Крах доходов населения, национализация вкладов и перспективы банковско-бюджетной системы

May 07, 2020 02:31


В продолжение предыдущих записей по теме:

- обсудим еще несколько моментов, затрагивающих нашу банковско-бюджетную систему и повышающих ее риски.

Как вы помните, согласно опросу, который был проведен в телегам-канале ecworld, на 15 апреля около трети опрошенных (34%) в результате карантина потеряли более чем 20% дохода (то есть от 20% до 100% дохода). Цифры выглядели страшно и ужасно для каждого человека, который потерял доход или его часть, но в целом на тот момент не катастрофично в целом для экономики.

Недавно по заказу ЦБ РФ был проведен похожий опрос, но с дополнительными вводными - результаты выглядят уже более пессимистично именно для экономики в целом / для системы:











Какие моменты выглядят наиболее критичными и опасными как для каждого конкретного человека, так и для системы в целом?
  1. не менее 37% ипотечников потеряли от 33% до 100% дохода;
  2. не менее 35% имеющих потребительский кредит или иной (не ипотечный) банковский кредит потеряли от 33% до 100% дохода;
  3. не менее 18% опрошенных за две последние недели апреля израсходовали от 33% до 100% сбережений / накоплений;
  4. не менее 64% из тех, кто начал тратить сбережения, за две последние недели апреля израсходовали от 33% до 100% сбережений / накоплений;
  5. в ближайшие 4 месяца, то есть до конца лета полностью без средств к существованию останутся 67% опрошенных (имеющих сбережения), причем 49% уже в ближайшие 2 месяца.

Это уже масштаб катастрофы. Причем ситуация патовая:
  • начинали карантин / самоизоляцию / останавливали экономику при 2 тысячах заболевших и кричали о рисках эпидемии, если не остановить экономику;
  • запускать будут при 200 тысячах заболевших. Диссонанс в голове сразу, правда?

Дальше либо придется объяснять, почему не произошла катастрофа при в 100 раз большем количестве заболевших (а по логике - примерно таком же росте инфицированных, которых не обследовали, из окружения заболевших, которые вышли на работу из самоизоляции) , либо придется бороться с уже настоящей эпидемией (ибо если 2 тысячи человек за 1,5 месяца превратились в 200 тысяч, то что будет через следующие полтора месяца, исходя из окружения 200 тысяч?). В общем, либо выяснится, что экономику зря останавливали, либо будет трагедия. Либо, пока большую часть не выпустят из карантина.

Теперь вернемся к опросу ЦБ. Судя по вариантам ответов из анкеты и судя по вопросам для предпринимателей:




- в правительстве, возможно, идет оценка того:
  • сможет ли часть населения пересидеть на карантине / самоизоляции до конца лета,
  • какая часть при этом гарантировано не сможет и какой объем компенсаций (исходя из 1,5-2 МРОТ на человека в месяц) потребуется для того, чтобы обеспечить эту часть населения (в первую очередь из сектора услуг / не жизненно необходимых сервисов / товаров) едой и средствами для оплаты ЖКХ-услуг,
  • объем налоговых потерь по каждому сектору,
  • а также какой объем потерь закладывать под банковскую систему (прямые бюджетные вливания / в капитал, поскольку смягчения нормативов и требований к оценке до 3 квартала не способны решить проблемы невыплат в дальнейшем (месяцы, годы), так как доходы части населения (А) уже безвозвратно выпадут, (Б) еще значительная часть населения на месяцы, а кто-то на годы потеряет работу в течение нескольких месяцев после того, как выйдет на работу (сейчас многие компании боятся начинать сокращения из-за требований властей - основные увольнения еще только впереди, на мой взгляд).

В идеале срок, наверное, даже по сентябрь:
  1. во-первых, судя по тому, что из образования подсказывают, что рассматривается вопрос о переносе начала учебного года на 1 октября (пока просто слухи);
  2. во-вторых, потому что лето - наиболее активная пора для сектора услуг, то есть "толпы" посещают заведения сектора услуг наиболее часто именно в летний период.

Как мы видим из результатов опросов населения, объем компенсаций в случае продления карантина для части населения предстоит масштабный. Если допустить, что май еще основная часть просидит дома и где-то что-то там найдет, что покушать и как-то оплатить ЖКХ-услуги, то июнь-июль, а какой-то части август-сентябрь придется компенсировать тем или иным способом. Это около 1,2-1,5 трлн рублей минимум. С учетом дальнейшей компенсации безработным до конца года - сумма вырастает до 2-2,5 трлн рублей.

На днях в записи Кризис: феномен волатильности сантимента, проблемы бюджета, глобальные риски (третьей записи из пула записей о том, как будет развиваться кризис в России и мире в ближайшие годы) я закладывал в реалистичный сценарий около -4,5 трлн рублей дефицита бюджета. Часть из указанных выше 2-2,5 трлн я также заложил, однако сейчас - исходя из опроса ЦБ - видно, что нужно дополнительно заложить еще около 0,5-1 трлн на прямые субсидии пострадавшим в том или ином виде + недобор налогов по тем, кто потеряет в зарплате или лишится работы до конца года. Это еще где-то 0,5 трлн рублей. Итого на круг, если цены на нефть не вернутся выше $30-35 за Urals, дефицит бюджета на конец года может составить до 5,5-6 трлн рублей. Плюс расходы на компенсацию потерь банков.

Где правительство возьмет столько средств? Как я уже говорил, из законных варианта всего два:
  • девальвация и
  • пирамида ОФЗ (через банковское РЕПО с ЦБ и эмиссию) и наращивание объема внутреннего долга на +30-40% (последний раз такую относительную динамику мы видели в 2010-2012 годах, а в абсолютных цифрах это объем чистого привлечения за последние целых 5-7 лет (а тут за 8 месяцев надо)).

Выглядит более чем опасно. Единственный плюс (для правительства) - к этому периоду готовились в предыдущие годы, национализируя финансовый сектор и рядом находящиеся сектора, в том числе и для того, чтобы в ручном режиме управлять экономикой (см. запись Россия в кризисе 2020-2022: прогноз). Потому что никакие нерезиденты (кроме самых консервативных) на объемах не живут в условиях валюты развивающейся страны, которая за год наращивает долг на +40% на фоне возможного сохранения текущих проблем в течение длительного периода времени. Только российские "нерезиденты" - они же иностранные прокладки наших окологосударственных структур.

Разгребать такую пирамиду долгов потом будет очень сложно, так как даже в предыдущие годы долг только рос в абсолютных цифрах. Более того, нарушится "баланс системы" (своего рода "обеспеченность" и обоснованность наращивания долга): столько лет держащееся соотношение между размером внутреннего долга и объемом депозитов по итогам этого года резко изменится:




Здесь, мне кажется, мы и должны увидеть тот риск, о котором мы говорили в записи Безопасность банковских вкладов, или как выглядит нарисованная экономика, а также те риски, которые обозначали во многим предыдущих записях, обозначая тайминг кризисных 2020-2023 годов:
  1. введение комиссий, а также заградительных комиссий (по аналогии с ИП, юрлицами) для физических лиц на вывод средств с депозитов счетов сверх лимита - вплоть до 6-10% (такая мягкая временная национализация депозитов);
  2. риски привлечения наиболее обеспеченной части населения для "спасения" большинства (здесь большинство поддержит любые меры в отношении "богатых"); на мой взгляд, налог на депозиты свыше 1 млн рублей здесь был лишь пробой пера и тестом на реакцию:
    • повышение налогов, связанных с доходами от инвестиций;
    • повышение налогов на недвижимое имущество (как прямо, так и через понижение планки / стоимости имущества под повышенные коэффициенты / ставки налога, чтобы как можно больший пул имущества населения попадал под повышенные ставки;
    • рост налогов на использование дорогого движимого имущества: налог на авто, повышение акцизов на бензин и т.д.
  3. повышение НДФЛ в последствии - при выходе из острой части кризиса (+2 пп);
  4. повышение НДС в последствии - при выходе из острой части кризиса (+2-5 пп);
  5. повышение пенсионного возраста для отдельных категорий (возможно, женщин) после выборов 2021 года;
  6. повышение комиссий на банковское обслуживание (пройдет распоряжением / директивно по всей системе - для повышения доходов банков и снижения размеров компенсаций со стороны государства);
  7. ограничения на валютообменные операции (на первом этапе через комиссии / налоги; на втором - через лимиты);
  8. сильнейшее ужесточение администрирования налогов (вынос серой части бизнесов в белый сектор: инстаграмщики, SMM-щики, перекупщики (али-экспресс), группы во ВКонтакте и других соцсетях ... налоги на переводы между ФЛ и т.д.).

Поэтому тем, кто думает, что его не коснулся текущий кризис, сильно радоваться не стоит. Убытки государства размажут по всем слоям общества - и хорошо, если тот, кто сегодня чувствует себя прекрасно, через пару лет не окажется на месте того, кто сегодня отсчитывает дни до момента, когда его сбережения закончатся (особенно это касается рисков в отношении капитала).

В 2016-2019 годах мы прогнозировали подобное развитие ситуации в 2020-2023 годах (найти эти записи можно по тегу прогноз, тегам соответствующих лет и тегу 2030).

Будьте очень внимательны при оценке собственных рисков, рисков своего бизнеса или работодателя, хеджируйтесь, снижайте риски максимально (всеми возможными способами). Надейтесь на лучшее, но готовьтесь к худшему. Если цены на нефть долго останутся на низком уровне, действия чиновников могут стать мало предсказуемыми. Особенно в отношении той части населения, которая имеет более значительный размер капитала / накоплений (и не будет исключений, то есть неважно, где и кем вы сейчас работаете, в частном секторе или на государство - экстремальные риски в случае их реализации коснутся абсолютно всех).

... продолжение / оригинал данной записи вы можете прочитать на нашем новом сайте по ссылке https://ecworld.fund/krah-dohodov-naseleniya-natsionalizatsiya-i-perspektivy-bankovsko-byudzhetnoj-sistemy/  
_

Если Вы хотите лучше понимать, что происходит вокруг Вас, получать больше полезной информации, разобраться, когда выгоднее покупать валюту, акции, золото или нефть, а когда необходимо от них избавляться, если Вы хотите научиться эффективно управлять Вашим капиталом / сбережениями, опережая инфляцию, то обязательно присоединяйтесь к чтению скрытых записей нашего сайта ECWORLD.FUND по ссылке.

Не забудьте подписаться на телеграм-канал https://t.me/ecworld, чтобы оперативнее получать уведомления о новых записях на сайте - заходите и нажимайте внизу канала кнопку JOIN.

банк, национализация капитала, 2021, вклад, национализация, налог, экономика, пенсионный возраст, национализация вкладов, офз, банковско-бюджетная система, комиссия, нерезидент, дефицит бюджета, девальвация

Previous post Next post
Up