30 лет назад - 29-30 октября 1988 года - в московском Доме кино состоялась Подготовительная конференция Всесоюзного добровольного историко-просветительского общества "Мемориал". На этой конференции присутствовали 338 делегатов из 59 городов страны, а также многочисленные гости и представители советской и зарубежной прессы. Были представлены 57 групп "Мемориала" из разных городов СССР. Более 70 ораторов выступили на пленарных заседаниях. Были проведены два семинара.
Андрей Сахаров (слева) в президиуме первой подготовительной конференции «Мемориала». Слева направо: Андрей Сахаров, В.Л. Глазычев, Олег Орлов (скрыт цветами), А.С. Смирнов (стоит), Ю.В. Соловьев, Ю.В. Платонов. Центральный дом кино, Москва, 29-30 октября 1988 года.
Подготовительная конференция "Мемориала". В президиуме Лев Пономарев, Вячеслав Игрунов, Олег Орлов. Москва, Дом Кино, октябрь 1988 г.
Никита Охотин, Елена Жемкова, Алексей Коротаев, Арсений Рогинский.
Стенограмма подготовительной конференции:
http://www.igrunov.ru/cat/vchk-cat-org/memor/hist/docum/podgotovit-memo-partI.html История "Мемориала":
http://old.memo.ru/2009/01/29/20th_Anniversary.htm =============
Дополнение Юрия Самодурова:
Эдуард,спасибо за интересный материал! . Конференция о которой Вы написали планировалась как Учредительная конференция "Мемориала"и на нее были отпечатаны соответствующие пригласительные билеты (см. фото билета из моего архива , где слово "Учредительная" замазано авторучкой) . Но из ЦК запретили проводить ее в качестве Учредительной и пришлось назвать ее Подготовительной.
========
Записка А.С. Капто в ЦК КПСС «О собрании активистов общества «Мемориал» 29-30 октября 1988 г.».
03.11.1988
Как уже сообщалось в записке отделов культуры и пропаганды ЦК КПСС, 25 августа 1988 г. в г. Москве в Доме архитекторов состоялось собрание, на котором было объявлено о создании общества «Мемориал» и оглашен список его организаций-учредителей: союзы архитекторов, кинематографистов, театральных деятелей, художников, дизайнеров, «Литературная газета» и журнал «Огонек», что явилось позже неожиданностью для многих руководителей этих организаций. Тогда же был объявлен общественный совет «Мемориала», в который вошли А. Адамович, Ю. Афанасьев, Г. Бакланов, В. Быков, Е. Евтушенко, Б. Ельцин, Ю. Карякин, В. Коротич, Д. Лихачев, Р. Медведев, Б. Окуджава, А. Рыбаков, А. Сахаров, М. Ульянов, Л. Разгон, М. Шатров. Сообщения о состоявшемся собрании и его решении провести в конце текущего года учредительную конференцию Общества появились в печати.
Сразу же после указанного собрания инициативная группа (Л. Пономарев - сотрудник Института теоретической и прикладной физики АН СССР, Ю. Самодуров - преподаватель Московского геологоразведочного института, Я. Этингер - научный сотрудник Института Африки АН СССР, Е. Жемкова - аспирантка Всесоюзного заочного института пищевой промышленности и другие) начала подготовку к проведению учредительной конференции, назначив ее без согласования с организациями-учредителями на 29-30 октября 1988 г. Они узнали об этом 12 октября.
В результате проведенной работы с руководителями организаций-учредителей Общества была обеспечена договоренность, что они примут участие в проведении намеченного собрания, но не допустят, чтобы оно стало учредительной конференцией, чего добивалась значительная часть инициативной группы. Это условие после бурной дискуссии было принято членами общественного совета «Мемориала» и инициативной группой.
29-30 октября 1988 г. в Центральном доме кинематографистов состоялось подготовительное совещание по созыву учредительной конференции Всесоюзного историко-просветительского общества «Мемориал». Приглашения направляла инициативная группа.
В качестве участников совещания зарегистрировались 220 человек из Москвы и 118 представителей из 58 городов страны, где существуют группы содействия обществу «Мемориал». В президиуме были члены общественного совета академик А. Сахаров (почетный председатель), писатели А. Рыбаков, Б. Окуджава, Г. Бакланов, историк Р. Медведев (из 16 присутствовали 5) и руководители организаций-учредителей общества Ю. Платонов, В. Глазычев (Союз архитекторов СССР), Ю. Соловьев (Союз дизайнеров СССР), Т. Салахов, И. Лубенников (Союз художников СССР), А. Смирнов, А. Ермаков (Союз кинематографистов СССР), Ю. Изюмов («Литературная газета») и В. Николаев (журнал «Огонек»).
В зале присутствовали лица, подвергавшиеся репрессиям, или их родственники, члены творческих союзов, советские и зарубежные журналисты.
В повестку дня совещания были включены следующие вопросы:
1. Обсуждение проектов уставов Общества и фонда «Мемориал».
2. Порядок выдвижения делегатов на учредительную конференцию.
3. Информация с мест о ходе работы групп содействия.
Совещание открыл исполняющий обязанности первого секретаря Правления Союза кинематографистов СССР А. Смирнов, призвавший собравшихся трезво и ответственно обсудить задачи будущей организации, главная из которых - создание памятника жертвам репрессий, имевших место в годы культа личности.
С сообщением по согласованию с другими учредителями выступил секретарь Правления Союза архитекторов СССР В. Глазычев, который рассказал о подготовительной работе к проведению Всесоюзного конкурса на лучший проект памятника жертвам репрессий, сооружаемого в соответствии с решением XIX Всесоюзной конференции КПСС . Он особо напомнил об ответственности членов-учредителей за направленность работы будущего Общества.
В прениях, носивших в основном стихийный и неуправляемый характер, выступили 55 человек, в том числе 28 приезжих - из городов Ленинграда, Киева, Вильнюса, Ташкента, Минска, Орла, Калуги, Ярославля, Свердловска, Красноярска, Волгограда, Днепропетровска, Читы и других городов.
Уже во вступительном слове академика А. Сахарова была высказана мысль, что «сталинизм, беззаконие и террор не ограничиваются временными рамками пребывания Сталина у власти», которую варьировали многие выступающие, в частности Боннер, Богораз-Брухман, писатель О. Волков.
На совещании с экстремистскими речами выступили редактор нелегального журнала «Гласность» Григорьянц, издатель «Экспресс-хроники» Тимофеев, представитель крымских татар Адельсеидов, один из руководителей так называемой «еврейской культурной ассоциации» Членов.
Ряд ораторов допускали грубые выпады против недавнего утверждения на сессии Верховного Совета СССР указов о собраниях, демонстрациях и митингах, о правомочиях внутренних войск МВД (Дрюмин, Григорьянц), высказывались против однопартийной системы, которая якобы не может быть гарантией от повторения прошлых ошибок (Куликов из Кемерово), предлагали, чтобы общество «Мемориал» занималось сбором и расследованием материалов о репрессиях не только в СССР, но и в других социалистических странах (Кривенко - сотрудник Института мировой экономики и международных отношений).
Ряд выступавших (Аксючиц, Иванов - сын писателя Вс. Иванова) потребовали реабилитации Солженицына. Несмотря на решительные возражения против этого со стороны Ю. Изюмова («Литературная газета»), большинством голосов была принята резолюция о Солженицыне, призывающая «восстановить историческую справедливость и публично признать исторический вклад А. Солженицына в разоблачение сталинских репрессий», а также отменить «его обвинение в уголовном преступлении - измене Родине, вернуть ему советское гражданство и издать в СССР «Архипелаг ГУЛаг».
В ходе совещания предпринимались попытки провести голосование за придание ему статуса учредительной конференции, которые удалось нейтрализовать благодаря выступлениям представителей организаций-учредителей. В результате было принято решение о созыве учредительной конференции 17-18 декабря 1988 г. и о публикации в печати для обсуждения (за месяц до конференции) проекта устава Общества.
По предложению академика А. Сахарова решено обратиться в Совет Министров СССР с предложением о том, чтобы при проведении Всесоюзной переписи населения был проведен специальный опрос граждан, которые подвергались репрессиям.
В ряде выступлений академика А. Сахарова называли кандидатом в народные депутаты от «Мемориала».
При обсуждении статуса будущей организации большинство ораторов поддерживало идею создания Общества, а не Фонда.
Некоторые выступающие говорили, что «Мемориал» должен отмежеваться от деятельности общества «Память» и «Демократического союза» (Лебедев из Ленинграда, Снетковский из Алма-Аты, Пузанов из Москвы).
Руководители организаций-учредителей общества «Мемориал» в ближайшее время намерены обсудить итоги проведенного совещания, выработать план согласованных действий по подготовке и проведению учредительной конференции, а также принять вместе с общественным советом и инициативной группой «Мемориала» текст проекта устава этой организации.
Считали бы необходимым поручить Идеологическому и Государственно-правовому отделам, Отделу партийного строительства и кадровой работы ЦК КПСС, а также МГК КПСС внести предложения о нашей позиции и практических шагах в отношении общества «Мемориал» .
Зав. Идеологическим отделом ЦК КПСС А. Капто
АП РФ. Ф. 3. Оп. 113. Д. 254. Л. 2-7. Копия. Машинопись.
http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/66190 ========================
Из комментариев в Фейсбуке:
Юрий Самодуров: Эдуард Глезин, спасибо за публикацию. Никогда не читал этого документа. Вот такие у нас были сложности с учредителями и некоторыми членами Общественного совета "Мемориала".
Учредители вообще не выходили из "Мемориала" официально! Когда 29 января 1989 года состоялся Учредительный Съезд Мемориала в ДК МАИ организации - которых я приглашал стать учредителями "Мемориала" (что требовалось тогда по закону) для создания нами - активистами и Общественным Советом (ему отводилась роль распорядителя счета и политического руководства и представительства) своими силами мемориального комплекса в составе архив с именами всех жертв политических репрессий, музей, библиотека посвященные жертвам политических репрессий представители Огонька, Литературки, Союзов Кино, Дизайнеров, Художников, Архитекторов в этом Учредительном Съезде участвовали и проект Устава выработанный редкомиссией из некоторых представителей учредителей, общественного совета и активистов (я об этом уже говорил, у меня дома 12 вариантов этого Устава с поправками которые я последовательно вносил на заседаниях редкомиссии и которые все голосовались редкомиссией) был опубликован "Огоньком"! Учредители не вышли, а просто не заявляя об этом прекратили участвовать в работе "Мемориала" на следующий день после Учредительной конференции, потому что на ней были приняты помимо основной резолюции Съезда о создании мемориального комплекса посвященного жертвам репрессий, о котором я сказал (проект резолюции я подготовил и она была подана на голосование Учредительным Съездо за подписями Сахарова, Адамовича, Афанасьева, кажется Евтушенко , Карякина и моей и Пономарева и как мне потом сказали была принята единогласна), еще около двух десятков резолюций, касающихся внесения поправок в УК и т.д. и т.п.. Участвовать в реализации предложений и требований этих почти двух десятков резолюций Союзы Архитекторов, Художников, Дизайнеров, Кинематографистов , Огонек, Литературка не могли. На этом и кончилась та оргструктура "Мемориала" которую я строил и построил в общем-то. Сам я вышел из "Мемориала" по причинам о которых уже писал накануне Учредительной конференции 28 января 1989 года. И до момента обсуждения и проектирования экспозиции Музея и центра имени Сахарова начатой в октябре 1995 или немного раньше к Мемориалу (за исключением одного случая обращения к Рогинскому) не обращался.
Вячеслав Игрунов: В записке некоторые ошибки и много неточностей. Дрюмин - это Дрюбин, отец известного политзаключенного Михаила Ривкина.
Договоренность с учредителями у ЦК КПСС была достигнута о том, что съезд не состоится. Нам велено было отправить всем делегатам сообщение об отмене. Это случилось уже в 20-х числах. Поскольку связь с делегатами осуществлялась, главным образом, через М-БИО, то фактическия это предстояло сделать мне. Я категорически отказался это сделать и, более того, сообщал будущим участникам, что нам хотят запретить проведение конференции. Большинство делегатов настаивали на необходимости конференцию провести, и я, опираясь на ранее принятые решения подтверждал, что конференция состоится. Конечно, это была авантюра, но мы с Дмитрием Леоновым решили, что если сотни человек приедут в Москву, то конференцию невозможно будет запретить - тогда уже атмосфера складывалась достаточно либеральная. Тем более я думал так, потому что у нас состоялась встреча с замзавсектором ЦК КПСС Юдиным, на которой ему не удалось убедить нас отказаться от конференции. Поскольку главным спорщиком пришлось выступать мне, как представителю "радикалов", то я заслужил дурную славу в глазах не только учредителей, но и "умеренных". Весь день 27-го "умеренные" пытались заставить меня отказаться от самовольного собирания людей, но они не понимали, что я был не властен над происходящим - люди приехали бы, что бы им не сказали. Наш отказ от проведения конференции уменьшил бы число приехавших, но ослушавшихся все равно оказалось бы достаточно много, и если бы мы стали на сторону властей, то дискредитировали бы оргкомитет и подорвали бы столь успешно развивающийся процесс становления "Мемориала".
28-го состоялась встреча в Доме кино с представителями организаций-учредителей. "Умеренные" еще до этого согласившись на перенос конференции, мобилизовали всех, кого можно: Рогинский пытался оказывать на меня давление, пожаловавшись на меня Гефтеру, близкому мне товарищу, которого Рогинский считал своим учителем. Пономарев привел в Дом кино Сахарова. Меня обвиняли в демагогическом манипулировании людьми, и считали, что, если мы ослушаемся ЦК КПСС, то нам закроют счет в банке и вообще начнутся репрессии. "Учредители" категорически настаивали на отмене конференции (хотя прежде нам предоставили белый зал Дома кино). Я настаивал на том, что отмена невозможна. Смирнов заявил, что зал нам не предоставят, а Глазычев от имени всех учредителей заявил, что если мы не отменим конференцию, они выйдут из состава Оргкомитета (реально они вышли в декабре, когда я отказался отменить учредительную конференцию). Неожиданно для "умеренных" Сахаров поддержал мою позицию. И тогда был достигнут компромисс: конференция состоится не как учредительная, а как подготовительная, а учредительная пройдет через месяц.
Вернулись мы в помещение "Мемориала" поздно ночью, и только тогда я вспомнил, что у меня был день рождения. Эта победа, одна из самых важных для меня, оказалась подарком к сорокалетию.
На конференции, которую вел Глазычев, выступать давали выборочно. Я сидел за спиной Сахарова, и в критических случаях просил его повлиять на Глазычева. Сахарову не отказали ни разу. Благодаря этому выступили многие "радикалы", в частности, упоминавшийся Дрюбин. Аксючицу вообще дали выступить только благодаря сговору: Тимофеев попросил меня дать ему слово, и Сахаров, хорошо Тимофеева знавший, включил его в список выступающих. Мы договорились, что Тимофеев не использует до конца регламентное время и передаст для окончания выступления слово Аксючицу, и вот тогда-то Аксючиц и зачитал свою резолюцию по Солженицыну. Начался форменный скандал, в котором больше всех, действительно, отличился Изюмов.
https://www.facebook.com/ed.glezin/posts/10156852004209764
==========================================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 ==========================================================