Из недавних литературных открытий - роман Михаила Елизарова "Библиотекарь". Он оставляет почти физическое ощущение тошноты и ужаса. Но это не отменяет своеобразной гениальности этой книги. Понять ее жизненную правду можем только мы, последнее поколение СССР, то есть не родившихся в СССР, а воспитанных, впитавших в себя его быт, в том числе книжный мир: скучные, тоскливо-вяжущие книжки о "людях труда", о борьбе за Советскую васть, о становении колхозного строя, которые можно было, наверное, найти в каждом доме.
В романе изображена секта почитателей таланта советского писателя Громова, типичного представителья официознейшего соцреализма. Собственно, таланта у него никакого нет, но его книги, если читать их вслух и в один присест, обладают какой-то нечеловеческой магической силой, наделяют отвагой, властью и другими способностями. Действуют только прижизненные издания, поэтому идет охота на эти раритеты, кровавая война между библиотеками - замкнутыми группами фанатиков, у которых есть своя этика, целый свой мир, скрытый от профанов. Эти люди сражаются друг с другом за книги Громова, но согласно неписанным правилам, только холодным оружием. В романе много сцен насилия, особено впечатляет описание резни в доме престарелых, когда группа обретших сверхестественную силу старух уничтожила весь персонал и в конечном итоге установила свою власть над всеми библиотеками, внедрив свою агентуру в независимые группы. Особенно символичен финал, когда главный герой оказывается у старух и его помещают в бункер, чтобы он был несменяемым магическим хранителем советской цивилизации.
Хорошо бы эту книжку экранизировать, вбухать уйму денег, и так снять, чтоб проняло. Балабанов конечно, Царствие ему небесное, смог бы. Хотя нет, он бы переборщил. Он бы снял все слишком буквально.