спасти экономическую систему, переложив убытки на граждан:

May 11, 2016 15:23

Возвращаясь к вчерашнему обсуждению в социальных сетях очередной инициативы Правительства:

Ведомство Алексея Улюкаева предложило ограничить реальные доходы населения на время выхода из кризиса, а основным драйвером инвестиций сделать корпоративные прибыли. План предполагает увеличение числа бедных до 13,9%. Проект МЭР предполагает ограничение роста зарплат в экономике в 2016-2017 годах с последующей компенсацией в 2018-2019 годах, сокращение реальных пенсий на 4,8% в 2016 году и на 2% в 2017-м с дальнейшей индексацией только по уровню инфляции до 2019 года. (с) http://www.rbc.ru/finances/10/05/2016/573167509a7947484da4a27a

РБК, конечно, умеет задать тон. Новость прозвучала как "Правительство издало директиву #0247, имеющей целью увеличить число бедных и сократить доходы россиян" :)

Понятно, что Правительство сегодня, лавируя между финансовыми операциями правильных ребят, старается, опять же не навредив финансовой стабильности и не создав помех для финансовых операций этих самых правильных ребят (особенно обменных операций), хоть как-то удержать на плаву экономику  -  точнее ее ключевые институты. В ситуации, когда дефицит бюджета растет, а способы решения этой проблемы а) ограничены, б) создают другие не менее существенные (для предвыборных лет) проблемы,  -  приходится искать ключевые точки приложения силы / средств, которые при минимальных затратах позволят удержать экономику от краха, то есть дадут максимальный эффект при тех же затратах.

Одна из таких точек и обозначена в статье  -  "основным драйвером инвестиций сделать корпоративные прибыли". На самом деле, в текущих условиях это звучит несколько иначе  -  поддержать (не дать упасть ниже) настолько возможно низкий уровень общего корпоративного убытка, который позволит гасить его имеющимися силами / средствами, не сильно усугубляя ситуацию / проблемы по другим направлениям внутренней политики в предвыборные годы (в т.ч. массовая безработица, высокий уровень инфляции, снижение доверия к власти со стороны бюджетников, волнения). Под корпоратом здесь понимается не только коммерческий сектор, но и в первую очередь окологосударственные корпорации и органы государственной власти.

Решения, которые исходят от Правительства, готовят вовсе не глупые люди (как нам иногда кажется). Там прекрасно понимают, что если ограничить рост доходов граждан (не повышать зарплаты, пенсии  -  при росте цен и тарифов), то спрос будет падать (накопления населения таят), экономика будет постепенно опускаться, проблемы и нагрузка на бюджет будут только расти. И этого не избежать. Потому что реальных денег на прыжок вперед / на инвестици и развитие инфраструктуры (развитие которой считается лучшим двигателем экономики и дает лучший мультипликативный эффект) попросту нет. Все имеющиеся средства распланированы до конца выборной кампании 2018 года. И распланированы только на операционные нужды и конкретные операции / мероприятия, связанные с выборами. Поэтому вариант сейчас только один  -  еще раз  -  найти максимально эффективные точки приложения / ключевые объекты, которые нужно поддержать (с учетом имеющихся финансовых ограничений), чтобы система пережила ближайшие годы с минимальными потерями / убытками. А дальше (после 2018 года) проще  -  повышение налоговой нагрузки, эмиссия (уже не скрытая), повышение пенсионного возраста и прочие "непопулярные" меры.

То есть что нам предлагают экономически сегодня:

1. сохранить доходы бюджетников и пенсионеров на текущем уровне (только номинально, реальные же упадут);
2. поддержать ключевые государственные компании, генерирующие финансовые потоки, но при этом не позволяя им чрезмерно вкладываться в капитал (хотя, в статье и звучит обратная мысль  -  "инвестиции корпораций станут паровозом экономики"), через повышение дивидендной нагрузки  -  там где нет такой личной заинтересованности / нет такого уровня напряжения правильных ребят, которая приведет к серьезному расколу и рискам внутри правящей илиты;
3. сократить неконтролируемый отток сбережений (неправильных ребят) за пределы страны;
4. точечно поддержать крупнейшие предприятия / градообразующие предприятия на минимально необходимом уровне (то есть не живо, не мертво);
5. поддержать ключевые финансовые институты на плаву (прежде всего  -  банки), ибо они кровь, связующее звено и центр экономики.

Если 1-2-ой пункты понятны, 3-ий пункт сейчас реализуется Центральным Банком (через введение различных ограничений и лишение лицензий банков), то с 5-ым пунктом все намного сложнее. Что сегодня может помочь ключевым финансовым институтам пережить снижение экономики, падение деловой активности контрагентов, повышение кредитных рисков, повышение просрочки по выданным займам  -  то есть пережить снижение доходов (за исключением, наверное, доходов от валютных операций и комиссионных доходов) / убытки? Я бы выделил здесь три ключевых направления:

а). низкие ставки привлечения;
б). высокие ставки выдачи;
в). запрет на досрочное погашение выданных займов.

Что уже сделано? Несмотря на высокую ставку ЦБ, и высокие "благодаря" этому ставки выдачи займов (пункт "б")  -  ставки привлечения в те же вклады сегодня стали очень низкими ( на фоне ставки ЦБ и инфляции). Таким образом, население вынуждено отдавать деньги дешево (и обесценивать свои сбережения ежегодно на уровень высокой инфляции), а занимать очень и очень дорого. Таким образом, часть решения проблемы убытков банковской системы (и экономии бюджетных средств для спасения банков) переложили на простых граждан. Сегодня мы дополнительно к налогам финансируем и "успехи" эффективных менеджеров, а также вынос капитала через недвигу и прочие связанные активы / проекты собственников / менеджеров банков.

Далее. Все мы видим по регулярно публикуемой статистике банковского сектора, что идет сильный рост просроченной задолженности, но при этом падают темпы выдачи новых займов:

2015 год. Количество просроченных кредитов в этом сегменте выросло с начала года на 14%: с 6,6 до 7,5 млн. шт. За 2014 г. этот показатель вырос на 31%. К декабрю доля просроченных кредитов в общем количестве кредитов наличными составила 21,2%. Объемы просроченной задолженности в этом сегменте выросли с начала года на 50%: с 450 до 684 млрд. руб. В прошлом году рост составлял 64%. Доля просроченной задолженности составила 16,6% от всей ссудной задолженности по кредитам наличными.

В сегменте кредитных карт количество просроченных кредитов в 2015 г. увеличилось на 9%: с 4,6 до 5 млн. шт. В прошлом году рост составлял 68%. Доля просроченных кредитов сейчас составляет 14,3% от общего количества активных кредитных карт. Темпы роста объемов просроченной задолженности серьезно замедлились по сравнению с 2014 г. В этом году рост составил 52%: со 157 до 227 млрд. руб. В прошлом году аналогичный показатель вырос на 168%. В декабре доля просроченной задолженности составила 25,3% от общего объема ссудной задолженности по картам.

Наиболее умеренные темпы роста количества просроченных кредитов показал сегмент автокредитов. Количество просроченных кредитов с начала года выросло на 4%: с 180 до 187 тыс. шт. В 2014 г. рост составлял 29%. В декабре доля просроченных кредитов от общего числа автокредитов составила 12,8%. Объемы просроченной задолженности выросли на 25%: с 54 до 62 млрд. руб. В 2014 г. рост составлял 27%. Доля просроченной задолженности сейчас составляет 12,4% от общего объема ссудной задолженности по автокредитам.

По сравнению с 2014 г. количество выданных кредитов снизилось на 29%, а объемы выдач - на 46%. Всего в 2015 г. банки выдали 21,7 млн. новых кредитов общим объемом более 2,4 трлн. руб. В 2014 г. было выдано 30,6 млн. кредитов общим объемом 4,5 трлн. руб. (с) http://www.bki-okb.ru/press/news

То есть мало того, что банки выдавать стали меньше (и меньше создавать возможностей для заработка), так еще и по выданным кредитам сильно растет просрочка. Тут у банков вариантов не много: либо сокращать затратную часть, то есть сокращать масштаб бизнеса и увольнять персонал, либо снова выезжать на простых добропорядочных гражданах-плательщиках. Все мы помним апрельское письмо Г. Тосуняна  -  В. Путину:

В письме, в частности, говорится, что предлагаемая редакция отдельных статей Гражданского кодекса лишает ипотечного заемщика «права на досрочный возврат кредита без согласия кредитора». В настоящее время это право закреплено в кодексе, сказано в письме (с) http://www.rbc.ru/finances/18/04/2016/5713fb619a79478c10294486

Ошибка, не ошибка, не правильно поняли поправки ...  но посыл-то к измениям в ГК верный в текущих условиях :) В принципе, для банка досрочная выплата кредита это почти всегда плохо. И точно плохо, если это ответственный заемщик. Почему? С каждым новым выданным займом банк несет разовые расходы на выдачу (и если банк в первом случае выдал 10 000 рублей на полгода, затем ему вернули деньги через полгода и он снова выдал и ему снова вернули, а во втором случае он выдал на год ту же сумму и ему ее вернули через год, то второй вариант выгоднее, так как там расходы на выдачу понесены лишь один раз  -  при тех же ставках), а также несет риск не возврата (в первом случае второй заемщик может оказаться плохим и не вернуть часть занятого).

Люди же, которые имеют такой кредит как ипотечный и которые имеют сегодня средства на возврат всего займа, надежные плательщики, вот они очень нужны банку и нужны на весь период займа, так как стабильно приносят банку доход. Вот вернет такой заемщик банку деньги сегодня (банк не дозаработает на нем), и куда банку затем эти деньги приткнуть в текущим условиях? Выдать уже менее надежному заемщику?

Понимаете, да? Часть убытков (разница между ставшей очень низкой ставкой по вкладам и очень высокой ставкой по займам) уже переложили на плечи россиян. Поэтому логично было бы и переложить на наши плечи и еще часть [финансовой] ответственности, введя запрет на досрочный возврат кредитов (напр., ипотеки) или для начала сильно усложнив такой возврат.

Поскольку букв уже много набралось, то некоторые моменты по перекладыванию финансовой ответственности и убытков (каким именно образом) на обычных граждан опишу уже в следующих записях.

Как помогают отдельным / "правильным" банка (из ежемесячно обновляемого списка банков с большими дырами / кредитными рисками), можно прочитать, например, здесь.

А, если возвращаться к финансовым операциям правильных ребят, то ...   если Вы все еще не верите, что кризис рукотворный и к нему инсайдеры финансово готовились за 1,5 года, то почитайте статью, в которой написано, что за период с 2013 по 2014 год из России вывели более 1,2 трлн. долларов в офшоры  -  то есть почти столько же, сколько за весь предыдущий период:

По данным исследования, которое провел профессор Колумбийского университета Джеймс Генри, из развивающихся стран, в том числе России и Китая, к концу 2014 года было выведено более $12 трлн. Из них $1,3 трлн - из России (с) http://www.rbc.ru/economics/09/05/2016/572fc4839a79479bd682e3eb

бюджет, 2018, банк, секвестр, правительство, вклад, экономика

Previous post Next post
Up