21 марта 1986 года - Президиум Верховного Совета СССР принял указ об образовании Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике.
80-е годы во всём мире были отмечены бурным развитием информационных технологий, внедрением ЭВМ в новые области жизни, а также развитием полупроводниковых технологий и микропроцессоров. Советский Союз, где еще относительно недавно кибернетика официально признавалась "лженаукой", с усердием принялся наверстывать упущенное. В середине 80-х были вложены огромные средства и приложены колоссальные усилия, чтобы как можно больше советских людей узнали об информационных технологиях и об их применении в повседневной жизни.
В доперестроечный период все новейшие разработки микрорадиоэлектроники традиционно отдавались военно-промышленному комплексу, который хоть и считался «локомотивом экономики», с гражданским сектором наработками предпочитал не делиться. Они были секретными и потому не только не двигали могучий поезд советской лёгкой промышленности, но и оказывали ему «медвежью услугу».
Как правило, производство телевизоров, холодильников и другой бытовой аппаратуры использовалось военными заводами, как прикрытие от шпионов для секретных военных производств. Эти направления считались «побочными» и строгих требований по качеству к ним не предъявлялось. Если военную аппаратуру принимала строгая военная приёмка, то у бытовых приборов ничего подобного не было, и потому гражданской аппаратуре традиционно перепадали решения, забракованные военными и потому не представляющие ценность и не секретные. То, что советская бытовая техника часто ломается, для плановой экономики считалось даже плюсом - это давало работу тысячам ремонтных ателье по всей стране, а значит создавало новые рабочие места.
Переговоры с западными странами в первые годы Перестройки позволили серьёзно снизить военную напряжённость с потенциальными противниками, что дало возможность значительно сократить расходы на вооружение и перебросить финансовые потоки в мирные отрасли, которые до этого получали лишь «объедки» со стола ВПК. На гражданских предприятиях активно внедряются станки с числовым программным управлением. Разрабатываются отечественные (и активно закупаются импортные) автоматизированные линии производства, в пыльных бумажных архивах намечается компьютеризация...
С 1984 года и до распада СССР в стране было разработано более полусотни различных моделей персональных компьютеров (ПК), многие из которых были клонами техники Spectrum и Apple. За семь лет было произведено более миллиона отечественных ПК. Плюс к этому в самом конце 80-х в страну стали активно завозить технику из-за границы.
В стране выпускались собственные аналоги большинства импортных микропроцессоров (вплоть до Intel 80286), которыми оснащались отечественные(!) персональные компьютеры. В 1991-м году СССР был подключен к сети Интернет и получил доменное имя «SU». Автоматизация производств, начатая в 86-м году, давала огромный потенциал для улучшения качества советской продукции, который, к сожалению, не был полностью использован.
Был создан огромный парк учебных компьютеров на базе популярного процессора КР580ВМ80 (аналог i8080). На нём же строились и игровые компьютеры с возможностью подключения к бытовому телевизору и магнитофону. Участвовали в этом и кустари-кооператоры (кооператив - ещё одно из перестроечных новшеств), особенно полюбившие микропроцессор Z-80 фирмы Zylog (производство его аналогов в СССР было налажено с некоторым опозданием), а в журнале «Радио» регулярно публиковались статьи о том, как собрать компьютер самому.
А уж сколько писалось программ. Текстовые редакторы (тогда их почему-то называли «текстовыми процессорами»), базы данных, диспетчеры файлов, игры, системы управления промышленным оборудованием...
Из скучной «математической» специальности (долгое время программисты считались кем-то вроде математиков, способных заставить считать ЭВМ), программирование стало интересным, современным и очень передовым направлением.
В 1986-м году Верховый Совет СССР наметил следующие ключевые задачи Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике:
- коренное повышение технического уровня средств вычислительной техники, организация совместно с министерствами и ведомствами производства этих средств (включая программные средства),
- улучшение их использования в отраслях народного хозяйства, организация и совершенствование работ в области информатики;
- определение основных направлений развития вычислительной техники и информатики с учетом их приоритетности, контроль за выполнением решений Партии и Правительства по вопросам, касающимся развития вычислительной техники и информатики;
- обеспечение комплексного развития производственной и научно-технической базы вычислительной техники и информатики в стране и решение межотраслевых задач в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в средствах вычислительной техники и информационно-вычислительных услугах;
- дальнейшее совершенствование организации работ в области вычислительной техники, координация работ по созданию комплектующих изделий (включая изделия электронной техники) и специальных материалов для вычислительной техники.
Обязательным предметом в советских школах информатика стала 1 сентября 1985 года (предмет носил название "Основы информатики и вычислительной техники"). Проблема кадров, возникшая в связи со введением нового предмета, решилась следующим образом: учителями стали не только преподаватели естественнонаучных предметов, но и инженеры и программисты профильных НИИ.
В рамках курса информатики изучались:
элементы математической логики;
основные возможности ЭВМ и варианты их применения;
архитектура и компоненты ЭВМ;
основы алгоритмизации, построение блок-схем;
основы программирования и написания программ.
Примечательно, что в изначальном варианте курса не было привязки к какому-либо конкретному языку программирования. Школьникам предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ), который представлял собой символьную развертку блок-схем.
Следующий шаг в истории развития отечественной информатики сделал академик Ершов, который порекомендовал использовать язык Рапира - машинную адаптацию алгоритмического языка. В свою очередь, московская школа предлагала использовать популярный в то время язык Алгол. Спустя два года в программе большинства советских школ закрепился язык программирования Бейсик, так как он обладал необходимым функционалом, легко усваивался школьниками и подходил для любого компьютера той поры. Ближе к концу в 80-х Рапире, Алголу и Бейсику добавился Паскаль.
Уроки информатики без ЭВМ стали постепенно уходить в прошлое, так как отечественная промышленность начала выпускать персональные компьютеры.
Серийный выпуск знаменитого ПК БК-0010 начался в 1983 году. Как правило, машины объединялись в нечто похожее на локальную сеть, так как автономная работа компьютеров требовала наличия средств загрузки для каждого компьютера. Объединенные компьютеры носили название КУВТ - Комплекс учебной вычислительной техники.
Кроме того, в школах той поры встречались западные ПК: например, КУВТ Ямаха на базе компьютера MSX Yamaha YIS-503/805. Также нельзя не упомянуть о легендарном Sinclair ZX-Spectrum, который для многих советских школьников стал первым компьютером.
ПК 80-х обладали процессорами с частотой от 1 до 10 МГц, объем оперативной памяти колебался в размере от 32 до 128 Кб. В качестве носителя информации выступала дискета или магнитофонная кассета. Серьёзным минусом данных компьютеров являлось то, что они часто ломались, а гарантийный ремонт занимал много времени.
Журналист Игорь Бахарев, учившийся в школе в начале 90-х, вспоминает:
"У нас были УКНЦ. Такие милые гробы 88 года выпуска. Уже дискеточные. Встроенный бейсик, локальная сеть, все дела. Вся информатика состояла из 2 уроков в неделю. На первом была теория. То есть дети должны были рассказывать что-то на тему информатики. Например, я делал доклад о том, что такое кратковременная память человека и как она связана с оперативной памятью компа. Вообще, про память разное рассказывал. Во второй части была практика. Очень простой набор команд, простые программы. Я к этому моменту учился параллельно в компьютерной школе второй год, поэтому эта практика пролетала мимо. Её мне поставили автоматом, когда я на одно из первых занятий притащил тетрадку в 48 листов примерно на 2/3 исписанной программным кодом программы-аналога Paintbrush’a. Она была классная: в ней можно было рисовать и стирать рисунки карандашом или кругом, программа умела копировать куски рисунка, умела их вращать, ещё что-то делала. Был один минус: этот код в некомпилированом варианте весил больше, чем помещалось в оперативку. И требовал на старте больше памяти, чем было в доступе. Поэтому учитель посмотрел тетрадку и освободил меня от практических занятий вообще. Я сидел в углу и играл в игрушки".
С наступлением 90-х на сцену вышли компьютеры платформы x86, а затем - Пентиумы и Целероны. Сейчас компьютер уже давно никого не удивляет. Теперь информатика занимает важное место в системе школьного образования, а развитие техники открывает новые горизонты для современных школьников.
Источник:
https://zxdemos.ru/viewtopic.php?id=10997 ![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/18914195/18914195_1000.jpg)
Из комментариев в Фейсбуке:
Ксения Степанищева:
Моя мама была так направлена из своего ящика на создание одного из первых классов информатики в крупнейшем УПК, создала лучший в городе класс и несколько ее учеников сейчас известнейшие программисты с мировым именем.
Алексей Винокур:
***
В прошлый век зашёл с собой увидеться,
Отыскать заросшую тропу.
...СуперЭВМ "Урал-14",
И печать была - АЦПУ.
Что ещё? Носитель информации
Даже не колода перфокарт -
Фотоплёнка в дырках. Маєш рацію,
Если спросишь - "Это артефакт?"
Гауссом решала уравнения,
Извлекала корни мигом влёт
И печатала с остервенением,
Как красноармейский пулемёт.
К магии компьютерной причастные,
На ВЦ спешили всякий раз.
Не было дисплеев. Были счастливы
И ничуть не меньше, чем сейчас.
Потому что радость узнавания
Как завета личного скрижаль -
Самый главный смысл существования...
Такова истории мораль.
2018 - 2020
---------------------------
Примечание. Маєш рацію (укр.) - ты прав
===========================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 =================================
Как преодолеть психологический барьер общения с ЭВМ? Репортаж об открытии первого учебного компьютерного класса в Политехническом музее. Программа "Московские новости". Эфир 24.02.1987 г.
https://youtu.be/tp1WcY6Tye8 ======
Как устроена ЭВМ (1986)
https://youtu.be/njDLNlWfWXE ======
Click to view
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/2162400/2162400_1000.jpg)
«Известия» 10 июля 1985 года.
Музыкальный фрагмент - видеоклип "ЭВМ и Человек" - из телефильма "Что такое Ералаш?" (1986, режиссер Юлий Гусман). Участвуют дети-актеры из "Ералаша" середины 1980-ых ( в том числе Федя Стуков и Володя Сычов). Музыка Теодора Ефимова, слова Давида Усманова.
https://youtu.be/OM9KuCNwLis
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/2774797/2774797_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/2775210/2775210_1000.jpg)
«Известия» 4 октября 1985 года.
Кортнев и Пельш - "Несчастный случай"
КВН - 1988. Представители команды МГУ. Песня про компьютер.
https://www.youtube.com/watch?v=_QJIVo_6fYo
Click to view
=============
Когда ещё не было Скайпа…
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/7339339/7339339_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/3409417/3409417_1000.jpg)
Известия 15 марта 1986 года
Роман Синельников:
У нас компьютеры появились в 1989 году. Поначалу - на учебно-производственном участке, который стал предоставлять свои компьютерные классы школам микрорайона. Это были БК-0010 (см. фото), загружались они из сети. Язык программирования - Фокал (операторы задавались одной латинской буквой). Занятия вела наша учительница физики. От тех времён у меня осталась фраза «Переполнение входного буфера»: она выдавалась, когда строка программы превышала 80 символов.
На следующий год в нашей школе открыли собственный компьютерный класс на базе УКНЦ, тоже с загрузкой из сети. Там уже был Бейсик, хотя и достаточно ограниченный. Преподаватель пришёл новый, я даже не помню, как его звали: в выпускном альбоме его фотографии нет.
На первом курсе института у нас было две информатики в двух разных компьютерных классах: одна - по-моему, тоже на УКНЦ или чём-то подобном, другая - на IBM-совместимых ЕС-1840/1841. Там Бейсик был уже полноценный (GWBASIC), потом я самостоятельно освоил QuickBasic и Паскаль.
Я и сейчас, пользуясь тем, что Visual Basic встроен в Microsoft Ofiice, иногда использую его для каких-то ситуативных прикладных задач, не обязательно связанных с Word или Excel.
В середине девяностых годов от обучения программированию в школьной информатике отказались, сконцентрировавшись на пользовательских навыках. Не знаю, хорошо это или плохо: программирование, как и математика, говоря словами Ломоносова, «ум в порядок приводит»…
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/5731639/5731639_1000.jpg)
==============
Из комментариев в Фейсбуке:
Олег Александров:
В 1985 году я пошел в 6 класс в новую школу в Москве и у нас там был один из первых компьютерных классов в стране, где были установлены персональные компьютеры БК. И первые уроки "Информатики"
Андрей Маргулев:
Как можно не упомянуть про "Агат" - очень приличный для того времени отечественный персональный компьютер кабинетов ВТ множества московских школ!
В 1988 году я стал зав. таким кабинетом, и это была революция! "Агат" имел все, что нужно для обучения (включая встроенный Бейсик), а в комплекте с 13 компьютерами поставлялся еще и японский матричный принтер! Так в еще существовавшей монополии государства на множительную технику была пробита огромная и фатальная брешь...
============
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/1805613/1805613_1000.jpg)
"Московские новости" №20 за 17 мая 1987 года.
Компьютер - ты рожденье века,
Твои глаза на мир глядят.
Тебе не жить без человека,
А человеку без тебя.
Припев:
Компьютер, компьютер, ООО
Компьютер, компьютер, ООО
Решишь любую ты задачу,
И даже если не везет,
Запрограммируешь удачу,
Любовь, падение и взлет.
Припев.
Ты ум и логику с успехом
Нам заменяешь в городах,
Но только сердце человека
Ты не заменишь никогда.
Припев.
Форум - Виктор Салтыков. "Компьютер"
https://www.youtube.com/watch?v=wayZVUSLbUQ
Click to view
Документальный фильм "Игра с компьютером". (1986)
https://www.youtube.com/watch?v=CW_0eWBySdA
Click to view
В 1986 году, вскоре после введения уроков информатики в школах, на телевидении был показан фильм "Игра с компьютером". В начале диктор торжественно заявляет Мы стоим на пороге новой эры. Эры компьютерной грамотности. А после кратко и по делу разные мудрые и удивительно дальновидные люди объясняют, что это значит для народа.
Заместитель министра просвещения отзывается о компьютеризации школы Мы готовим нового рабочего, способного освоить информационную технологию и обещает оснастить компьютерами большую часть школ к конце двенадцатой пятилетки (к 1990 году).
Ученый на семинаре высказывается о текущей ситуации: Мы взялись за своего рода эксперимент над собой и своими детьми, но отступать нам нельзя, сравнивая текущее время с 1941-ом годом.
Учительница информатики рассказывает, как они водят десятиклассников в дисплейный класс, чтобы они делали там практические задания. Остальные ученики пока осваивают новые технологии с помощью тетрадки и доски.
В фильме показан один из первых отечественных гаджетоманов. Композитор Андрей Родионов признается, смущенно опустив глаза: Люблю эту, свою железку….
На 16:18 слово берет мудрая пожилая женщина, которая как в воду глядела: Мой внук теперь будет все время с машиной сидеть? … Он будет нажимать на кнопки, задавать вопросы, значит где-то уже не будет общаться со мной? А как же его старший брат, с которым он делился своими мыслями? Как же теперь будет?. А ведь не о каких хикикомори тогда еще слышно не было, а она уже все понимала.
Газеты
В том же фильме переодически мелькают заголовки статей, посвященных внедрению компьютеров в жизнь советского человека:
Возьмем на льдину ЭВМ;
Зачем компьютер ферме;
Заказ принимает ЭВМ;
Партнер зодчего - компьютер;
Нужен врачу компьютер;
Жду встречи с компьютером;
На ты с ЭВМ;
Робот нужен и училищу;
Музыка электронного века;
ЭВМ приходит в класс.
Подобные заметки регулярно публиковались в главных изданиях с многомиллионными тиражами. Их содержание не представляет особого интереса, так как их основной целью было просто рассказать людям о том, что существуют компьютеры и как это замечательно.
Компьютеры приходят в Советский Союз. Репортажи программы "Время" с 1985 по 1990 год. Первые CD-диски и беспроводной телефон.
https://www.youtube.com/watch?v=kKoKirma5io
Click to view
![](http://www.zelao50.ru/upload/articles/education/228.jpg)
Подростковый клуб "Компьютер". Харьков. 1989 год.
https://www.youtube.com/watch?v=6LG8TQ8e47A
Click to view
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/1844272/1844272_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/1716024/1716024_1000.jpg)
ТАК КТО ЖЕ В ИТОГЕ ОКАЗАЛСЯ МРАКОБЕСОМ??
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Михаил Ярошевский.
КИБЕРНЕТИКА - «НАУКА» МРАКОБЕСОВ.
(«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА», 05 апреля 1952 г.
Статья далее для удобства чтения разделена на 2 половинки)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/1873778/1873778_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/1875258/1875258_1000.jpg)
Фрагмент статьи "Кибернетика". "Краткий философский словарь", 1954 г.
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/1875530/1875530_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/1873920/1873920_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/1874377/1874377_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/1874680/1874680_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/1874747/1874747_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/1875130/1875130_1000.jpg)
=========
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/3049380/3049380_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/3049656/3049656_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/3049881/3049881_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/3050154/3050154_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/3050277/3050277_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/3050562/3050562_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/3050920/3050920_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/4012394/4012394_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/4012574/4012574_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/4013015/4013015_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/4013227/4013227_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/5183825/5183825_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/5184154/5184154_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/5217137/5217137_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/5240835/5240835_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/5241246/5241246_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/5481281/5481281_1000.jpg)
===============
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/6331774/6331774_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/6332061/6332061_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/6332236/6332236_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/6332619/6332619_1000.jpg)
=======
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/5572725/5572725_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/5572994/5572994_1000.jpg)
Журнал «Советский Союз» - № 7, 1987 г.
![](https://ic.pics.livejournal.com/ed_glezin/9643061/5573180/5573180_1000.jpg)
Журнал «Советский Союз» - № 11, 1988 г.