30 лет назад - 15 октября 1988 года - Советом Министров СССР было принято постановление № 1195 "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг", в соответствии с которым предусматривалось 2 вида акций: акции трудового коллектива и акции предприятий. Акции первого вида распространялись только среди членов трудового коллектива. Акции предприятий - среди других предприятий и организаций.
Акционерные отношения стали возникать только после утверждения политики Перестройки народного хозяйства в конце 1980-х годов. С переводом государственных предприятий на условия самофинансирования для них остро встал вопрос о дополнительных источниках средств. Уже в конце 1987 года на львовском Производственном объединении "Конвейер" начали выпуск ценных бумаг для привлечения денежных сбережений работников и включения их в хозяйственный оборот. Эти ценные бумаги были названы акциями и новшество распространилось по стране именно под этим названием.
В мае 1988 года газета "Московские новости" (№ 18) опубликовала интервью с директором совхоза "Заветы Ленина" Михаилом Лапшиным (позднее он возглавит "Аграрную партию России"). Он рассказал читателям газеты, что они решили акционировать свой совхоз, и уже более двухсот его работников стали первыми в России держателями акций. "За один день было продано акций на сумму 90 000 рублей. Всего же акции принесли совхозу четверть миллиона!", - не без гордости поведал Лапшин.
Однако задача ставилась шире, чем просто вливание дополнительных денежных средств в предприятия. В качестве основной цели выпуска акций выдвигалась задача повышения заинтересованности работников предприятий в результатах своего труда. Утвердился тезис, что "хозяин плохо не работает" и поэтому стоит пытаться формировать "хозяйское" отношение к делу с помощью участия в прибыли предприятий, используя для этого акции.
В начале 90-х годов широко развернулась дискуссия о том, какие проблемы народного хозяйства страны можно было бы решить введением акционерных обществ. Ученые считали, что введение этой формы поможет приблизить непосредственных производителей к собственности, и таким образом, мотивировать их труд. Кроме того, внедрение акционерных обществ в экономику могло бы способствовать стабилизации потребительского рынка. Акционерные общества создали бы новый объект для вложения денежных средств в акции и другие ценные бумаги и тем самым было бы снято давление денежной массы с потребительского рынка. Отмечалось также, что акционерная форма является действенным способом мобилизации капитальных ресурсов. Наряду с этим в условиях разрыва хозяйственных связей акционерная форма могла бы соединить хозяйствующие субъекты путем взаимного участия в капитале друг друга.
Ученые отмечали огромную роль акционерных обществ в процессе разгосударствления экономики. Переход к рыночной экономике неразрывно связан с превращением значительной части государственной собственности в собственность граждан, коллективов, организаций. В СССР почти 90% средств производства принадлежало государству. И это является противоестественным для рыночной экономики. Государство должно научиться управлять экономикой, владея лишь частью капитала.
Развернулась широкая дискуссия о способах акционирования государственных предприятий. Мнения ученых разделились. Некоторые считали, ; что в отношении крупных предприятий государство не может сразу отказаться от контроля за их деятельностью. Поэтому при переводе этих предприятий в акционерные общества контрольный пакет акций должен остаться в руках государства в лице вышестоящего органа, а остальные акции должны продаваться сторонним юридическим и физическим лицам.
Первый опыт такой трансформации уже имелся. На основании постановления |Совета Министров СССР от 25 июня 1990 г. № 616 ПО "КАМАЗ" было преобразовано в акционерное общество. 6 млрд. руб. основных фондов ПО КАМАЗ были объявлены основным фондом акционерного общества, 51% акций остался в руках государства в лице Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и не подлежали продаже. А остальные 49% акций могли
продаваться советским и иностранным юридическим лицам и гражданам. Однако само общество установило особенности продажи акций этим лицам, предусмотрев преимущественное право приобретения акций работниками общества. На практике основными покупателями акций нового акционерного общества стали предприятия, заинтересованные в получении его продукции.
Другой путь предлагался для преобразования небольших предприятий, обладающих небольшой стоимостью и не нуждающихся в значительных внешних источниках денежных средств. Такие предприятия наиболее целесообразно было акционировать путем выкупа работниками основных фондов. В этом случае акции распределяются между работниками пропорционально их вкладам.
Другие ученые считали, что работники должны получать значительную долю акций и при акционировании крупных предприятий. Так, В.И. Солдатова писала, что более предпочтителен такой способ акционирования крупных предприятий, который позволил бы половину стоимости основных фондов передавать трудовому коллективу безвозмездно. Бесплатную передачу акций автор мнения обосновывала тем, что во многих случаях стоимость фондов "выкуплена" трудовыми коллективами в результате всей их предыдущей производственной деятельности. Следует учесть и степень амортизации основных фондов, а также высокие налоги, которые платили предприятия в госбюджет, низкий уровень зарплаты.
Число акционерных обществ стремительно росло и все более настойчиво ощущалась потребность в законе об акционерных обществах.
19 июня 1990 г. Совет Министров СССР постановлением № 590 утвердил "Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью", а также Положение о ценных бумагах.
Положение об акционерных обществах урегулировало многие традиционные вопросы акционерного права.
По Положению акционерное общество должно было состоять не менее чем из 2-х участников, причем иностранные юридические и физические лица по общему правилу не могли быть участниками акционерных обществ.
Положение впервые за всю историю акционерного дела в России и СССР устанавливало явочную (регистрационную) систему учреждения обществ. Общество приобретало права юридического лица с момента его регистрации в реестре. Регистрация должна быть проведена не позднее 30 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов. Решение об отказе в регистрации могло приниматься лишь по мотивам нарушения установленного порядка создания обществ, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности запрещался.
Акционерное общество могло выпускать акции именные и на предъявителя.
Граждане могли быть владельцами только именных акций. Общество могло устанавливать ограничения количества акций, находящихся у одного участника. В уставе можно было предусмотреть выпуск привилегированных акций. Однако общее количество привилегированных акций не должно превышать 10% уставного фонда акционерного общества. Привилегия таких акций могла состоять в ежегодной выплате фиксированного по размеру дивиденда.
При создании общества акции должны были быть распространены путем открытой подписки на них либо в порядке распределения всех акций между учредителями. При открытой подписке учредители должны были оставить за собой акции на сумму не менее 25% уставного фонда и сохранять их в течение 2-х лет с момента учреждения общества.
До дня созыва учредительной конференции лица, подписавшиеся на акции, обязаны были оплатить не менее 30% номинальной стоимости своих акций. В случае, когда все акции распределялись между учредителями, оплата должна была составлять не менее 50%.
Если к моменту окончания срока подписки не удалось покрыть подпиской 60% акций, учреждение общества признавалось несостоявшимся, а лицам, подписавшимся на акции, в течение 30 дней должны были быть возвращены сделанные ими взносы.
В течение года с момента регистрации общества уставной фонд должен был быть оплачен полностью. За просрочку акционером оплаты акций Положением была установлена неустойка в размере 10% годовых с просроченной суммы.
Положением была установлена традиционная 3-х звенная система органов управления акционерного общества. Общее собрание акционеров было признано высшим органом. Были определены вопросы его исключительной компетенции, но перечень их не был исчерпывающим. Уставом общества к исключительной компетенции могли быть отнесены и другие вопросы.
Для признания созванного собрания правомочным необходимо, чтобы на нем Присутствовали акционеры, имеющие более 60% голосов. Все решения принимались простым большинством голосов присутствующих акционеров, кроме решений по вопросам об изменении устава общества, о прекращении деятельности общества и его филиалов. Для принятия решения "по этим вопросам необходимо по квалифицированное большинство голосов в 3/4.
Акционеры, обладающие в совокупности более чем 10% голосов, могли требовать включения вопросов в повестку дня. Правда, в Положении не указывалось, было ли это требование обязательным для органа, созывающего собрание, или нет. Голосование на собрании проводилось по принципу: одна акция - один голос.
Акционеры, обладающие в совокупности более чем 20% голосов, вправе были потребовать созыва внеочередного собрания в любое время и по любому вопросу. Если в течение 20 дней правление не выполнило указанное требование, то они были сами вправе созвать собрание.
Совет акционерного общества создавался для осуществления контроля за деятельностью исполнительного органа общества. В его состав могли входить представители трудового коллектива, профсоюзных и других общественных организаций. Исполнительный орган общества (правление) руководил текущей деятельностью общества. Во главе правления стоял председатель. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью правления осуществлялся ревизионной комиссией, избираемой из числа акционеров и представителей трудового коллектива общества. Проверки могли осуществляться, в частности, и по требованию акционеров, обладающих в совокупности более чем 10% голосов.
Открытые акционерные общества обязаны были не позднее 1 квартала каждого года публиковать отчет о своей деятельности.
Параллельно с Союзом ССР в России шла активная законодательная деятельность. Через полгода после принятия союзного Положения об акционерных обществах в России появилось свое аналогичное Положение, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 60191. Таким образом, до провозглашения Россией независимости от СССР в июне 1991 г. на ее территории действовало 2 нормативных акта, регулирующих правовое положение акционерных обществ. Начинался новый этап в развитии акционерных обществ.
Итогом дискуссии о путях разгосударствления экономики страны стали Закон СССР "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий". Этим законом была довольно подробно регламентирована процедура передачи государственных предприятий в частные руки, в том числе и путем акционирования. Причем в нормативном этом акте победила та точка зрения, что при акционировании необходимо передать определенную долю акций членам трудового коллектива или совсем безвозмездно или на льготных условиях.
Источник:
https://pravo.studio/rf-korporativnoe-pravo/aktsionernyie-obschestva-sssr-period-74758.html
«Известия» 21 июня 1990 года.
=========
Как раз про этот завод реклама:
https://youtu.be/5TmHexsG2YY
===============================
Постановление Совмина СССР от 15.10.1988 N 1195 "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг"
""СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 1988 г. N 1195
О ВЫПУСКЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ЦЕННЫХ БУМАГ
Совет Министров СССР отмечает, что работа предприятий и организаций в условиях действия Закона СССР о государственном предприятии (объединении) усилила заинтересованность и ответственность трудовых коллективов в высоких конечных результатах производства и рациональном использовании средств фондов экономического стимулирования.
Вместе с тем комплексное решение задач по повышению производительности труда, техническому перевооружению производства, внедрению новейших технологий и ресурсосберегающих процессов, развитию социальной сферы в ряде случаев не может быть обеспечено предприятиями за счет собственных средств, что вызывает необходимость дополнительной мобилизации свободных средств работников, других предприятий и организаций.
В этих целях ряд предприятий выступил с инициативой выпуска акций. Однако этот процесс в настоящее время сдерживается отсутствием необходимой экономической и правовой базы.
Для дальнейшего углубления демократических начал в управлении, развития инициативы трудовых коллективов и каждого работника, позволяющих им на деле проявить себя подлинным хозяином на производстве, а также создания необходимых экономических и правовых условий по привлечению предприятиями и организациями свободных средств работников, других предприятий и организаций для финансирования необеспеченных собственными финансовыми ресурсами затрат по развитию производственной и социальной сферы Совет Министров СССР постановляет:
1. Установить, что предприятия и организации, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении), могут выпускать два вида акций:
акции трудового коллектива, распространяемые среди членов своего коллектива;
акции предприятий (организаций), распространяемые среди других предприятий и организаций, добровольных обществ, банков, а также кооперативных предприятий и организаций. Акции предприятий (организаций) могут выпускать также коммерческие банки.
Средства от реализации акций направляются на развитие и расширение производства, внедрение достижений научно-технического прогресса, организацию выпуска новых видов продукции, машин, приборов, товаров народного потребления.
Разрешить предприятиям, организациям направлять часть средств от продажи акций трудового коллектива также на финансирование капитальных вложений, обеспечивающих социальное развитие трудового коллектива.
2. Решение о выпуске акций принимается:
по акциям трудового коллектива - собранием (конференцией) трудового коллектива или конференцией представителей трудовых коллективов. Условия и порядок выпуска акций трудового коллектива отражаются в коллективном договоре. Приобретение акций трудового коллектива осуществляется членами коллектива исключительно на добровольной основе;
по акциям предприятий (организаций) - администрацией предприятия, организации по согласованию с советом трудового коллектива.
3. Разрешение на выпуск акций предприятий (организаций) и их свободную продажу выдается республиканским (в союзных республиках, не имеющих областного деления), областным, краевым или республиканским (АССР) учреждением Госбанка СССР с участием учреждения банка, обслуживающего это предприятие, организацию.
Госбанку СССР утвердить документы, содержащие требования и условия выдачи разрешения на выпуск акций, а банкам СССР разработать порядок и осуществлять учет движения акций, продаваемых предприятиями и организациями, включая дальнейшую их перепродажу.
4. Установить, что акции, поступающие в свободную продажу, приобретаются государственными предприятиями, организациями и банками за счет средств их фондов экономического стимулирования.
Приобретение указанных акций добровольными обществами, кооперативными предприятиями и организациями осуществляется за счет всех свободных средств, находящихся в их распоряжении.
5. Возложить на Министерство финансов СССР и его органы на местах регистрацию произведенного выпуска акций, контроль за выпуском акций и их движением в целом по народному хозяйству.
Гознаку Министерства финансов СССР обеспечить изготовление акций предприятий и организаций.
6. Выплата доходов (дивидендов) по акциям производится один раз в год за счет:
средств фонда развития производства, науки и техники - по акциям предприятий (организаций);
средств фонда материального поощрения (фонда оплаты труда) - по акциям трудового коллектива.
7. Не допускать выплаты доходов (дивидендов) по акциям трудового коллектива за счет средств фонда материального поощрения (фонда оплаты труда), не подлежащих расходованию в связи с нарушением нормативного соотношения между приростом средней заработанной платы и приростом производительности труда. (Утр. силу - см. постановление Совмина СССР N 1123 от 21.12.89 г.)
8. Установить, что доходы (дивиденды) по акциям, приобретаемым:
предприятиями, организациями, банками, кооперативными предприятиями и организациями, - включаются в общую сумму их прибыли (дохода);
добровольными обществами, - являются взносами в эти организации и налогом не облагаются.
Выручка от перепродажи акций предприятий (организаций) зачисляется в те фонды экономического стимулирования, за счет средств которых они были приобретены.
9. Установить, что налогообложение доходов (дивидендов) по акциям трудового коллектива осуществляется в порядке, предусмотренном для налогообложения заработной платы. (п. 9 частично утр. силу - см. постановление Совмина СССР N 780 от 6.08.90 г.)
10. Банкам СССР оказывать на комиссионных началах предприятиям и организациям услуги по распространению их акций, а предприятиям и организациям - покупателям - услуги по их хранению, получению дохода и перепродаже акций. Установить, что комиссионное вознаграждение банкам по операциям с акциями не должно превышать 0.2 процента стоимости распространенных акций.
11. Министерству финансов СССР и Госбанку СССР утвердить Положение (временное) о порядке выпуска ценных бумаг предприятиями и организациями, переведенными на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
12. Установить, что выпуск акций трудового коллектива и акций предприятий (организаций) является формой мобилизации денежных средств и не меняет статуса предприятий (организаций).
13. Настоящее постановление распространяется на кооперативные предприятия и организации с учетом положений статьи 22 Закона СССР о кооперации в СССР.
Председатель
Совета Министров СССР
Н.РЫЖКОВ
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.СМИРТЮКОВ
Источник:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1156/ =================================
Постановление Совмина СССР от 19.06.1990 N 590 "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах"
Совет Министров СССР постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положение о ценных бумагах.
2. Разъяснения порядка применения Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью даются Министерством юстиции СССР и Министерством финансов СССР, а Положения о ценных бумагах - Министерством финансов СССР и Госбанком СССР.
Особенности применения Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью к акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью, занимающимся банковской деятельностью, устанавливаются Госбанком СССР и Министерством финансов СССР.
3. Деятельность акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в части, не регулируемой настоящими Положениями, осуществляется в соответствии с пунктами 3, 5, 7 статьи 18, пунктами 4, 5 статьи 19, статьей 20 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде.
4. Акционерные общества, созданные путем преобразования государственных предприятий, вносят в 1990 году платежи в бюджет и осуществляют отчисления вышестоящей организации в установленном на этот год порядке и размере.
В целях повышения заинтересованности трудовых коллективов государственных предприятий в преобразовании предприятий в акционерные общества установить, что дивиденды, предназначенные для выплаты по акциям, непосредственно принадлежащим государству, остаются в распоряжении акционерного общества и используются на накопление имущества, находящегося в его собственности. Указанный порядок применяется до достижения суммарной величиной этих дивидендов размеров поступлений в бюджет от выкупа у государства акций соответствующего акционерного общества юридическими лицами и гражданами.
5. Установить, что впредь до образования государственного органа, уполномоченного управлять имуществом, находящимся в общесоюзной собственности, преобразование государственных предприятий, находящихся в общесоюзной собственности, в акционерные общества осуществляется по совместному решению их трудовых коллективов и органов, выступающих в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 20 марта 1990 г. N 280 в качестве арендодателей.
Преобразование в акционерные общества государственных предприятий, имущество которых не является общесоюзной собственностью, осуществляется в соответствии с законодательством союзных и автономных республик.
Рекомендовать Советам Министров союзных и автономных республик впредь до принятия такого законодательства осуществлять преобразование предприятий, находящихся в собственности соответствующих республик, в акционерные общества применительно к порядку, установленному в прилагаемом Положении об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.
6. Возложить ведение государственного реестра акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью на Министерство финансов СССР. Министерству финансов СССР и Министерству юстиции СССР в месячный срок установить порядок ведения указанного реестра.
Председатель
Совета Министров СССР
Н.РЫЖКОВ
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.ШКАБАРДНЯ
==================
Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 19 июня 1990 г. N 590
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ И ОБЩЕСТВАХ
С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Акционерные общества и общества с ограниченной
ответственностью, их участники
1. Акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью <*> признаются организации, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Общества являются юридическими лицами...
=================
Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 19 июня 1990 г. N 590
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЦЕННЫХ БУМАГАХ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Ценные бумаги представляют собой удостоверяющие право владения или отношения займа денежные документы, определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцами и предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих документов, другим лицам.
2. К ценным бумагам относятся акции, облигации, казначейские обязательства государства, сберегательные сертификаты и векселя.
II. АКЦИИ
3. Акция - ценная бумага, выпускаемая акционерными обществами, предприятиями, организациями, коммерческими банками, кооперативами, иными предприятиями и организациями, основанными на коллективной собственности либо на полном хозяйственном ведении государственной собственностью <*>, без установленного срока обращения, удостоверяющая внесение средств на цели их развития (членство в акционерном обществе и участие в его управлении) и дающая право ее владельцу на получение части прибыли предприятия в виде дивиденда.
Читать полностью:
http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-sovmina-sssr-ot-19061990-n-590/ Статья в журнале "Огонек" №44 за 1988 год.
=================================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/ «В контакте»:
http://vk.com/club3433647 ===================================