"Эта могила довольно хорошо построена"

Jan 09, 2010 01:50




Фотография Красной площади в Москве 1913 года

В 1933 году великий австрийский философ Людвиг Витгенштейн посетил СССР. При получении визы в советском посольстве в Лондоне он говорил с послом по-русски. Впоследствии в беседе с одним британским студентом Витгенштейн сказал: “Русский - самый прекрасный язык, который можно воспринимать на слух”... Ну что ж, приятно это услышать из уст великого мыслителя, а то я, признаться, был убежден, что для западного европейца русский звучит дико и монотонно; вспоминаю одну вокальную вещь, в которой певец подражал звучанию русского языка. Выходило какое-то «быр-быр-быр», вроде футуристического «Дыр бул щил убещур»... Кроме того, философ заметил: «Собор Василия Блаженного в Кремле - одно из прекраснейших сооружений, которые я когда-либо видел».

Однако нижеследующее суждение Витгенштейна моему национальному чувству отнюдь не льстит:

"Ленинские сочинения по философии, конечно, абсурд, но он по крайней мере действительно хотел что-то сделать. Очень выразительное лицо, что-то монгольское в чертах. Не удивительно ли, что несмотря на свой профессиональный материализм, русские пошли на такие трудности, чтобы сохранить тело Ленина в вечности и посещать его могилу. Ты знаешь, я не слишком хорошего мнения о современной архитектуре, но эта могила в Кремле довольно хорошо построена."

Э-хе-хе... Во-первых, откуда он это взял: «профессиональный материализм русских»? Русские, стало быть, - «профессиональные материалисты». Вот на Западе знают Достоевского, Чайковского, Кандинского, Чехова, хотя более известны все-таки Иван Грозный и Распутин... Но чем же они все более материалисты, чем американцы, швейцарцы или, скажем, албанцы?.. Так русское привычно отождествяется с советским, с коммунизмом, точно так же для нас все китайцы на одно лицо, и самый китайский китаец - это Мао Цзедун, который для нас и воплощает Великий Китай и его древнюю культуру. Едва ли многие будут вникать в принципиальную разницу между КПК и Гоминьданом, и почему это отец китайской нации Цинь Шихуан живьем зарывал в землю конфуцианцев,... И Китай, и Россия - это все экзотика, она пленяет именно своей пестротою, яркостью, и «детали» не важны.

Но чего стоит вот эта фраза о Ленине: «...но он по крайней мере действительно хотел что-то сделать». Россия в XIX веке представлялась Западу как что-то косное и дикое. Картина вековой неподвижности царской России была столь невыносима, что Запад был готов идти на любые жертвы, лишь бы как-то всколыхнуть ее. На любые жертвы среди русских, конечно. Со схожей симпатией относились к Ленину, если не ошибаюсь Эйнштейн, Уэллс, Фрейд и знаменитые литераторы, поддавшиеся надувательству Сталина.



Наконец, западная культура, - по определению Шпенглера - «фаустовская душа», - это культура эксперимента. Советскую Россию любили, да и сейчас любят, - и Троцкий - популярнейшая фигура у западных интелектуалов, - любят именно за то, что это - величайший исторический эксперимент. Научный эксперимент. Ведь интересно же, что получится, если уничтожить частную собственность, уничтожить классы... Тем более, что пробуют, опять же, не на твоей шкуре.

Владимир Набоков вспоминает, как будучи студентом в Кембридже он спорил с одним будущим западным ученым о революции в России. Собеседник писателя, либерал, культурный человек, стоял горой за Ленина и утверждал, что никакого красного террора не было бы, если бы не блокада со стороны Антанты. Позже, в 30-е он же был в ужасе от того, что Сталин уничтожает «старых большевиков». «До этого никакие стоны с Лубянки и Соловков до него не доходили» - печально замечает Набоков.   
Впрочем, возмущает не глупость западных либералов: для них Россия - слишком далекая экзотика, а Ленин - симпатичный коллега с сократовской лысиной и самозабвенной любовью к применению научной теории на практике... Возмущает неадекватно притупленная реакция на масштабы массовых репрессий, свойственная соотечественникам. "По крайней мере, Сталин пытался что-то сделать".

О вере Витгенштейна читай тут: http://ed-basilius.livejournal.com/15857.html

Владимир Набоков, авторская графика, страницы истории, Людвиг Витгенштейн, история тоталитаризма, философия, Россия

Previous post Next post
Up