Когда мы появляемся на свет, у нас есть несколько алгоритмов (в т.ч. безусловных рефлексов), которые помогают нашему еще малосознательному организму выжить. В основным они те же, что у животных. Всему остальному (впрочем, это так же, как и у животных) мы учимся, глядя на поведение других людей, окружающих нас.
С юных лет нас шорят сначала родители, затем очень жестко в школе, универе, иногда наши друзья, улица, тренер, а затем еще жестче - общество / работа по двум основным причинам:
- чтобы мы могли как винтик легко встроиться в уже существующую парадигму общества и "не расшатывать лодку" (не важно, что лодка в данном случае - группа в яслях, двор, класс, группа в универе, спортивная секция, учреждение / бизнес, где мы работаем или государство);
- "хочу, чтобы ты был(а) такой же, как я".
Обычно к окончанию универа / первым двум годам работы после ВУЗа мы превращаемся в такого среднестата, который практически не отличимо от соседа воспринимает происходящее вокруг.
Поэтому же, например, из поколения в поколение мы продолжаем голосовать "сердцем" и сроднясь с каким-то вечным стокгольмским синдромом, или по-русски, бьет (в том числе барин) значит любит. Кроме того, мы, россияне, еще и рождаемся сразу богатыми, у нас всё было и есть сразу: пушнина, золото, лес, железо ... потом нефть и газ. Нам не нужно стараться, что-то изобретать, к этому нас не стимулируют, не учат созидать. Зато учат быть как все, не выбиваться из толпы, работать как все (родился, учился, женился, работал, умер). Всё вокруг заточено под то, чтобы в эту цепочку попадало как можно меньше дополнительных элементов. И это первая вводная.
Вторая вводная. Мир человечества стремительно разрастается. Сегодня нас около 7,7 млрд человек, а всего через 15 лет будет на 15% больше:
Конкуренция за лучшее место под солнцем, лучшую еду, лучшее качество воды, уровень медицины и т.д. будет только нарастать с каждым годом. Как бы сильно мы не верили в демократию, кастамизация (от слова "каста") населения начнет нарастать и через несколько десятков лет совершит скачок на всей планете (социальные лифты перестанут работать; будут четкие алгоритмы движения по ним). А деторождение станет
привилегией в ряде регионов / социальных групп. Сегодняшнее положение большинства проживающих на планете закрепится на текущем уровне и с большой долей вероятности будет передаваться из поколения в поколение с соответствующими "выдаваемыми" ему обществом "возможностями и обязанностями".
Это особенно логично накладывается на факт усиления в будущем автоматизации (роботизации), исчезновение ряда профессий, появление новых более узких специальностей в тех областях, которые сложнее поддаются автоматизации и при этом закрывают актуальные проблемы общества.
Я всё сильнее склоняюсь к мысли, что наше поколение 35-летних / поколение наших детей это последнее условно свободное поколение, которое легко может передвигаться по социальной лестнице. И как мы сейчас "закрепимся" (уровень), так дальше наши потомки жить и будут.
Большинству жителей планеты, на мой взгляд, дела до этого нет. Иначе бы оно подняло свое тело хотя бы для того, чтобы существенно улучшить свое положение - не то, что положение детей или тем более еще не родившихся будущих детей.
Всё это вкупе налагает на нас дополнительную ответственность - становиться лучше сегодня. И так каждый день.
Наиболее ценными с древних времен качествами человека, которые позволяли ему занимать более комфортное (высокое в плане счастья / материальных благ / здоровья и т.п.) положение были:
- смекалка (умение нестандартно мыслить / "фантазировать" с уклоном в практическое применение);
- умение смотреть по сторонам (системное мышление и логика);
- обладание талантом;
- желание и умение упорно трудиться (трудолюбие);
- желание стать лучшим / сделать предмет / действие еще лучше (перфекционизм).
Каждое из этих качеств (за исключением в ряде случаев - обладания талантом) можно развивать. Как правило они все связаны друг с другом / необходимы для развития других из них у человека. Из этих пяти выделяются только первые два, которые приобрести сложнее трех последних.
Именно поэтому "нестандартно мыслит" у нас встречается реже, чем "о, талант!" или "о, у тебя круто получается". Ибо это не нужно (см. начало поста) и это сложно. И именно поэтому в любой цивилизованной ячейке человек, обладающий первыми двумя качествами, чаще направляет движение этой ячейки / управляет ею / стоит интеллектуально чуть выше других и как следствие имеет доступ к лучшему уровню жизни (медицины, продуктов питания, сервиса и т.п.).
Шире эту тему мы раскроем в будущих постах. Сейчас я хочу сконцентрироваться на том, с чем мы сталкиваемся каждый день с точки зрения тематики данного проекта (экономика / активное и качественное управление жизнью и капиталом).
В чем мешает нам зашоренность? Почему нам не хватает системности и логики и к чему это ведет?
Первое, с чем мы сталкиваемся каждый день, это информация. В квартире, за окном, в общественном транспорте, на работе и т.д. С точки зрения этого проекта - с экономической информацией и с "повесткой дня". Когда мы получаем любую информацию / читаем новость, мы чаще всего:
- воспринимаем эту информацию как данность (правду) - не проверяем ее;
- принимаем ее отождествлено от другой информации - не сопоставляем ее с другой информацией / с другими событиями;
- интерпретируем ее так, как нас учили дома / в школе / универе - по стандартному алгоритму "общества"; например: Россия и Саудовская Аравия договорились о сокращении поставок нефти - значит нефть будет дорожать;
Интересно, что зашоренность в экономической среде присуща и профессионалам. Например, на интервале в 100 лет фондовый рынок растет, бОльшую часть времени рынок имеет склонную к росту динамику. Большинство людей, с которыми я сталкивался в финансовом секторе (от хороших специалистов до руководителей топовых банков), не были готовы к "черному лебедю". Например, к девальвации рубля (
ссылка). И не понимают, почему этот процесс начался (произошел резко) и происходит до сих пор, глядя на другие показатели, которые "не должны" вести к такой ситуации с рублем.
Но мы с вами, если хотим для себя и своих будущих детей чего-то большего и лучшего, должны учиться смотреть шире, развивать системность мышления, логику, учиться собирать факты, подтверждать их из разных источников, связывать их. Не быть заложниками учебников или того, что по телевизору сказали, или в интернете кто-то (например, ecworld) написал.
Именно поэтому, когда я даю задачки (
ссылка), я пишу, что они НА ЛОГИКУ и что важнее - РАССУЖДАТЬ. Надо учиться это делать. Не жить шаблонами, которые вам привили в вашей корпоративной / рабочей среде или где-то еще. А учиться смотреть на вещи своими глазами и ИЗУЧАТЬ их ЗАНОВО. Вдруг:
- окажется все совсем не так, как "мне говорили";
- появится "ого, что я обнаружил, это же можно использовать для ...".
Итак, что я увидел в ответ на задачи, которые дал в одном из предыдущих постов? От самых опытных по первому вопросу - ответ в стиле "Никто не заработал, это переоценка".
Коллеги, я понимаю, тут "ооо, банальные" вопросы. Что тут отвечать, да? А попробуйте сесть один раз на часок и поразмышлять над своим ответом:
- возьмите лист А4 и нарисуйте на нем двух человек. У них есть нож, один на двоих и деньги у каждого. Нож можно продать и купить. Кроме желаний двух людей и ситуаций, в которых они используют его (каждый по-своему и для своего дела - единственный фактор), ничто не влияет на цену ножа. Они продают его друг другу по некой цене. Нарисуйте, как в этой замкнутой системе меняется цена на нож. Как формируются доходы двух людей и убытки при торговле ножом? Могут ли быть у одного всегда прибыли, а у другого убытки от покупки-продажи ножа? В какой ситуации?
- теперь добавьте в эту ситуацию фактор сезонности. Когда нож нужнее? Как это влияет на цену?
- затем уберите фактор сезонности и просто добавьте третьего человека. Ответьте себе на вопросы из пункта 1, но уже для ситуации из трех человек;
- теперь к ситуации из пункта 3 добавьте второй нож. Нарисуйте несколько ситуаций, когда три человека получают доходы / убытки от "чистой-покупки" продажи и от "переоценки"; например, третий человек, у которого есть нож, не участвовал в последней сделке с ножом, которая прошла между первым и вторым человеком, и по сути видит, что цена формируется без него. Как это повлияет на его поведение при следующей сделке? Опишите для разных ситуаций "бумажную" и реальную прибыль каждого человека.
Что будет, если цены на нож начнут расти, а в "системе" из трех человек нет таких денег, чтобы купить этот нож? Это вам вопрос в сторону размышления, как функционирует рынок денег (прежде всего, эмиссии) и зачем он нужен именно в таком виде, какой он сейчас, и что такое инфляция. Поразмышляйте на листе А4, порисуйте, попытайтесь понять, как это работает, рисуя систему.
Поскольку пост получается уже очень длинным, читать так долго мало кто может, то я продолжу на эту тему (если она интересна, конечно) в следующий раз. А пока выделю тех, чей ответ мне понравился тем, что он оказался шире, чем ответы других, и люди подошли системно (не по всем вопросам, но подошли), например, по первому вопросу выделив важные факторы:
- валюту родную для фонда и валюту инвестирования;
- наличие / отсутствие факта продажи финансовых инструментов (это влияет на то, был физический убыток или нет, нужно ли искать контрагента по прибыли / убытку и так далее по цепочке на всю систему - задача не искать, а показать логику, что Вы это понимаете - не мне - себе);
- типов финансовых инструментов (в облигах может быть минус в 2018 году у госфонда с его инвестдекларацией? А в сочетании с валютой инвестирования и родной валютой? Про избавление от российских ОФЗ во второй половине 2018 года этим фондом вспомним? Как положим этот факт в эту ситуацию?);
- т.д.
То есть со стороны некоторых участников был не просто ответ на вопрос, а попытка разложить систему (проблему) на простейшие части и / или посмотреть на нее с разных сторон (факторов).
Итого, больше мне понравились следующие ответы (не по всем, а по отдельным пунктам; они могут быть в целом не совсем корректными, но там могут звучать очень интересные и правильные мысли):
https://ecworld.livejournal.com/906983.html?thread=13177063#t13177063https://ecworld.livejournal.com/906983.html?thread=13177319#t13177319https://ecworld.livejournal.com/906983.html?thread=13177831#t13177831https://ecworld.livejournal.com/906983.html?thread=13178855#t13178855https://ecworld.livejournal.com/906983.html?thread=13181927#t13181927https://ecworld.livejournal.com/906983.html?thread=13184487#t13184487https://ecworld.livejournal.com/906983.html?thread=13184999#t13184999https://ecworld.livejournal.com/906983.html?thread=13191911#t13191911https://ecworld.livejournal.com/906983.html?thread=13194471#t13194471 - за желание рисовать :)
https://ecworld.livejournal.com/906983.html?thread=13197799#t13197799https://ecworld.livejournal.com/906983.html?thread=13206503#t13206503 - за дополнительные переживания о нашем Отечестве :)
https://ecworld.livejournal.com/906983.html?thread=13189863#t13189863https://ecworld.livejournal.com/906983.html?thread=13185511#t13185511 Рекомендую перечитать всем читателям ответы все и в том числе уделить внимание ответам участников, ссылки на ответы которых даны выше. Вы заметите, как все мы по-разному мыслим, каждый добавляет что-то свое. И в целом вместе создается более широкое понимание происходящего.
А вечерком не забудьте уделить часок листу А4 и схемам движения денег на примере, описанном выше.
Доступ к скрытым записям на март получили
worldbubble,
stedm,
invalid1gr,
rus_maximalist. Правила те же - выносить / распространять / передавать кому-либо информацию из скрытых записей запрещено.
P.S. За опечатки извините. Пост писал в 4 утра.
_
Если Вы хотите лучше понимать, что происходит вокруг Вас, а также получать больше полезной информации для управления Вашим капиталом / сбережениями, получать эту информацию более оперативно, поставьте приложение Telegram и присоединяйтесь к нашему каналу -
https://t.me/ecworld - заходите и обязательно нажимайте внизу канала кнопку JOIN.