«Какая, однако, энергия и сила жизни, - подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок... - Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается».
Лев Толстой “Хаджи-Мурат”.
С тех пор как во второй половине XIX века Российская империя завершила многолетнюю борьбу за покорение Кавказа, это регион стал постоянной головной болью для верховной российской власти.
Уж слишком экзотичны повадки и традиции горских народов. Крайне пестрый национальный состав, явная клановость общества, законы шариата, помноженные на массу территориальных претензий соседних народов друг к другу. Все это сплелось в чрезвычайно запутанный клубок противоречий, который очень сложно распутать.
Ситуация на Кавказе похожа на поведение спящего вулкана, который совершенно непредсказуемо извергает из себя смертоносную лаву. То вспыхнет вдруг межнациональный конфликт, то незначитильный казалось бы инцидент приводит к захвату разгоряченной толпой здания регионального парламента, то исламские фундаменталисты устроят очередной теракт. И это не говоря уже о чеченском сепаратизме, не так давно унесшем десятки тысяч жизней.
Нефть в обмен на горы. Земельный спор между Чечней и Ингушетией грозит взорвать мнимую стабильность на Кавказе.
И вот новая вспышка кавказских противоречий. На этот раз из-за территориального спора между Чечней и Ингушетией.
Точнее говоря, на уровне республиканских элит никаких противоречий нет: они полюбовно договорились о взаимном обмене территориями. В подписанном 26 сентября главами республик Рамзаном Кадыровым и Юнус-Беком Евкуровым соглашении говорится, что Ингушетии Чечня передала часть Надтеречного района - горную и лесистую местность. В свою очередь, Ингушетия передала Чечне территорию на границе с Малгобекским районом. Только вот обмен этот получился не совсем равноценным. Если Ингушетии от Чечни досталось 2 000 гектаров земли, то Чечня получила около 32 000 гектаров. Кроме того, на отошедших Чечне землях есть месторождения нефти. В 50-е годы ХХ века добыча черного золота там была законсервирована, но новые технологии позволяют активировать эти месторождения. Иными словами, неуемный в своих амбициях Кадыров попросту решил отобрать у соседа лакомый кусок для своих хозяйственных нужд.
Почти сразу после того, как стали известны подробности столь оригинального территориального обмена, ингуши вышли на улицу. В столице республики Магасе тясячи возмущенных людей блокировали местный парламент и устроили круглосуточный митинг протеста. По формату это очень напоминало украинский Майдан. Выступления ораторов чередовались с народными танцами и молитвами. Было организовано бесперебойное питание митингующих. Ингушский спецназ, вместо того чтобы разогнать стихийную акцию протеста, прогнал подразделение росгвардии, посланное на усмирение «бунтовщиков». Местный ОМОН молился вместе с митингующими на площади. Региональные власти узаконили митинг, выдав санкцию на его проведение.
Протест не ограничился столицей Ингушской республики. На сходах в других городах и селах местные жители также выступили против договора.
В итоге 30 октября Конституционный суд Ингушетии признал незаконным договор о границе с Чечней, указав, что корректировка границ республики возможна только по результатам проведения референдума и после выяснения мнения населения муниципальных образований, границы которых меняются.
Однако президент Ингушетии Евкуров фактически проигнорировал этот вердикт высшей судебной инстанции республики, заявив, что что Конституционный суд не может отменить соглашение, уже вступившее в законную силу.
Таким образом наметились две линии противостояния: внутри Ингушетии - между большинством народа и властью, а также между Чечней и Ингушетией. Конфликт продолжается.
Ингушский редут. Территориальный вопрос уже ставил два соседних кавказских народа на грань полномасштабной войны.
Может ли он перейти в вооруженную стадию? Осенью 1992 года ингуши уже доказали, что могут отстаивать свою землю с оружием в руках. Тогда, вопреки вступившему в силу закону «О реабилитации репрессированных народов» (предусматривовший территориальную реабилитацию), населенный преимущественно ингушами Пригородный район Северной Осетии так и не першел в состав Ингушетии.
Тогда в Назрани объединенная сессия трех райсоветов Ингушетии и депутатской группы Пригородного района приняла решение о фактической передаче под юрисдикцию Ингушской Республики «всех отторгнутых сталинским режимом земель».
Вспыхнул межнациональный конфликт, подавить который удалось лишь с помощью федеральных войск. Только по официальным данным жертвами территориального спора между двумя соседними республиками стали 632 человека. Оставшиеся в живых ингуши были изгнаны со своих земель. Фактически в Северной Осетии была проведена этническая чистка.
Таким образом 26 лет назад у Ингушетии отобрали её законные земли на западе, а теперь вынудили передать Чечне свои восточные территории. И это при том, что Ингушетия и без того является самым малым по площади субъектом Российской Федерации (не считая городов федерального значения - Москвы и Перербурга).
Кто-то может уповать на то, что вооруженный конфликт в принципе невозможен между такими родственными народами, как ингуши и чеченцы. Действительно эти братские народы составляют одну этническую общность - вайнахи. Но ведь мы знаем, что самая ожестаченная борьба - внутривидовая. У всех на памяти настоящая война между родственными сербами и хорватами. Не говоря уже про гибридную войну за Донбасс между братскими Россией и Украиной.
Что делать? Необходима кардинальная смена принципа формирования федерации.
Для того чтобы раз и навсегда покончить с территориальными спорами между кавказскими и иными народами, населяющими Россию, необходимо отказаться от национального принципа проведения административных границ. Субъекты Российской Федерации должны формироваться исключительно по административному принципу, исходя из примерно одинакового количества населения в каждом из регионов.
В качестве примера такого принципа проведения границ можно привести США, где штаты никак не привязаны к национальному составу населения. Хотя это не исключает компактного проживания граждан определенной национальности в каком-либо районе. В Щвейцарии, например, тоже есть три основных национальных общины: итальянцы, немцы и французы. Но при этом составные части конфедерации - кантоны - никогда не назывались по их национальной принадлежности.
Наименование субъектов федерации по названию титульной нации в определенном районе следует как можно скорее признать порочным пережитком советской системы управления. Подобная практика повсеместно удвердилась с приходом к власти большевиков, исходя из ложно понятого «права наций на самоопределение». В итоге на том же Кавказе совершенно произвольно проведенные границы не устроили никого. Осетины оказались разделены на две республики: Северную Осетию в составе РСФСР и Южную Осетию в составе Грузии. Веками враждовавших кабардинцев и балкарцев наоборот - объединили в одну автономную республику. Преимущественно мусульманскую Абхазию присоеденили к православной Грузии. Многочисленные лезгины и вовсе оказались лишены собственной автономии. В Закавказье армянский Нагорный Карабах оказался в составе Азербайджанской союзной республики. Известный принцип «разделяй и властвуй» уже один раз вышел боком советской власти в конце 80-х годов, когда враз обострившиеся национальные противоречия взорвали изнутри союзное государство. Та же участь может ожидать и Российскую Федерацию, если не убрать из-под нее пороховую бочку национального принципа формирования границ. Чечено-ингушский фитиль у этой бочки уже зажжен…
Эдуард Глезин,
политолог, кандидат исторических наук.
Специально для телеканала "Russian America TV"
https://russianamerica.tv P.S.
Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, - он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. Когда я, наконец, оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях, да и цветок уже не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своем месте, и бросил его, «Какая, однако, энергия и сила жизни, - подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. - Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь».
Дорога к дому шла паровым, только что вспаханным черноземным полем. Я шел наизволок по пыльной черноземной дороге. Вспаханное поле было помещичье, очень большое, так что с обеих сторон дороги и вперед в гору ничего не было видно, кроме черного, ровно взборожденного, еще не скороженного пара. Пахота была хорошая, и нигде по полю не виднелось ни одного растения, ни одной травки, - все было черно. «Экое разрушительное, жестокое существо человек, сколько уничтожил разнообразных живых существ, растений для поддержания своей жизни», - думал я, невольно отыскивая чего-нибудь живого среди этого мертвого черного поля. Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какой-то кустик. Когда я подошел ближе, я узнал в кустике такого же «татарина», которого цветок я напрасно сорвал и бросил.
Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братии кругом его.
«Экая энергия! - подумал я. - Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается».
Лев Толстой “Хаджи-Мурат”.