев Разгон в «Вечерней Москве» поделился радостью, что режиссер Валентин Плучек дождался- таки времен, когда «смог сделать то, что хотел», поставил пьесу, где «не только рассказал о прошлом, но и дал впечатляющую картину настоящего, заставил задуматься о будущем».
Другой рецензент - П. Кузьменко - отметил на страницах «Советской культуры» традиционность спектакля (но традиционность «в рамках вполне устоявшегося стиля этого театра»), «крепкую, жесткую режиссуру Валентина Плучека», актеров, подающих каждую репризу «выпукло, броско, колко».
Короче говоря, еще одна московская премьера. Еще одно возвращение из русского зарубежья (нет, не имени, В. Войнович, слава Богу, опубликован уже не только в толстых журналах, замечательную книжку успело выпустить издательство «Московский рабочий») еще одного произведения, ставшего нам наконец доступным.
Впрочем...Впрочем, мы рано успокоились, решив, что время пушек прошло, что наступило время муз. Первым залпом командовал майор А. Бондаренко. В «театральных заметках» на страницах «Красной звезды» «Трибунал» продолжается?» он причислил В. Войновича к тем «многим «диссидентам», которые «сделали карьеру на скандальном своем выезде из СССР». Что касается литературных талантов Войновича, товарищ майор отметил у него, во-первых, «какое-то нездоровое пристрастие к физиологии», во-вторых, «мерзость» некоторых сцен, в-третьих, негодование корреспондента вызвало слово «жопа», позволившее ему заключить, что «уровень рассуждений» в пьесе, «как в прусской казарме».
Что касается слова «прусской», здесь, вероятно, произошла ошибка. Наборщик добавил к началу слова букву «п», а майор этого не заметил, хотя он-то уж наверняка знает, в каких казармах какие выражения употребляют. Что касается идеологической направленности пьесы «диссидента-карьериста», то это просто «прямой плевок» в наши святыни. Кроме того, пьеса негуманна. Актер Г. Менглет, играя Председателя, спародировал жесты и ораторский стиль К.У. Черненко. Корреспондент «Красной звезды» шокирован: «На Руси издавна принято относиться к хворым и убогим с состраданием, жалостью». То есть, если завтра авторитетный консилиум признает Л.П. Берию сексуальным маньяком, то и здесь мы будем должны проникнуться состраданием и воздержаться от оценок всей его деятельности? Разве патология, убожество лидера - не наглядное свидетельство патологии и убожества системы, вытолкнувшей подобного человека на пик пирамиды власти?...
Следующим залпом командовал генерал-лейтенант в отставке Я. Майоров, адресовавший секретарю парторганизации Театра сатиры такой документ:
Члены Военно-научного общества при Центральном Доме Советской Армии имени М.В. Фрунзе, обсудив статью «Трибунал» продолжается?», опубликованную в газете «Красная звезда» от 11 ноября 1989 года, и содержание пьесы В. Войновича «Трибунал», опубликованной в журнале «Театр» N 3 1989 года,
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Осудить публикацию в журнале «Театр» и постановку Московским академическим театром сатиры пьесы В. Войновича «Трибунал», оскорбляющей нашу страну, достоинство советского народа, его священную память о советских людях, отдавших жизнь за свободу нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., являющейся злостной клеветой на советский общественный строй и Советское правительство.
В. Войнович призывает советских людей к неповиновению власти, решив, очевидно, посмеяться над всеми советскими людьми за имевшие место деформации в нашей стране. В. Войновичу чужды патриотизм и беззаветная преданность советского народа своей социалистической Родине, особенно проявившиеся в Великой Отечественной войне. Он без зазрения совести издевается над светлой памятью погибших на войне славных дочерей советского народа Зоей Космодемьянской и Лизой Чайкиной, оскорбляет мужественную дочь испанского народа Долорес Ибаррури, сын которой погиб в бою с немецко-фашистскими захватчиками.
И эту пьесу редколлегия журнала «Театр» называет талантливым литературным даром писателя, а артисты Театра сатиры воспроизводят ее содержание на сцене с некоторыми изменениями. Это не первое произведение В. Войновича, в которых он шельмует советский народ - народ-победитель, разгромивший немецко-фашистских захватчиков, принесший свободу многим народам Европы.
Популяризировать произведения В. Войновича - это значит оскорблять наш народ, наше Отечество.
2. В связи с вышеизложенным актом выразить недоверие редколлегии журнала «Театр», руководству Московского академического театра сатиры и актерам, участвующим в антисоветском и антиперестроечном спектакле «Трибунал».
3. Целиком и полностью одобрить содержание статьи «Трибунал» продолжается?», опубликованной в газете «Красная звезда».
4. Считали бы необходимым, чтобы Идеологический отдел ЦК КПСС и Министерство культуры СССР более решительно выступали против антисоветской пропаганды и шельмования советского народа в средствах массовой пропаганды и культуры, оказывающих отрицательное влияние на настроение советских людей, их отношение к труду, порождающих у них недоверие к партии, чувство безысходности.
5. Поручить Президиуму Совета ВНО направить это решение в Идеологический отдел ЦК КПСС, Министерство культуры СССР, партийные организации журнала «Театр» и Московского академического театра сатиры.
Члены Президиума Совета Военно-научного общества при ЦДCA имени М. В. Фрунзе.
9 подписей.
Мы не хотим комментировать это постановление. Оно достаточно красноречиво. В ожидании следующего залпа стоит, однако, напомнить нашим уважаемым защитникам небольшой фрагмент из выступления депутата Е.А. Евтушенко на втором Съезде народных депутатов СССР: «Я глубоко уважал и уважаю многих честных политработников, но давайте признаем, что еще со сталинских времен завелось особое подразделение идеологических пожарников. Это своего рода генералы, которые неблагодарно поливали изо всех шлангов лучшие книги о войне: «В окопах Сталинграда» Некрасова, «За правое дело» Гроссмана, «Мертвым не больно» Быкова, военные дневники Симонова. Тем временем, чуть не сбив золотые кресты Василия Блаженного, на Красную площадь преспокойно уселся нахальный заграничный аэрокуренок, весьма довольный тем, что наши идеогенералы вдохновенно посвятили себя полностью литературно-критической деятельности».
Отдел искусства
Посмотреть спектакль можно тут:
https://youtu.be/LhCtxWB1m58 ============
Пресс-конференция с участием Войновича, после спектакля «Трибунал»:
https://youtu.be/67UggrWTYnE ========================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =============================