Как Запад накрыла "Красная волна".

Jul 06, 2018 09:36

32 года назад - 27 июня 1986 года - был издан легендарный альбом русского рока "Красная волна" ("Red Wave") с композициями четырёх рок-групп СССР: Аквариум, Кино, Алиса и Странные игры.

Альбом вышел под лэйблом Big Time в Америке и Канаде под названием "Red Wave: 4 Underground Bands From The USSR." Первое издание представляло собой комплект из двух виниловых грампластинок, на которых каждой группе была отведена одна сторона. Переиздан в Европе в 1987 на одной пластинке. В СССР издан 1991 году на двух пластинках.

«Red Wave» примечателен тем, что это - первый официальный релиз рок-музыки СССР на Западе. Сборник был выпущен в Калифорнии по инициативе Джоанны Стингрей тиражом 10 000 экземпляров. Чтобы издать эту музыку на Западе, Стингрей контрабандой вывезла записи групп из СССР.

После официального выпуска «Red Wave» на западе, Стингрей послала по экземпляру тогдашним лидерам США и СССР, Рейгану и Горбачёву, с заявлением, что то, чего они не могут достичь на дипломатическом уровне, успешно получается у рок-музыкантов. После этого Министерство культуры дало распоряжение фирме «Мелодия» срочно выпустить пластинку «Аквариума», чтобы создать для мировой общественности впечатление распространённости и доступности в Советском Союзе альбомов советских рок-групп. В результате «Мелодией» была официально выпущена пластинка - сборник «Аквариума» - т. н. «Белый Альбом», в который вошли записи с альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря». Для этой пластинки были использованы студийные записи Андрея Тропилло. Сборник входит в официальную дискографию группы «Аквариум». В такие же короткие сроки «Мелодией» вскоре были выпущены пластинки «Кино» - «Ночь», «Алиса» - «Энергия» и «Странные Игры» - «Смотри в оба».

А все началось с того, что в 1984 году 24-летняя калифорнийская тусовщица на неделю приехала в СССР, познакомилась с Борисом Гребенщиковым и открыла для себя подпольный мир музыкантов и художников Ленинграда, в который влюбилась без памяти. Джоанна дружила с главными героями рок-клуба, записывала с ними песни и снимала им клипы, привозила им из Штатов одежду и инструменты, которые звучат на знаковых русских рок-альбомах. Ее фото- и видеосъемки, где смеются и дурачатся молодые и красивые Виктор Цой, Сергей Курехин, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов и Александр Башлачев, представляют собой редкие документальные свидетельства золотой зари ленинградского рока. Главное достижение Джоанны Стингрей - тот самый спродюсированный ей сборник «Red Wave», который открыл русский рок для Запада, спровоцировав бум интереса к новой советской молодежной культуре во всем мире - в том числе и в самом Союзе.

Сейчас Джоанна Стингрей живет и работает в Лос-Анджелесе, воспитывает дочь Маддисон, рожденную от барабанщика «Центра» Александра Васильева.

====================

Вот как о создании исторического альбома позднее вспоминала сама Джоана Стингрей:

"Для «Кино» и других друзей я была Санта-Клаусом. Так однажды сказал Борис. Когда я продвигала русский рок в США, я встречалась с разными фирмами и показывала им фотографии «Аквариума», «Кино», «Алисы» и «Странных игр». На всех производило впечатление, что советские рокеры так круто выглядят. Многие сами передавали для них вещи. Музыкальные журналы, например, подарили футболки со своими логотипами после того, как мы сделали серию интервью, посвященную выходу сборника «Red Wave». Я отвезла их в Ленинград.

Я везла не только футболки. У меня где-то есть старые фото, на которых я готовлюсь к очередной поездке в СССР. Со мной два металлических кейса с бас-гитарами, огромный кофр с клавишными - целый музыкальный магазин. Я много всего вывезла в Ленинград, и музыканты очень это ценили.

Альбом «Red Wave» поначалу задумывался как сборник песен «Аквариума». Но потом я подумала, что, раз мы впервые показываем Америке русскую рок-музыку, надо, чтобы на сборнике были разные группы. Я решила взять четыре, которые мне больше всего нравились и с музыкантами которых я общалась: «Аквариум», «Кино», «Алису» и «Странные игры». Борис со мной согласился. Эта идея была хорошей еще и потому, что группы играли разную музыку - мы показывали, что русский рок разнообразен.

Вывезти записи для сборника «Red Wave» было непросто. Фонограммы были записаны на катушечных лентах - морально устаревших, больших и неудобных. Кроме того, я везла рисунки для обложек и тексты песен. Бумаги с текстами я прятала за подкладку сапог-луноходов, а пленки с фонограммами я провозила в потайном кармане своей кожаной куртки. Забавно, я везла музыку тайком, как будто я наркокурьер. Но тогда было очень страшно. Мне пришлось провозить не только фонограммы «Red Wave», но и видеокассеты - мы снимали клипы и хотели, чтобы их показывали на Западе. Самым безопасным был маршрут из Ленинграда через Финляндию - в ленинградском аэропорту досматривали не так тщательно, как в московском.

Сборник «Red Wave» я отнесла сначала на крупные рекорд-лейблы - Warner и Capitol. Им понравилась идея. Но дальше они спросили: «Если мы выпустим этот сборник, насколько это будет незаконно?» Они боялись судебных разбирательств и денежных исков. Поэтому мы договорились с маленьким лейблом Big Time Records, который не побоялся рискнуть.

Сборник приняли фантастически - про него написали все газеты и журналы от мала до велика, и общественно-политические, и музыкальные. Никому не приходило в голову, что в России есть рок-музыка и рокеры, такие же, как и во всем остальном мире. Это был другой взгляд на Россию.

Пара журналов написала, что я контрабандой вывезла фонограммы из России. Первым был Der Spiegel, кажется. Я им не говорила такого слова, но они написали. Когда я снова вернулась в СССР, я первым делом пошла в ВААП (Всесоюзное агентство по авторским правам), поскольку музыканты мне говорили, что им звонили из ВААПа и хотели, чтобы я подписала какие-то бумаги о том, что мне передаются права для издания музыки. Я пришла к ним в офис, принесла вырезки из газет и журналов с рецензиями на «Red Wave» и спросила, чего они хотят. Они стали меня отчитывать: ты вывезла записи нелегально, этого нельзя было делать! Долго отчитывали. Я очень разозлилась, ведь сборник прекрасно приняли - у западной прессы были только положительные отклики. В конце встречи люди из ВААПа дали мне подписать бумагу, что я это сделала без ведома музыкантов. Это, конечно же, было неправдой, но наш изначальный план с Борисом предполагал сделать меня одну ответственной за «Red Wave», потому что я американская гражданка, с которой власти Советского Союза ничего не смогут сделать."

Я легко согласилась на подпись, отдала ВААПу гонорар и думала, что вопрос улажен. Они мне даже предложили издать «Red Wave» на «Мелодии», и я, окрыленная, вернулась в Штаты готовиться к свадьбе с Юрием Каспаряном.

Читать полностью:

http://m.colta.ru/articles/music_modern/10341

=============

Журнал «Огонёк» 1987 год

Джоан Стингрей: - Успех пластинки «Красная волна» превзошел ожидания. У меня полно приглашений в школы, дети слушают музыку - они в восторге! Мне пишут письма, в которых откровенно признаются: «Мы даже не подозревали, что в России может быть такой прекрасный рок…».

Рассказ американки просим прокомментировать нашего соотечест- венника.

Борис Гребенщиков краток: - Рок-музыка, видимо, продолжает оставаться универсальным языком общения молодежи всего мира…










=========

«КРАСНАЯ ВОЛНА» НА МУТНОЙ ВОДЕ

«Комсомольская правда» 23 января 1987 года.

Начало этой истории в изложении американского издания «Ю. Эс. Эй. Тудей» выглядит, словно реклама боевика: «Американская рок-певица посетила Ленинград, познакомилась со многими местными любительскими группами и подпольно (контрабандой) вывезла их записи в США, где вскоре выходит двойной альбом».

Скажем сразу: уже вышел. И с зазывным названием на обложке: «Красная волна». «4 подпольные группы из СССР»: АКВАРИУМ, КИНО, АЛИСА, СТРАННЫЕ ИГРЫ.

Прежде всего давайте представим главную героиню. «Американская рок-певица» - это 25-летняя Джоанн Стингрэй, хотя о том, что она певица, знают в США пока немногие.

Теперь - о контрабандном альбоме. Как сообщает западногерманский журнал «Шпигель», из нашей страны Джоанн «подпольно вывезла кассеты с записями под видом чистых» - затем предложила их ряду известных в Соединенных Штатах фирм грамзаписи. Умудренные опытом менеджеры первым делом поставили перед Стингрэй вопрос: «Законно ли все это?» Новоявленный продюсер вразумительного ответа дать не могла и была фирмами отвергнута.

В результате альбом «Красная волна» был выпущен лос-анджелесской фирмой «Биг Тайм рекордс» - об этой фирме, как и о певице Стингрэй, в Америке до того мало кто знал. Теперь узнали. «Смелая американская мисс помогает угнетенным советским рок-музыкантам», - тут же взялась объяснять западная пресса. В чем конкретно выражалась эта помощь, сказать трудно, зато сразу выяснилось: Стингрэй нарушила не только советские законы (о чем и была уведомлена во время своей очередной поездки в Советский Союз), но и американское законодательство об авторском праве. Справедливые протесты советской стороны (они были сделаны представителями Всесоюзного агентства по авторским правам) не произвели на Стингрэй ровным счетом никакого впечатления, а свои действия она объясняла желанием «развить дружбу между молодежью и музыкантами США и СССР». Позволю себе усомниться в искренности американки: если она хотела «развивать дружбу», зачем было украшать последнюю сторону пластинки сомнительным тезисом о «подпольных музыкантах, которые не признаны правительством»?

Возьмем, к примеру, АКВАРИУМ. «Подпольный» АКВАРИУМ? Это тот, что выпустил альбом на фирме «Мелодия», выступает во многих городах страны, принимает участие в программах ЦТ? И который вместе со всеми представленными на контрабандном альбоме группами неоднократно признавался лауреатом фестивалей любительских рок-коллективов в Ленинграде?

Руководитель АКВАРИУМА Борис Гребенщиков в своем письме в правление ВААП от имени группы указал, что «название пластинки не отражает реального статуса ансамбля», и попросил фирму принять меры по изменению ее названия. Однако Стингрэй не обратила внимания и на эти претензии, на том основании, что, мол, права на музыку советских групп полностью принадлежат свежеиспеченной фирме. Что же касается потоков клеветы, хлынувших в Советский Союз в результате ее деятельности, то улыбчивая Джоанн, само собой не несет за них никакой ответственности. Нет, она признает, что выпуск альбома причинил советской стороне «моральный и материальный ущерб». Просто ей до этого нет никакого дела. Выпуск и продажа пластинок продолжаются. Обложка у них все та же.

Западные средства массовой информации, надо признать, изобрели весьма удобный способ объяснить издание пиратской пластинки.

Нет, мол, дело вовсе не в том, что Стингрэй занялась музыкальной контрабандой. Дело в том, что иначе о советском роке никто бы так и не узнал на Западе. Так что, как ни крути, а виноват во всей этой истории Советский Союз, он, мол, скрывает, таит от иностранных любителей рок-музыки такие сокровища, как КИНО, АКВАРИУМ и так далее.

Впрочем, так ли все в действительности? Ведь с исполнителями нашей рок-музыки не раз встречались западные артисты. К примеру, Кристофер Кросс из группы УЛЬТРАВОКС или совсем недавно - группа Ю-БИ-40, музыкальные продюсеры и журналисты Якоб ван Тиннен из Голландии, Тревор Джонс из Англии, корреспондент западногерманской радиостанции «ВДР» Гюнтер Кренц, руководители голландской рок-ассоциации Кор Шлессер и Яап ван Бойсеком. И не просто встречались, а еще и увозили с собой немало записей музыкальных коллективов, в том числе и любительских. Однако никто из этих людей не воспользовался этими материалами во вред.

- У ваших музыкантов есть немало преимуществ, о которых артисты на Западе могут только мечтать, - сказал президент голландской рок-ассоциации Кор Шлессер. - Например, группа АВТОГРАФ имеет блестящую аппаратуру, бесплатно полученную от государства. А рок-клуб в Ленинграде? Чем не прекрасная возможность для творческого роста? На мой взгляд, именно этими благоприятными условиями объясняется, например, то, что еще недавно любительские группы ПИКНИК и СЕКРЕТ сегодня стали убедительными профессионалами. Вернувшись на родину, Шлессер честно отразил свои впечатления на страницах журнала «Мьюзик мэйкер».

Впрочем, гости бывают разными. В частности, французский журнал «Актюэль» счел пример Стингрэй достойным подражания. Его корреспондент Тома Джонсон был за последнее время в нашей стране несколько раз, и в результате его вояжей во Франции, под эгидой «Актюэля», появилась кассета «Рок рюсс». На ней представлены группы БРАВО, АКВАРИУМ, ТЕЛЕФОН, КИНО и почему-то под названием МАШИНА ВРЕМЕНИ фигурируют СТРАННЫЕ ИГРЫ. Кассета также выпущена в обход советских законов - без разрешения ВААП и ответственного за импорт и экспорт готовых фонограмм и пластинок внешнеторгового объединения «Международная книга».

Отличие Джонсона от Стингрэй в том, что француз просто не предполагал наличие соответствующих советских законов, а, узнав о них, не стал прикрываться фиговым листком разговоров о «дружбе». Однако вины своей он не признал тоже. В результате - новый довод для спекуляций о «несчастной судьбе советских рок-музыкатов». Сказано об этом на Западе и на сей раз было немало, но зато никто не обратил внимания на то, что еще до выхода кассеты «Актюэля» песня «Белый день», например, группы БРАВО (а она есть на кассете «Рок рюсс») звучала в программах радиостанции «Юность» и во время телетрансляции с концерта «Счет 904», и в недавней передаче «Веселые ребята», а также вошла в сборный диск московской «Рок-панорамы».

Интересно знать, какова была бы реакция, скажем, Би-би-си, если бы ее программа «Топ оф зе Попс», показанная в Советском Союзе, через пару месяцев была бы выпущена на пластинке фирмой «Мелодия» без каких бы то ни было предварительных договоренностей и соглашений? Наверняка мы немедленно услышали бы примерно следующее: «Русские нарушают авторское право! Они занимаются выпуском бутлег-записей, да еще на государственной ocнoвe!» Такого, впрочем нет и быть не может. Но вот Би-би-си, считает себя вправе выпустить символический диск-сорокопятку на красном виниле с записью любительского состава группы Сергея Kуpехина ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА - так называется непостоянный коллектив рок-музыкантов, собираемый Kуpехиным во время рок-фестивалей.

Может быть, эта порочная практика - результат устаревшей paботы ответственных за музыкальный экспорт советских организаций? Однако несколько фактов, думаю, убедят самых недоверчивых… В Дании и Финляндии прошли организованные Госконцертом гастроли группы АВТОГРАФ, вместе с ВААП готовится участие советских рок-исполнителей в МИДЕМ (Международный рынок пластинок и музыкальных изданий) в январе этого года в Каннах. Ведутся переговоры о выпуске сборных альбомов советского рока с известными фирмами Скандинавии.

Но, правда, уверен, это совсем не интересует «Стингрэй и К». И даже не по идеологическим соображениям - гораздо проще и выгодней было объегорить западных поклонников рок-музыки, воспитанных на стереотипах о «запрещенном советском роке», и выкачать побольше долларов, франков и фунтов из доверчивых слушателей. Это мошенничество в чистом виде, совершенное под видом «развития дружбы», разумеется.

===============================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===============================






































Журнал «Огонёк» #49 1986 год.









! - Музыка Перестройки, ! - История Перестройки, 1986, Стингрей

Previous post Next post
Up