В Москве опять прошли посиделки под названием "Всемирный русский народный собор". Приняли Декларацию русской идентичности. Ничего особенного там нет, ничего такого уж плохого и ничего нового. Вопрос в контексте. Кто и когда. Понятно, что собор никого не представяет: сами назначили себя русским народом, старейшинами, аксакалами, умом, честью и совестью. На сайте организации есть только список бюро президиума, а кто сидел в зале, кто голосовал, неизвестно. А зачем? Сказано: со-бор. Но главный вопрос: когда. Украина стенает и вопит, Россия на грани войны, церковь расколота, а солидные дядьки (и тетеньки) принимают Декларацию о русской идентичности. Документ! Документов нам очень не хватает, знаете ли. В России страшная нехватка деклараций и постановлений, резолюций и обращений. Духовный голод, так сказать, который удовлетворяется только декларациями.
О России и русских, о русской идентичности уже писали Аксаков, Хомяков, Гоголь, Достоевский, Соловьев, Бердяев, Ильин, написаны тома о России, но ведь это все не то, не то! Не было документа! Ведь так не делается, товарищи! Нужно собраться, обсудить, принять резолюцию. А то каждый начнет писать, кто во что горазд: один так понимает русскую идентичность, другой эдак. Да и кто будет читать этих Хомякова или Бердяева? А документ, с подписями, принятый на соборе, с председателями думских фракций, с муфтиями и раввинами, всяк прочтет да в быту, глядишь, и применит. Вот и польза! И вот вся Россия, тунгус и калмык, остяк и вогул, помор и мордвин (патриарх не единственный мордвин в России) ждут не дождутся, когда же из Москвы придет вожделенный документ, где все будут сказано окончательно, и станет понятно, кто русский, а кто нет.
Но если серьезно, то даже в мирное время это было бы посмешищем, а сейчас это выглядит откровенным издевательством и цинизмом. Православные на Украине (Московского Патриархата) смотрят на патриарха с недоумением и все чаще с негодованием: почему патриарх молчит и не поддержит страну, которую считает своей юрисдикцией? Да, патриарх существует в определенных условиях, в определенном контексте. Да, кто-то за ДНР и ЛНР, за Путина, и он тоже их патриарх. Возможно, всех обстоятельств мы не знаем. Ну, не может... Ну, или даже не хочет... Не лучше ли тогда скромно уйти из публичной сферы, не вручать премии Путину, не говорить крОсивО? Замолчать, в знак скорби о невозможности остановить войну, о неспособности примирить народы, которые патриарх считает своей паствой? Но и в эти дни продолжает работать конвейер помпезного Большого стиля, канцелярского велеречия.
Куды ты мчишься, птица-тройка!
А о России лучше скажет пронзительный Каземир Малевич (смотри наверху)