29 лет назад - 25 октября 1989 года - начался официальный визит Михаила Горбачева в Финляндию.
Из книги М.С. Горбачева "Жизнь и реформы":
Северная Европа: восприимчивость к переменам. Финляндия
Так уж распорядилась история, что общественный климат в этой части Европы оказался более восприимчив к переменам в международных делах. Знаменательно, что хельсинкский процесс начался здесь. Знаменательно, что крупный шаг в развитии этого процесса - принципиальная договоренность о мерах доверия - был сделан в другой северной столице - Стокгольме. Рейкьявик стал символом надежды, что ядерное оружие не вечно и человечество не обречено жить под этим дамокловым мечом.
С именами известных политических деятелей Северной Европы связаны крупные инициативы в вопросах международной безопасности и разоружения. Это Урхо Кекконен. Улоф Пальме, гибель которого глубоко меня потрясла. Калеви Сорса, на протяжении многих лет возглавлявший Консультативный совет Социнтерна по разоружению.
Финляндии принадлежит особое место в налаживании международных связей по критериям нового мышления. Советско-финские отношения носили в течение всего послевоенного периода уникальный характер. Это во многом объясняется тем, что Финляндия сумела сохранить себя вне рамок «холодной войны». А советскому руководству хватило здравого смысла не провоцировать и не втягивать ее в конфронтацию между Западом и Востоком. В результате наши отношения являли собой как бы модель мирного существования в его первоначальном варианте и своего рода образец отношений между большой страной и малой - соседями, находящимися в разных социально-политических системах.
Мне никогда не нравился термин «финляндизация». В нем присутствовал некий намек на то, что Финляндия вроде бы не до конца свободна в своей международной политике, вынуждена постоянно «оглядываться на Москву». Что сказать на это? Довоенная история советско-финских отношений очень непроста. Финляндия была первой из провинций царской России, получившей после Октябрьской революции полную государственную независимость. Это произошло в декабре 1917 года, спустя месяц с небольшим те же люди, которые подписывали акт о признании независимости Финляндии, не могли удержаться от искушения, чтобы не поддержать «красным штыком» начавшуюся в этой стране революцию.
В 20-е и 30-е годы идиллии тоже не наступило. И виной тому не только сталинская дипломатия. В одном из своих выступлений во время моего визита в Финляндию в октябре 1989 года президент Мауно Койвисто публично признал, что в тот период и «со стороны Финляндии не прилагалось больших усилий для развития отношений между двумя странами». Печально известная «зимняя война» 1939/40 годов не была, конечно, «оборонительной» со стороны Советского Союза. Одним из следствий ее было то, что в июне 1941 годов Финляндия вступила в войну против нас на стороне Гитлера.
В 1948 году был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Именно в этом документе были заложены основы дружественных, доверительных отношений.
Несмотря на отнюдь не благостное прошлое, а временами даже жестокую вражду, русские и финны сумели извлечь из истории необходимые уроки. Так что известный парадокс «история нас учит тому, что она нас ничему не учит» верен не всегда.
Мы впервые встретились с президентом Койвисто в Москве через несколько месяцев после моего избрания на пост Генерального секретаря - в сентябре 1985 года. Это не был официальный визит, скорее короткая рабочая встреча, где мы оба подтвердили обоюдную линию на дружбу и доверие между нашими странами.
Официальный визит Койвисто состоялся в начале октября 1987 года.
За несколько дней до приезда Койвисто в Москву я совершил поездку по северным районам страны, выступил в Мурманске с конкретными предложениями по радикальному снижению уровня военной активности на Севере в целом - как в Восточном, так и в Западном полушарии.
К этому времени мы уже демонтировали в одностороннем порядке пусковые установки ракет средней дальности на Кольском полуострове и большую часть таких ракет на остальной территории Ленинградского и Прибалтийского военных округов. Было принято решение об ограничении военных учений во всех районах, близких к нашим северо-западным границам.
В Мурманске я предложил вновь вернуться к идее, выдвинутой в свое время Президентом Финляндии Кекконеном, - о создании безъядерной зоны в Северной Европе. Причем мы были готовы пойти достаточно далеко, в частности, в качестве первого шага вывести из состава Балтийского флота подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами. Сказал я и о нашем позитивном отношении к инициативе Койвисто об ограничении военно-морской активности в прилегающих к Северной Европе морях и распространении на них мер доверия. Среди таких мер, по моему мнению, могли быть договоренности об ограничении соперничества в противолодочном оружии, уведомлении о крупных учениях ВМС и ВВС.
Мы придавали большое значение мирному сотрудничеству по освоению ресурсов Севера, Арктики, международной кооперации в деле охраны здесь окружающей среды. В Мурманске мною было сказано, что при определенных условиях мы могли бы открыть Северный морской путь для иностранных судов. Словом, смысл моего выступления был в том, чтобы призвать и страны Северной Европы, и Запад, США вести дела в этом регионе таким образом, чтобы климат здесь определялся теплым «Гольфстримом» общеевропейского процесса, а не полярным дыханием накопившихся подозрений и предрассудков.
В беседе с Койвисто я обратил внимание на то, что мое выступление в Мурманске было своеобразной подготовкой к его визиту в Москву:
«ГОРБАЧЕВ. В речи в Мурманске мы учли вашу мысль - она нам представляется очень важной - о том, что процесс разоружения не должен сопровождаться наращиванием вооружений на морях.
КОЙВИСТО. Это очень опасно. К сожалению, на Западе многие действительно стремятся увеличить количество ядерных и обычных вооружений в других районах при сокращении их на Европейском континенте. В свое время я с ужасом читал высказывания американского адмирала Уоткинса о том, как намерен действовать флот США в кризисных ситуациях в морских районах. О том, какими поэтапно будут его действия по уничтожению, скажем, советского ядерного оружия обычным оружием. И это был не просто какой-то адмирал, а начальник штаба ВМС США. Я высказал на этот счет свое удивление в беседах с Кроу - председателем Объединенного комитета начальников штабов США, Шульцем и некоторыми другими американскими представителями. Они отвечали, что не надо к этому относиться серьезно. Но как же не относиться серьезно? Ведь человек, высказывающий эти мысли, занимает такой пост!
Мне понятно, что представители различных видов вооружений стараются таким способом получить из бюджета дополнительные средства, причем именно на развитие своего оружия. Американцы на переговорах проявляют готовность сокращать ракеты наземного базирования. Но надо видеть и другое. У Запада есть беспрепятственный доступ во все моря мира. С нашей точки зрения, наибольшую опасность представляет рост морских вооружений. А их становится все больше и больше.
Новые советские инициативы встретили положительный отклик во многих странах мира. Все народы хотят мира, хотят избавиться от страха. Но процесс этот трудный, долгий, болезненный. Тем не менее я убежден, что у вас хватит терпения.
Прошло 24 года, как Кекконен высказал идею безъядерной зоны на севере Европы. Она тогда нашла слабый отклик на Западе. Да и сейчас США относятся к ней отрицательно. Но народы Севера широко поддерживают идею создания здесь безъядерной зоны. Это естественно.
ГОРБАЧЕВ. МИД СССР дано поручение продумать шаги, чтобы предложения, выдвинутые в Мурманске, продвигались в плоскость реальной политики. Мы видим, как Мурманск вскрыл настроения в самых различных кругах. Есть первая реакция северных стран, в целом позитивная. Но есть и реакция Запада. В Америке она сдержанная и мало что обещает. Мы не ждали аплодисментов. Но главное, чтобы завязался диалог. Подумаем, и вы подумаете, что можно сделать. С интересом будем рассматривать любые предложения. Мы намерены держать эти вопросы постоянно в поле зрения».
Мой ответный визит в Финляндию состоялся 25-27 октября 1989 года. Это был очень насыщенный встречами и переговорами визит, запомнившийся мне. Проезжая по улицам, общаясь с незнакомыми людьми, я не мог скрыть удивления - финны ли это, - настолько эмоционально, бурно нас приветствовали. Особенно запомнилась в этом смысле поездка в университетский город в Центральной Финляндии Оулу - открытостью, простотой, добросердечием десятков тысяч людей, встречавших нас на площади Ратуши, в самой ратуше, в университете.
Внутренние проблемы Советского Союза заняли большое место в беседах с финскими руководителями. Финнов интересовало буквально все. Койвисто откровенно сказал мне:
- Нам требуется ясность - в случае осложнений у нас должна быть одна политическая линия, в случае успеха вашего курса - другая.
Собеседников особенно интересовали два сюжета, и мотивы пристального внимания к ним были мне понятны. Первый был тесно связан с перспективами развития торгово-экономических связей с СССР, на который приходилось около 60 процентов финского экспорта. Второй непосредственно затрагивал судьбу региона, с которым Финляндия традиционно имела близкие связи. Речь шла о Прибалтике, и прежде всего об Эстонии. По этому вопросу и президент, и премьер-министр Х.Холкери заняли взвешенную позицию.
В политическом отношении своеобразной кульминацией моего визита в Финляндию стало подписание советско-финляндской Совместной декларации. Это был неординарный документ международного значения: крупнейшее ядерное государство, «сверхдержава», член одного из двух главных военных союзов, с одной стороны, и относительно небольшое нейтральное государство Северной Европы - с другой, заявили о своей решимости действовать совместно во имя укоренения в межгосударственных делах принципов свободы выбора, демократизации и гуманизации отношений, примата международного права, верховенства общечеловеческих интересов. И призвали к этому другие страны и народы.
В документе содержалась важная мысль: в современных условиях нейтралитет не означает ни безразличия к происходящим в мире процессам, ни пренебрежения обязательствами и ответственностью, которые каждый член мирового сообщества принимает на себя, вступая в цивилизованное общение с другими государствами.
В дни пребывания в Финляндии мы с Раисой Максимовной еще ближе познакомились с Мауно Койвисто и его супругой. Запомнился вечер, который мы провели в уютной гостиной вчетвером - при свечах. Много говорили... и обо всем! О собственности вообще и на землю в частности. О заработках и ценах. Об условиях жизни президента и нагрузках, которые он несет. Жена Койвисто, в прошлом известная журналистка, теперь больше занята протокольными делами и гуманитарными вопросами.
Но особенно их интересовало, что происходит у нас, какие надежды на успех. Оказалось, почти каждый вечер смотрят телепередачи из СССР. Роль переводчика выполняет президент. И тут жена президента призналась, что она, наблюдая за нашими политическими баталиями, всегда согласна со мной, на моей стороне. А потом спросила меня: как я все это выдерживаю, откуда берутся силы? Вопрос оказался неожиданным. Я ответил: наверное, надо благодарить родителей - исконных крестьян, Раису Максимовну, разделившую со мной все, что выпало на мою долю. И, наконец, я верю в свой выбор.
Источник:
http://www.gorby.ru/gorbachev/zhizn_i_reformy2/page_7/ Фоторепортаж о визите Юрия Сомова:
http://fotosomov.ru/politics/album/gorbachev-finlyandiya-1989 ==========
Репортаж программы «Время» о начале визита
https://youtu.be/yJcFgxyDBbM?si=GBP-YyRgFN1-bR9K ===========
Видеорепортаж о визите:
https://yandex.ru/video/search?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%82%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8E%201989&path=wizard&noreask=1&filmId=1351593267552972135 Видеозаписи интервью А.Н. Яковлева о визите М.С. Горбачева в Финляндию:
http://media.alexanderyakovlev.org/personal-archive/years/details/793 http://media.alexanderyakovlev.org/personal-archive/years/details/774 ==============
К 30-летию этого визита в финском городе Оулу была устроена специальная выставка:
Горби идет - ты готов?
МУЗЕЙ СЕВЕРНОЙ ОСТРОБОТНИИ | 10.9.-10.11.2019
Последний лидер Советского Союза совершил свой первый государственный визит в Финляндию в октябре 1989 года. Это было время перестройки и гласности - перестройки и открытости.
Официальный визит Горбачева в Финляндию ожидался давно. Президент Мауно Койвисто позже вспомнил, что он пытался пригласить Горбачева в Финляндию три раза, прежде чем подходящее время было найдено в календаре занятого лидера сверхдержавы. Михаил Горбачев наконец прибыл в Хельсинки с женой на государственный визит на несколько дней 25 октября 1989 года.
Вершиной встречи стала декларация о нейтралитете Финляндии, подписанная главами обоих государств. Многие также помнят, как звонил Горбачев в Москву с мобильного телефона Nokia Mobira Cityman 900. После официального государственного визита Горбачев был непреклонен в посещении Оулу, особенно в связи с новым сочетанием технологий и предпринимательства в этой стране - Oulun Teknologiakylä Ltd. - Технологическим парком Оулу.
Визит состоялся в относительно короткий срок для города и его жителей, но это был исторический момент, который многие никогда не забудут - удалось ли им мельком увидеть лидера восточного соседа или нет. Тысячи людей собрались, чтобы поздороваться с «Горби» и Раисой в ратуше Оулу.
Динамичный лидер Советского Союза прославился также тем, что имел время для простых людей во время своих визитов, и он также не подводил их в Оулу. Скандинавский технологический город стал всемирно известным, поскольку международные СМИ следовали за Горбачевым. Тем не менее, визит не был легким для хозяев. Договоренности, сделанные в короткие сроки, требовали больших усилий на многих фронтах.
Горби идет - ты готов? Мини-выставка возвращает вас к воспоминаниям о том важном дне и за кулисами, чтобы увидеть приготовления. На выставке представлены новости, документальные материалы, газетные статьи и фотографии, а также уникальные предметы и памятные вещи, связанные с визитом. Что наиболее важно, он предоставляет доступ к нескольким интервью и письменным отчетам о поездке Горбачева, собранным доктором философии Пиа Койвунен, преподавателем истории в университете Турку. Вы даже можете добавить свою собственную историю в стену воспоминаний.
Мини-выставка является бесплатной и была создана в сотрудничестве с Пией Койвунен (Университет Турку) и кафедрой истории в Университете Оулу.
Источник:
https://www.ouka.fi/oulu/luuppi-english/gorby-is-coming Этой осенью исполнится тридцать лет с тех пор, как Оулу стал известен всему миру после визита генерального секретаря Советского Союза Михаила Горбачева .
В конце официального государственного визита лидер сверхдержавы, к удивлению всех, захотел открыть для себя высокотехнологичные западные технологии в Оулу.
В ходе визита советский лидер также хотел встретиться со студентами. С этой целью в нижнем куполе университета было проведено кофейное мероприятие. Юха Алиранта , председатель Совета представителей студенческого союза, также присутствовала на кофейном мероприятии .
- Журнальный столик был большой, поэтому то, что он сказал, оставило меня неясным. Когда нас представили нашим студентам, Горбачев, в свою очередь, аплодировал всем участникам. Это пришло мне в голову, говорит Алиранта.
Кусок истории на выставке
Выставка в Музее Северной Остроботнии составлена Пией Койвунен, исследователем из Университета Турку .
- Материалы выставки составлены из архивов Национального архива, города Оулу и Министерства иностранных дел. Кроме того, я сделал интервью с современниками, о которых я скомпилированных материал для выставки, говорит Koivunen.
Источник:
https://www.kaleva.fi/uutiset/oulu/muistatko-kun-gorba-kavi-kylassa-ja-koululaiset-tervehtivat-vierasta-kaupungitalon-portailla-nyt-etsitaan-vakea-muistelemaan-neuvostoliiton-valtionpaamiehen-oulun-visiittia/815753/ ===============
Именно во время своего визита в Финляндию глава СССР ознакомился с такой - по тем временам - технической новинкой как мобильная связь. Посетив международную выставку в Хельсинки, Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев совершил мобильный звонок в Министерство связи СССР по телефону Nokia Mobira Cityman 900 в присутствии вице-президента Nokia - Стефана Видомски. Телефон работал в аналоговом стандарте NMT-450. Весил около 800 грамм. Цена была высокая - в пересчете на нынешние деньги его покупка обошлась бы американцам в 6 635 долларов, а россиянам - в 202 482 рубля.
==================
Из комментариев в Фейсбуке:
Александр Тихомиров.
Присутствовал в момент первого разговора М.С. по мобильнику. Горбачёв не ожидал, что ему предложат такое. Трубку, без провода, взял недоверчиво. Куда звонить (номер) подсказал человек, носивший «ядерный чемоданчик». Судя по реакции генсека, в Москве не сразу поняли - кто и откуда звонит. Эти кадры нашего телерепортажа из Финляндии были в эфире.
https://www.youtube.com/watch?v=UVIQAyhcIN0 Click to view
===========================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 ========================