36 лет назад - 20 ноября 1986 года - начался первый комплексный показ фильмов Тарковского в московских кинотеатрах.
Борис Межуев:
В ноябре-декабре 1986 года в советских кинотеатрах стали показывать советские фильмы Тарковского, как раз за месяц-два до его смерти. Это было очень важное событие культурной жизни - как раз тогда я и посмотрел все основные фильмы великого режиссера - "Андрей Рублев", "Зеркало", "Сталкер", "Солярис".
Я помню, мы с друзьями в ноябре 1986 побежали смотреть "Андрея Рублева" в какой-то клубный кинотеатр (при заводе каком-то в Нагатино). В то же время "Зеркало" шел в "Звездном", а "Сталкер" в кинотеатре "Смена" у Красных ворот. Помню гигантскую очередь, и я первый раз не попал, а потом, спустя недели две, посмотрел легко.
"Солярис" я посмотрел уже в начале 1987 в нашем клубе "Высотник". Тарковский знал, что эта реабилитация его картин - это, конечно, попытка примириться с ним перед его близкой смертью. Он умер в ночь с 28 по 29 декабря. Но без его фильмов уже невозможно воспринимать это время - все три года он был главной фигурой для обсуждения, вся культурная жизнь происходила уже в его тени.
Помню первое впечатление от Тарковского - вот точное соответствие собственному переживанию от русской истории - с одной стороны, кровавая междуусобица, с другой, светлые иконы, пожалуй, лучшие в мире. С третьей стороны - письмо Пушкина Чаадаеву, прочитанное в "Зеркале". И новая тема - возвращение к культурным традициям как бы поверх истории.
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/permalink/2016358828446375/ Сергей Кудрявцев:
Комплексные показы фильмов Тарковского возобновились на Московском международном кинофестивале (ММКФ) летом 1987 года.
Газета "Московские новости" номер 2 за 1987 год.
Возвращение.
Михаил Булгаков однажды сказал дерзкую и бессмертную фразу: «Рукописи не горят». Недавно мы имели возможность убедиться, что не горит и кинопленка....
В течение двух месяцев в московских кино театрах шли фильмы Андрея Тарковского. Студентка университета рассказывала, как они пробивались на «Зеркало » - сперва в одиночку, а по том группой, как несколько раз стояли в огромной очереди и уходили ни с чем, потому что билеты были распроданы на неделю вперед. «Два месяца - сплошные аншлаги!» - возбужденно кричала в телефонную трубку работница управления кинофикации, привыкшая за последнее время горестно подсчитывать пустующие места в зрительных залах даже в те дни, когда там идут развлекательные боевики. Копии картин Тарковского сработались до дыр, до лоскутов, честно отслужив все, что им было положено, и, наверное, еще с только же сверх, но так и не успев побывать во всех тех кинотеатрах, где их ждали...
Успел ли Андрей Арсеньевич Тарковский, уже смертельно больной, узнать об этом триумфе своего горького, сложного, выстраданного кинематографа? Имя Тарковского ворвалось в нашу жизнь на волне обновления, переживавшегося страной после XX съезда партии,- вместе со стихами новых, молодых поэтов, вместе с новыми песнями, новой литературой. От тех времен запомнилась фотография: тридцатилетний улыбающийся Тарковский держит в руках большой приз Венецианского фестиваля. Молодой режиссер получил его за фильм «Иваново детство» - пронзительный рассказ о мальчике-солдате, который живет с душой, обуглившейся от ненависти к фашистам, и возвращается в снах в свое детство, навсегда оборванное войной.
«Иваново детство» вышло на экраны в 1962 году. А затем начался тот период нашей жизни, который мы теперь называем застойным. Он был тяжелым для всех, но для режиссера, всегда работающего трудно и не умеющего приспосабливаться, наверное, тяжелым вдвойне.
Я снимаю с полки «Кинословарь» - и простое перечисление фильмов, снятых Андреем Тарковским, и дат их выхода на экран уже само по себе читается как драматическая хроника. «Андрей Рублев» (1971 год). «Солярис» (1972 год), «Зеркало» (1975 год), «Сталкер» (1980 год). Каждая дата - это веха в истории советского кино. Но как увеличивались промежутки между ними! Что было там, в этих промежутках, длившихся иногда три года, а иногда и пять? Неосуществленные замыслы? Картины , которые мог ли бы составить славу нашего кино, но так и не были Тарковским сняты?
В 1983 году Тарковский снял фильм в Италии «Ностальгия» и в Россию уже не вернулся. Несколько дней тому на зад в драматической хронике его судьбы поставлена последняя точка: 28 декабря 1986 года Андрей Арсеньевич Тарковский скончался в возрасте пятидесяти четырех лет. Можно предположить, что разлука с Родиной далась ему нелегко и была вынужденной. Однако впечатление от этой тяжелой потери смешивается с другим чувством - восстановленной справедливости. Наверное, даже специалисты сегодня не припомнят названия всех тех лент, по поводу которых строчились в свое время победные реляции, - фильмы же Тарковского, пусть и на долго исчезнувшие с экранов, продолжали жить , делать какую-то важную духовную работу. Кажется, как можно любить, знать то, чего ты никогда не видел? Оказывается - можно! Сегодня на фильмы Тарковского рвется молодежь . Значит, память об этих лентах береглась и передавалась по наследству, пока не пришел их настоящий час .
Их судьба так вписывается в контекст перемен, происшедших в нашей жизни в памятном 1986 году! Очистительная гроза, разразившаяся на V съезде кинематографистов, разметала ту огромную потемкинскую деревню, в которую уже начал было превращаться наш кинематограф, и показала истинную цену каждого настоящего произведения. Сегодня, к примеру, мы у же привычно говорим:«школа Алексея Германа», а ведь школу эту создали фильмы, долгое, время лежавшие на полке, - значит, как и фильмы Тарковского, они каким-то непостижимым образом продолжали работать, даже не выходя на экран.
Названия двух лент Киры Муратовой - «Короткие встречи» и «Долгие проводы» - оказались, к несчастью, пророческими: встреча с первым фильмом была вынужденно короткой, а путь к зрителю второй картины отсрочился на целое десятилетие, но вот совсем недавно в переполненном зале Дома кинематографистов состоялась настоящая премьера этих картин, и оказалось, что их чистая мелодия звучит абсолютно современно! Сегодня к нам возвращаются фильмы, о выходе которых раньше нельзя было и мечтать, мы включаем телевизор и с изумлением обнаруживаем, что буквально за считанные месяцы молодежь научилась говорить без подсказок и бумажеко том, что ее волнует, мы вырываем друг у друга из рук газеты...
А на улице зимний ветер треплет афишу «Зеркала». Тарковский не успел вернуться к нам. Но вернулось его искусство...
Татьян» ХЛОПЛЯНКИНА
===========
Первая Советская книга «О Тарковском» (1989)
https://imwerden.de/pdf/o_tarkovskom_1989__ocr.pdf
====================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 ==================