Первая постановка "Собачьего сердца" в СССР.

May 22, 2019 19:06

25 мая 1987 года в Московском театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Собачье сердце». Этот спектакль (первая в СССР инсценировка повести Булгакова и первая совместная работа режиссера Генриетты Яновской и художника Сергея Бархина), всколыхнувший театральную Москву, стал важным культурным событием того времени. Премьера практически совпала с выходом июньского номера «Знамени» (с первой публикацией «Собачьего сердца»).

Театральный критик Анатолий Смелянский писал в рецензии на спектакль: «Приходилось в последний год в связи с публикациями Булгакова, Платонова, Ахматовой и некоторых других писателей слышать опасения: …поймут ли правильно наши люди смысл важнейших вещей?

Наши люди поймут. А тем, кто сомневается, хочется подарить билет на спектакль «Собачье сердце» и отправить в бывший Мамоновский переулок. Пусть он переживет раскаты громового смеха, послушает тишину мыслящего, а порой и страдающего зала, пусть он всмотрится в лица Преображенского, Шарикова, Швондера, чекистов, понятых, бабки, интересующейся говорящими собачками, - и тогда продолжим разговор. Что же касается театра, на сцене которого впервые родился спектакль «Собачье сердце», то… актеры, долгие годы не знавшие радости настоящего успеха, погрязшие в междоусобной брани, режиссер, два десятилетия блуждавшая в поисках постоянной работы в наших окостеневших театрально-зрелищных предприятиях, кажется, нашли друг друга» (журнал «Театр», 1987, № 8).

===================================

Генриетта Яновская (главный режиссер Московского ТЮЗа) о «Собачьем сердце»:

«Шариков - создание профессора. Что бы ни было, это - его сын. Мы детей не просто рожаем, мы их создаем». Несмотря на то, что «Собачье сердце» не самое любимое произведение режиссера (по ее признанию, «там много злобы, так как Булгаков был не в силах противостоять всё наступающему хамству»), Г. Яновская все же с большим интересом и любовью рассказывала о главных персонажах повести и спектакля: «Мы все - дети от «совокупления» Преображенского, Шарикова и Швондера. Профессор - это глыба утраченной русской культуры, ее корни. Шариков - вселенский хам, который утверждает на общей почве революции. Меня раздражает когда издеваются над Швондером. Он идеалист, он хочет со всеми поделиться своими идеями, один из тех, кто шел в революцию с чистой душой… В каждом из нас есть немного Шариковых, Швондеров и Преображенских».

http://nashahistory.ru/news/kultura/v-kazhdom-iz-nas-est-nemnogo-sharikovyh-shvonderov-i-preobrazhenskih-genrietta-yanovskaya-o-sobachem-serdce-tatyane-russkoyu-dushoyu-sovremennom-teatre-i-stihah-kotorye-obyazatelno-nado

==================

Телерепортаж о премьере спектакля «Собачье сердце»

(8 сентября 1987 года).

https://youtu.be/a58Qk_pIk1g

====================================

Из дневниковых записей Николая Троицкого:

Очень хороший спектакль, где сатира и изящно-едкий смех уже переведены в куда более мрачный регистр, и смех идет мрачный, суровый, сквозь слезы.
Да это уже почти трагедия, не профессора Преображенского, хотя тот и прозревает, как трагедия всей нашей страны, выпустившей на волю страшного люмпена-хама, объявившей его хозяином жизни и вершителем судеб гнилой интеллигенции. Шариков в двадцатые годы смешил и забавлял, а затем он такое устроил в России! И Гета Яновская это помнит, и потому вводит в постановку людей во френчах, нечто среднее между Дзержинским и Берия.
Они пока корректны, опекают, оберегают профессора, но в них чувствуется страшная дремлющая сила, выраженная в двух-трех словах и всемогуществе, всезнании, всеприсутствии.
У меня возникли ассоциации с Курчатовым или Королевым в шараге-бункере, где ему дана полная свобода слова в пределах стен, но все открытия и научные разработки - под контролем высших властей.

Шариков - плод неосторожных опытов профессора и на совести "френчей", они создали его. И хотя в спектакле они дают его убить, в истории они расплодили Шариковых, как кроликов, Преображенского и Борменталя из шараги засунули в лагерь, Швондера - туда же, за максимализм и идиотизм, а разруха продолжается вот уже семьдесят лет, кругом царит абсурд, и никак ничего не поставить ничего с головы на ноги.
Постановка сделана с этой временной перспективой, поэтому так мало комедийности и фарса, поэтому всё засыпано трагическим черным снегом и еле освещено подслеповатыми фонарями.

https://nicolaitroitsky.livejournal.com/7097268.html

===============

Андрей Сахаров: «Сейчас у нас набирает силу процесс преобразований, очищения жизни. Это меня очень радует».

34 года назад - в августовском (номер 8) выпуске журнала «Театр» за 1987 год была опубликована рецензия А.Д. Сахарова на поставленный в «ТЮЗе» спектакль «Собачье сердце». Эта была первая статья академика в советской прессе.

===============

Верю в разум.

В Московском ТЮЗе на премьере спектакля «Собачне сердце», поставленного Г. Яновской, в числе зрителей был академик А. Д. Сахаров. "Театр" попросил его поделиться с своими впечатлениями о спектакле, тема которого связана с научным поиском.

- Я с большим увлечением смотрел спектакль, - сказал Андрей Дмитриевич. Не могу считать себя знатоком театра, но думаю, что режиссура весьма изобретательна и темпераментна, есть яркие актерские работы, удачное оформление.

Послужившая основой для театральной постановки замечательная повесть Михаила Афанасьевича Булгакова, написанная более шестидесяти лет назад, и сейчас актуальна.

Профессор Преображенский пытается примерно теми же способами, которые мы теперь называем генной инженерией, создать нового, искусственного человека.

Конечно, это авторская фантазия. Но за фантастическим сюжетом видится гуманистическая мысль писателя о благородстве интеллекта, о том, что невозможно прививать культуру скоропалительным, хирургическим методом.

Театр заставляет задуматься о судьбах интеллигенции в нашей стране. И в 20-е годы, да и теперь еще не все понимают значение интеллигенции, её роль в создании культуры, науки, искусства.

Сейчас у нас набирает силу процесс преобразований, очищения жизни. Это меня очень радует.

Понимаю, что реализовать планы, выдвинутые руководством государства, чрезвычайно трудно. Мешают старые стереотипы мышления, мнимодемократическая демагогия, ложь и лень.

Я работаю, иногда нахожу время бывать в театрах, читаю с большим интересом журналы. Как хорошо, что увидели свет произведения, извлечённые из архивов, и письменных столов, появляются новые, которые не могли бы быть опубликованы, скажем, лет пятнадцать назад!

Критика негативных явлений прошлого, стремление объединить все силы нашего общества вокруг программы обновления вселяют надежду.

Бывают времена помпезные, жестокие, бывают трудные и счастливые. Хочется верить, что разумные начала в нашей действительности возьмут верх надо всем тем вредоносным, что тянется из прошлого.

Я верю в разум.

=========

Из комментариев в Фейсбуке:

Лев Симкин

…я смотрел первое «Собачье сердце», постановленное Яновской аж 37 лет назад, еще до фильма Бортко, где профессор Преображенский был молод, моложе Евстигнеева, сцена была покрыта пеплом от бумаг и книг, сгоревших в буржуйках, а головы зрителей, как нам казалось, постепенно освобождались от разрухи.

Между прочим, тот спектакль посмотрел академик Сахаров, только вернувшийся из горьковской ссылки. Мало того, он так впечатлился, что откликнулся рецензией в журнале «Театр».

Заканчивалась она так: «Бывают времена помпезные, жестокие, бывают трудные и счастливые. Хочется верить, что разумные начала в нашей действительности возьмут верх надо всем тем вредоносным, что тянется из прошлого. Я верю в разум».

…Боже, какими мы были наивными.

=============================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==========================





















«Московские новости» 28 июня 1987 года.




























======










! - История Перестройки, 1987, Булгаков, ! - Гласность, ! - Спектакли Перестройки

Previous post Next post
Up