"Трибунал" Владимира Войновича.

Mar 21, 2020 22:06

31 год назад - в номере 3 за 1989 год журнала «Театр» - впервые в СССР была опублико­вана пьеса Владимира Войновича «Трибунал». Вскоре 26 августа 1989 года на сцене Московского акаде­мического театра сатиры состоялась премьера одноимённого спектакля.

Тема произведения - советское судопроизводство, не знавшее ни правых, ни виноватых. Вернее, виноватых-то оно знало: ими числилось все население СССР, правда, одни сидели в тюрьмах и лагерях, а остальные пребывали временно у себя дома в ожидании окончательной участи.

В пьесе обличается общество победившего кафкианства. Главный герой произведения - инженер Подоплеков - отправляется под суд прямо из зрительного зала театра, куда, ничего не подозревая, пришел культурно провести вечер с женой.

Из пролога к пьесе: «Посреди сцены длинный высокий стол, покрытый красным сукном. За ним три стула с высокими спинками. Еще три маленьких столика: один перед
большим столом, на авансцене, два по бокам. В глубине сцены статуя Фемиды.
Глаза у нее завязаны, в одной руке автомат Калашникова, в другой весы, на одной чашке которых лежит молот, на другой - серп. Слева от Фемиды - клетка, в каких держат зверей, а в клетке скамья подсудимых. В верхней
части сцены портреты шестерых людей, нам пока незнакомых. На сцену выходит бард с гитарой. Говорит тихим, домашним, совершенно не театральным голосом, в промежутке между фразами настраивая гитару».

Некая пара приходит в театр, усаживается на свои места и смотрит на сцену, где уже построены декорации для судебного заседания и появились действующие лица: Председатель, Прокурор, Защитник и Секретарь. Но актеры молчат и тогда наш зритель по имени Леонид Подоплеков обращается к ним с вопросом, что они собираются делать. При этом он неудачно цитирует Чехова, говорившего, что если в первом действии висит ружье, в третьем оно непременно выстрелит. Это злополучное ружье Подоплекову еще припомнят, а пока его тащат на сцену и сажают в клетку в роли подсудимого. Заседание начинается.







=================

«Трибунал продолжается?»

Журнал «Огонек», номер 12 за 1990 год.

Года два-три назад это стало бы сенсацией. Год назад мы бы праздновали еще один прорыв гласности за частокол цензурных ограничений. Сегодня это нормальный факт нашей культурной жизни. Так, во всяком случае, каза­лось, когда вслед за спектаклем появи­лись первые рецензии, спокойные и взвешенные.

Лев Разгон в «Вечерней Москве» поделился радостью, что ре­жиссер Валентин Плучек дождался- таки времен, когда «смог сделать то, что хотел», поставил пьесу, где «не только рассказал о прошлом, но и дал впечатляющую картину настоящего, за­ставил задуматься о будущем».

Другой рецензент - П. Кузьменко - отметил на страницах «Советской культуры» традиционность спектакля (но традиционность «в рамках вполне устоявшегося стиля этого театра»), «крепкую, же­сткую режиссуру Валентина Плучека», актеров, подающих каждую репризу «выпукло, броско, колко».

Короче говоря, еще одна московская премьера. Еще одно возвращение из русского зарубежья (нет, не имени, В. Войнович, слава Богу, опубликован уже не только в толстых журналах, за­мечательную книжку успело выпустить издательство «Московский рабочий») еще одного произведения, ставшего нам наконец доступным.

Впрочем...Впрочем, мы рано успокоились, ре­шив, что время пушек прошло, что на­ступило время муз. Первым залпом командовал майор А. Бондаренко. В «театральных замет­ках» на страницах «Красной звезды» «Трибунал» продолжается?» он причис­лил В. Войновича к тем «многим «дис­сидентам», которые «сделали карьеру на скандальном своем выезде из СССР». Что касается литературных талантов Войновича, товарищ майор от­метил у него, во-первых, «какое-то не­здоровое пристрастие к физиологии», во-вторых, «мерзость» некоторых сцен, в-третьих, негодование корреспондента вызвало слово «жопа», позволившее ему заключить, что «уровень рассужде­ний» в пьесе, «как в прусской казарме».

Что касается слова «прусской», здесь, вероятно, произошла ошибка. Набор­щик добавил к началу слова букву «п», а майор этого не заметил, хотя он-то уж наверняка знает, в каких казармах ка­кие выражения употребляют. Что касается идеологической напра­вленности пьесы «диссидента-карьериста», то это просто «прямой плевок» в наши святыни. Кроме того, пьеса негуманна. Актер Г. Менглет, играя Председателя, спаро­дировал жесты и ораторский стиль К.У. Черненко. Корреспондент «Крас­ной звезды» шокирован: «На Руси из­давна принято относиться к хворым и убогим с состраданием, жалостью». То есть, если завтра авторитетный кон­силиум признает Л.П. Берию сексуаль­ным маньяком, то и здесь мы будем должны проникнуться состраданием и воздержаться от оценок всей его дея­тельности? Разве патология, убожество лидера - не наглядное свидетельство патологии и убожества системы, вытол­кнувшей подобного человека на пик пи­рамиды власти?...

Следующим залпом командовал ге­нерал-лейтенант в отставке Я. Майо­ров, адресовавший секретарю партор­ганизации Театра сатиры такой доку­мент:

Члены Военно-научного общества при Центральном Доме Советской Армии имени М.В. Фрунзе, обсудив статью «Трибунал» продолжается?», опубликованную в газете «Красная звезда» от 11 ноября 1989 года, и содержание пьесы В. Войновича «Три­бунал», опубликованной в журнале «Театр» N 3 1989 года,

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Осудить публикацию в журнале «Театр» и постановку Московским академическим театром сатиры пье­сы В. Войновича «Трибунал», ос­корбляющей нашу страну, достоинство советского народа, его священ­ную память о советских людях, от­давших жизнь за свободу нашей Ро­дины в Великой Отечественной вой­не 1941-1945 гг., являющейся зло­стной клеветой на советский обще­ственный строй и Советское прави­тельство.

В. Войнович призывает советских людей к неповиновению власти, ре­шив, очевидно, посмеяться над все­ми советскими людьми за имевшие место деформации в нашей стране. В. Войновичу чужды патриотизм и беззаветная преданность советско­го народа своей социалистической Родине, особенно проявившиеся в Великой Отечественной войне. Он без зазрения совести издевается над светлой памятью погибших на войне славных дочерей советского народа Зоей Космодемьянской и Ли­зой Чайкиной, оскорбляет муже­ственную дочь испанского народа Долорес Ибаррури, сын которой по­гиб в бою с немецко-фашистскими захватчиками.

И эту пьесу редколле­гия журнала «Театр» называет талантливым литературным даром писателя, а артисты Театра сатиры вос­производят ее содержание на сцене с некоторыми изменениями. Это не первое произведение В. Войновича, в которых он шельму­ет советский народ - народ-победи­тель, разгромивший немецко-фа­шистских захватчиков, принесший свободу многим народам Европы.

Популяризировать произведения В. Войновича - это значит ос­корблять наш народ, наше Отечество.

2. В связи с вышеизложенным ак­том выразить недоверие редколле­гии журнала «Театр», руководству Московского академического театра сатиры и актерам, участвующим в антисоветском и антиперестроечном спектакле «Трибунал».

3. Целиком и полностью одобрить содержание статьи «Трибунал» про­должается?», опубликованной в га­зете «Красная звезда».

4. Считали бы необходимым, что­бы Идеологический отдел ЦК КПСС и Министерство культуры СССР бо­лее решительно выступали против антисоветской пропаганды и шель­мования советского народа в сред­ствах массовой пропаганды и культу­ры, оказывающих отрицательное влияние на настроение советских людей, их отношение к труду, порождающих у них недоверие к партии, чувство безысходности.

5. Поручить Президиуму Совета ВНО направить это решение в Идео­логический отдел ЦК КПСС, Мини­стерство культуры СССР, партийные организации журнала «Театр» и Московского академического театра са­тиры.

Члены Президиума Совета Военно-научного общества при ЦДCA имени М. В. Фрунзе.
9 подписей.

Мы не хотим комментировать это по­становление. Оно достаточно красноре­чиво. В ожидании следующего залпа стоит, однако, напомнить нашим ува­жаемым защитникам небольшой фраг­мент из выступления депутата Е.А. Ев­тушенко на втором Съезде народных депутатов СССР: «Я глубоко уважал и уважаю многих честных политработ­ников, но давайте признаем, что еще со сталинских времен завелось особое подразделение идеологических пожар­ников. Это своего рода генералы, кото­рые неблагодарно поливали изо всех шлангов лучшие книги о войне: «В око­пах Сталинграда» Некрасова, «За пра­вое дело» Гроссмана, «Мертвым не больно» Быкова, военные дневники Си­монова. Тем временем, чуть не сбив золотые кресты Василия Блаженного, на Крас­ную площадь преспокойно уселся на­хальный заграничный аэрокуренок, весьма довольный тем, что наши идео­генералы вдохновенно посвятили себя полностью литературно-критической деятельности».

Отдел искусства

Посмотреть спектакль можно тут:

https://youtu.be/LhCtxWB1m58

============

Пресс-конференция с участием Войновича, после спектакля «Трибунал»:

https://youtu.be/67UggrWTYnE

========================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

=============================




























1989, ! - Книги Перестройки, Войнович, ! - Спектакли Перестройки

Previous post Next post
Up