Я покинул Зарубежную церковь (под омофором митрополита Агафангела) около года назад. В одном патриархийном приходе поставили перед выбором в обстоятельствах, при которых не было возможности обсуждать и оговаривать "воссоединение". Можно было просто повернуться и уйти, но куда и, главное, зачем? Церковь едина, это догмат. В моем случае в принадлежности к Зарубежной церкви, к радикальным (ну, не таким уж радикальным) карловчанам, была определенная нечестность: я не монархист, не антиэкуменист, сергианство не считаю ересью, поскольку ересь заключается в некоторых ложных догматических определениях, а не в малодушии или лукавстве иерархии в беспрецедентных политических условиях. РПЦЗ м. Агафангела Пашковского находятся в общении со старостильниками Греции и др. стран, но для меня календарь, опять же, не тот предмет из-за которого нужно с кем-то разрывать общение, так что я совсем не зарубежник, не карловчанин по убеждениям. Правильно ли уходить в другую юрисдикцию в знак простеста против публичных шагов и высказываний патриарха Кирилла и других иерархов или того же скандального о. Всеволода Чаплина? Но Церковь не есть политическая партия. Для нас каноническое право есть вещь нешуточная, и мы верим в Церковь, а не в патриарха, синод, ВЦУ. Патриарх не глава церкви, а только верховный администратор, координатор.
Кто каноничен, а кто нет, для меня разрешается очень просто: кого вызвал Вселенский патриарх в Стамбул для подготовки всеправославного собора, те и есть каноническая церковь России. Тот же о. Павел Адельгейм никуда не уходил, как и о. Михаил Эдельштейн, и о. Михаил Шполнянский, и если выбирать: туда или сюда, то я туда, где Москва и Константинополь, где Бердяев, о. Г. Флоровский, о. А. Шмеман, св. Мария Скобцова и иже с нею (пусть это другая юрисдикция, не важно, но то же каноническое пространство), свят. Лука Симферопольский, Паисий Святогорец, Порфирий Кавсокаливит, Иосиф Исихаст (они-то не ушли в греческий календарный раскол). Для меня было принципиально не признавать разделений в русской церкви, как результат большевицкой, вполне успешной политики по подрыву церковной жизни в России, и когда в агафангеловском приходе священник услышал от меня, что я причащался в патриархийном приходе РПЦЗ, то ему это, конечно, не понравилось, и я для себя решил: если на исповеди потребует покаяться, то я уйду. Не признавать благодать в Московском патриархате, где о. Николай с о. Залита, о. Иаонн Крестьянкин - я на такое ни за что не пошел бы, это была бы хула. Церковь одна, из нее, правда, путинизм хочет сделать инструмент своей политики, и к этому нужно относиться правильно, как к искушению.
Западная аллегория канонического права